Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Содержание работы

Аннотация
Определения, обозначения, сокращения
Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

норм акты в неблаг семьях.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и  родам с выплатой СП, которое возмещает  в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей  дошкольного возраста в яслях  и детских садах за небольшую  плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры СЗ многодетных  семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении  и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными  обязанностями, принятой 67-й сессией  Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г., дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

Одной из наиболее действенных  форм СЗ семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно  детям, лишенным родительской опеки  и попечительства. Все эти выплаты  неразрывно связаны между собой.

Единая система государственных  пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и  воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную  материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена  Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в дальнейшем в  него вносились изменения и дополнения).

Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан  России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан  и лиц без гражданства, в том  числе беженцев, проживающих на территории России. Порядок назначения и выплаты  пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий  гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г. Установлено несколько  общих правил, касающихся всех государственных  пособий гражданам, имеющим детей. Получатели государственных пособий  обязаны своевременно извещать соответствующие  органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни  детей. Они включаются в установленный  минимальный объем услуг по гарантированной  выплате государственных пособий  гражданам, имеющим детей, в связи  с их рождением и воспитанием.

3.4.2 Пособие по беременности  и родам, пособие женщинам, вставшим  на учет в ранние сроки беременности

Цель такого пособия - возместить утраченный заработок в связи  с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский  уход за ребенком в первые месяцы после  его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые:

подлежат государственному социальному страхованию, т.е. выполняют  работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией  предприятий, учреждений и организаций  в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном  порядке безработными);

обучаются с отрывом от производства в образовательных  учреждениях начального, среднего и  высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского  профессионального образования;

проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;

принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных  государств в случаях, предусмотренных  международным договором РФ.

Заключение

Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной  системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Выполняет ли сегодня семья  эти и подобные ресоциализирующие  функции в обществе или нет, видно  из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности  тюрем и лагерей. Заметен также  низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных  семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание  стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования  сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся  экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что  биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно  настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня  в резком социально-экономическом  расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета  и невозможности социальной и  географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся  в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Большого внимания требует  разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники  должны ясно видеть и понимать, какие  члены семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного  вмешательства социальных служб. Это  требует особой внимательности как  к потребностям детей, так и к  оказанию помощи родителям в надзоре  и присмотре за детьми - либо через  организацию доступа к таким  услугам, либо через конкретные формы  помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных  семей и активно их решать. В  то же время, социальная работа ориентирована  не только на решение данных проблем  семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно  значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Психология  личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

 

2. Глэддинг С. Г52 Психологическое  консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера  психологии")

 

3. Захаров М.Л., Тучкова  Э.Г. Право социального обеспечения  России: Учебник. - 2-е изд., испр. и  перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.

 

4. Иванов В.Н., Патрушев  В.И. Социальные технологии: Курс  лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2

 

5. Клейберг Ю.А. Психология  девиантного поведения: Учебное  пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера,  при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.

 

6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория  социальной работы. Учебное пособие.  Новосибирск. - 1999

 

7. Кроль В.М. Психология  и педагогика: Учеб. пособие для  техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.

 

8. Никитин В.А. Социальная  работа: проблемы теории и подготовки  специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский  психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

 

9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра  - М, 2003. - 395 с.

 

10. Психология семейных  отношений с основами семейного  консультирования: Учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений / Е.И.  Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова  и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

 

11. Райгородский Д.Я. Психология  семьи. (Серия "Психология семейных  отношений"). Учебное пособие для  факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002. - 752 с.

 

12 Сафронова В.М. Прогнозирование  и моделирование в социальной  работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский  центр "Академия", 2002. - 192 с.

 

13 Социальная политика: Учебник  / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.

 

14 Социальная работа: теория  и практика: Учеб. пособие / Отв.  ред. д. и. н., проф. Холостова,  д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА  - М, 2004. - 427 с.

 

15 Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69Под ред.В.А. Никитина. - М.: Гуманитарный издательский центр  ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

 

16 Старовойтова Л.И., Золотарева  Т.Ф. Занятость населения и  ее регулирование: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с. ISBN 5-7695-0833-7

 

17 Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ  Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

 

18 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко,  Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и  др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск:  Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.

 

19 Фирсов М.В., Студенова  Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд.  Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.


Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями