Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы социальной работы с молодой семей и разработать рекомендации по совершенствованию данной работы. Задачи исследования:
– анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
– рассмотрение опыта работы с молодой семьей,
– проведение и анализ собственного эмпирического исследования,
– разработка практических рекомендаций для специалистов, работающих с молодой семьей.
Введение
Одной из важнейших задач социальной работы с молодежью в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства. В создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой: разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.
Создание новой семьи – прекрасное
событие, но в то же время очень важный
и ответственный шаг. Первые годы жизни
- трудное испытание для молодой семьи:
тяжело приспосабливаться к привычкам,
традициям своего партнера, идти в разрез
со своими принципами; возникают первые
конфликты, появляется желание изменить,
переделать своего любимого. Кроме того,
молодая семья сталкивается с целым комплексом
экономических, психологических, социальных
проблем. Не всегда молодые супруги способны
справиться с этими трудностями самостоятельно.
В Европе в таких ситуациях обращаются
к квалифицированным специалистам, в нашей
стране практика социальной помощи молодым
семьям только начинает развиваться, поэтому
роль социального работника в сохранении
семьи и предоставления ей необходимой
помощи только приобретает свою актуальность.
Социальной работе с молодой семьей посвящены
труды следующих авторов: Гребенников
И.В., Гуслова М.Н., Дементьева И.Ф., Дивицына
Н.Ф., Коряковцева О.А Мустаева Ф.А., Холостова
Е.И. и др., чем обусловлена актуальность
исследования.
Объект исследования: молодая семья.
Предмет исследования: формы социальной работы с
молодой семьей.
Цель исследования: изучить
проблемы социальной работы с молодой
семей и разработать рекомендации по совершенствованию
данной работы. Задачи исследования:
– анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
– рассмотрение опыта работы с молодой семьей,
– проведение и анализ собственного эмпирического исследования,
– разработка практических рекомендаций для специалистов, работающих с молодой семьей.
Гипотеза исследования: социальная работа с молодой семьей будет более эффективной, если:
– при работе с молодой семьей специалист по социальной работе будет четко определять специфику и характер проблем молодой семьи, с целью определения и применения наиболее результативных форм и методов работы;
– взаимодействие специалиста и молодой семьи будет основываться на специфических и общих принципах социальной работы, где и специалист и клиент заинтересованы в достижении конкретного результата;
– специалист будет применять индивидуальный подход в работе и использовать инновационные технологи в своей деятельности;
– специалист будет обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями.
Практическая значимость: мы полагаем, что материалы исследования могут быть использованы в работе специалистами социальных служб, и всеми лицами, которые заинтересованы изучением данной проблематики.
База исследования: Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Белорецкому району и г. Белорецку, Государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Белорецкого района и г. Белорецк Республики Башкортостан».
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, беседа.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов по параграфам, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.
По определению А. В. Мудрика, семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [7, 19-21].
Холостова Е.И. определяет семью как малую группу – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж–жена, муж–дети, жена–дети, дети–дети, муж–родственники, жена–родственники, дети–родители, дети–родственники[14, с. 20-21].
Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.
Меньшутин В.П. считает, что семья – один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связи, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затруднения, смена эмоционально-психических проявлений, потеря родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль специалиста по социальной работе в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает[3, с. 15-17].
Таким образом, семья,
как необходимый компонент
Мустаева Ф.А. считает,
что молодая семья – это
семья на начальной стадии
ее развития, на стадии реализации
супружеского выбора. В ней проявляется
обычный феномен открытия в
другом более сложного
Стоит отметить, что законодательного определения понятия «молодая семья» в России не существует, однако имеется Постановление Правительства Российской Федерации, в котором говорится, что «молодая семья – семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет» [30]. В некоторых источниках это определение дополняется условием, что брак заключен не более трех лет назад.
Куликова Т.А. выделяет три основных типа молодых семей [15, с. 23-25]:
1. Традиционный тип. Семьи такого типа характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидером в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.
2. Супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
3. Молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.
В статье «Таинство брака и семьи» Ничипорова Б.В. говорится, что ядром каждой семьи составляют муж, жена и их дети. Нередко с ними проживают и родители супругов. Каждый член семьи, находясь в постоянном взаимодействии с другими ее членами, играет в ней определенную роль, заботится об удовлетворении тех или иных потребностей каждого и всей семьи в целом, а также интересов общества. Личные качества супругов, характер взаимоотношений между ними определяют облик семьи и специфику реализации присущих ей функций[2, с. 47-49].
В «Энциклопедии молодой
семьи» молодую семью
Одна из предпосылок
существования нормальной
Организация культурного досуга – одна из важнейших функций семьи. Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Разумихин Г.П. под досугом понимает внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению[17, с. 14-19]. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним[6, с. 23-25].