Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Аннотация
Определения, обозначения, сокращения
Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список
Богатый арсенал правовых
способов поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства содержится
в праве социального
Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г., дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.
Одной из наиболее действенных форм СЗ семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.
Единая система
Действие Закона от 19 мая
1995 г. распространяется на всех граждан
России, проживающих на ее территории,
а также иностранных граждан
и лиц без гражданства, в том
числе беженцев, проживающих на территории
России. Порядок назначения и выплаты
пособий устанавливается
Федеральным законом от 24
июля 1999 г. "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации"
предусмотрено, в частности, установление
минимальных социальных стандартов
основных показателей качества жизни
детей. Они включаются в установленный
минимальный объем услуг по гарантированной
выплате государственных
3.4.2 Пособие по беременности
и родам, пособие женщинам, вставшим
на учет в ранние сроки
Цель такого пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые:
подлежат государственному
социальному страхованию, т.е. выполняют
работу по найму и некоторую иную
работу (к ним приравнены женщины,
уволенные в связи с
обучаются с отрывом от
производства в образовательных
учреждениях начального, среднего и
высшего профессионального
проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;
принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Заключение
Семья реализует естественные
(витальные) потребности своих членов;
создает условия для
Выполняет ли сегодня семья
эти и подобные ресоциализирующие
функции в обществе или нет, видно
из большого процента беспризорников,
сирот, бомжей, преступности, переполненности
тюрем и лагерей. Заметен также
низкий рост материальной обеспеченности
средней семьи в целом, слабая
защита и защищенность неблагополучных
семей. На сегодняшний день институт
социальной работы особенно актуален,
в связи с вышеперечисленными
проблемами и неумением самого общества
их решать. Неумение и отчасти - нежелание
стремиться к благополучию как личному,
так и общему. Разочарование гражданина
в своем государстве, исходившее
из непрестанных тенденций манипулирования
сознанием людей с целью
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Большого внимания требует
разрешение проблемы воспитания нашего
будущего поколения. Социальные работники
должны ясно видеть и понимать, какие
члены семьи представляют угрозу
для ребенка, уметь раскрывать творческий
потенциал самого ребенка и взращивать
силу и сопротивляемость социальным
проблемам. Важно иметь в виду
благополучие детей в длительной
перспективе, а не только в ситуации
жестокого обращения и
Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")
3. Захаров М.Л., Тучкова
Э.Г. Право социального
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
5. Клейберг Ю.А. Психология
девиантного поведения:
6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999
7. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.
8. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.
10. Психология семейных
отношений с основами
11. Райгородский Д.Я. Психология семьи. (Серия "Психология семейных отношений"). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002. - 752 с.
12 Сафронова В.М.
13 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.
14 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Холостова, д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.
15 Социальная педагогика:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб,
заведений / С69Под ред.В.А. Никитина.
- М.: Гуманитарный издательский
16 Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с. ISBN 5-7695-0833-7
17 Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.
18 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.
19 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями