Социальная работа с пожилыми людьми и старыми. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми важно знать:
• Особенности их психологии;
• Владеть коммуникативными навыками и этикетом общения с клиентами «третьего возраста»;
• Иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию устойчивой, оптимистической, жизнеутверждающей позиции пожилого человека по отношению к себе, своему возрасту, окружающему миру.

Содержание работы

Содержание:
1.Социальная работа с пожилыми людьми и старыми.
1.1.Социально-демографическая характеристика
1.2. Основные проблемы пожилых людей
1.3. Социально-психологические особенности пожилых людей
1.4. Социальное обслуживание пожилых людей
2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей.

Файлы: 1 файл

Геронтология Реферат.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                    Реферат

По дисциплине: Социальная геронтология

Тема: Социальная работа с пожилыми людьми и старыми. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Содержание:

1.Социальная работа с  пожилыми людьми и старыми.

   1.1.Социально-демографическая характеристика

   1.2. Основные проблемы пожилых людей

   1.3. Социально-психологические особенности пожилых людей

   1.4. Социальное обслуживание пожилых людей

2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

                1. Социальная работа с пожилыми людьми и старыми.

1.1.Социально-демографическая характеристика

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической  ассоциацией к пожилым относятся  люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

 Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и т.д. Геронтологи единодушно подтверждают гипотезу о связи долго жительства с высоким уважением к человеку преклонного возраста в семье и обществе. Отношение общества к пожилым людям отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за социальное, психологическое, одним словом, комфортное положение людей преклонного возраста. Уважительное отношение к престарелым нужно формировать в семье, которая на последних этапах жизненного цикла индивида играет исключительно большую роль. Принадлежность пожилого человека к семье, тем людям с которыми он теснейшим образом связан, цели которых он разделяет и которые в свою очередь заботятся о нем, предоставляя повседневную помощь, социальную и психологическую поддержку, может служить лучшим средством адаптации пожилого человека после выхода на пенсию. В связи с этим очень важно, чтобы пожилые люди их дети, даже если они не живут совместно, поддерживали между собой тесные взаимоотношения.

 

1.2.Основные проблемы пожилых людей

Среди социальных условий  жизни пожилых людей на одном  из первых мест находится традиционно  здоровье. В качестве показателей  состояния здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое  испытывают пожилые люди. Оно часто  порождается уровнем заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у молодых. Это хронические заболевания (суставные, сердечно-сосудистые и т.д.), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы. В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5-1,7 раза больше, чем молодого контингента.

 Материальное положение.  Пожилые люди встревожены своим  материальным положением, уровнем  инфляции, высокой стоимостью лекарственных  средств. Рост цен на продукты  питания и непродовольственные  товары привел к ухудшению  рациона питания пожилых людей,  именно в этой группе семей  имеются живущие «впроголодь». Семья  пенсионеров испытывает затруднения  в приобретении одежды и обуви,  уменьшаются расходы на социально-культурные  нужды. Все это оказывает негативное  влияние на здоровье пожилых  людей, рождает неуверенность  в завтрашнем дне.

 Для многих пожилых  людей важной проблемой является  одиночество – социально-психологическое  состояние, характеризующееся узостью  или отсутствием социальных контактов,  поведенческой отчужденностью и  эмоциональной не вовлеченностью  индивида. Основными причинами одиночества  в пожилом и старом возрасте  являются разрушение деловых  связей, длительная болезнь, смерть  близких, друзей, супруга, родственников.

 В России огромное  различие в численности между  женщинами и мужчинами пожилого  возраста. Численность женщин более  чем в два раза превышает  численность мужчин. Это объясняется  низкой продолжительностью жизни  мужчин по сравнению с женщинами.

 Смерть супруга мужчинами  и женщинами воспринимается по-разному.  Смерть жены пожилой мужчина  воспринимает быстрее, потому  что он меньше приспособлен  к жизни в одиночку, но для  него не составляет особого  труда найти ей замену. У старой  женщины, когда она остается  одна мало шансов повторно  выйти замуж, но она, как личность, обладает навыками ведения домашнего хозяйства, легко находит друзей и сама о себе заботится. Для старых людей партнер особенно желателен в том смысле, что он разделяет с ним финансовые проблемы, является собеседником, а также человеком, на которого можно положиться, о ком можно заботиться. В то же время многие пожилые люди рассматривают жизнь в одиночку как ценность, символ свободы и независимости. Некоторые из них умышленно идут на снижение своей вовлеченности в социальную жизнь и бывают весьма довольны этим. Социальная работа с такими людьми в первую очередь должна быть направлена на, предоставление им возможности находиться дома как можно дольше. Это оказание социально-бытовых и социально-медицинских услуг на дому, организация центров дневного пребывания, помощь в оплате за жилье, топливо.

 Социальная работа  с теми, кто тяготится своим одиночеством может заключаться в вовлечении их в группы самопомощи, клубную работу, организации центров дневного пребывания, помощь на дому, или устройство в стационарные учреждения.

 Таким образом, наиболее  актуальными проблемами для людей  пожилого возраста становится:

1. сохранение здоровья, которое  оценивается пожилыми как основная  ценность и создает мотивацию  по его поддержанию, сохранению, обереганию;

2. Материальная обеспеченность  – в связи с низким размером  пенсии. Является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры  продолжали работать.

3. Проблема одиночества,  которая возникает в связи  с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает  на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе.

 

1.3.Социально-психологические особенности пожилых людей

Социальный работник, работающий с пожилыми людьми, должен знать  психологические особенности людей  этого возраста. Это поможет ему  правильно построить свою работу, найти общий язык с престарелыми людьми, объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы.

 На формирование психики  всех людей и пожилых в частности,  оказывают воздействие биологические  и социальные факторы, под воздействием  которых у пожилого человека  происходят следующие изменения:

 В интеллектуальной  сфере – появляются трудности  в приобретении новых представлений  и приспособлений к непредвиденным  обстоятельствам. Такими трудностями  могут оказаться самые разные  обстоятельства, в том числе и  те, которые легко преодолевались  в молодые годы (болезнь собственная  или кого-то из близких, деноминация рубля). Но иногда впечатление об ослаблении умственных способностей пожилого человека бывает ошибочным. Например, время между заданным старику вопросом и его ответом может быть более длительным, в связи с чем кажется, что психические процессы у пожилого человека протекают более медленно и для оценки ситуации ему требуется больше времени. А на самом деле подобные явления очень часто возникают из-за нарушения органов слуха, которые пожилой человек может стараться скрывать.

 В эмоциональной сфере – постепенное ослабление контролирующей и тормозной функции коры головного мозга влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодые годы в какой-то мере, держались в «узде» и маскировались, а к старости стали более заметными, Так поведение становится более агрессивным, или напротив, появляется склонность к грусти, сожалению, слезливости, Поводом для таких реакций может стать старый кинофильм, утерянная старая вещь, ситуация, напомнившая события молодости.

 В моральной сфере  – отказ от адаптации к новым  нормам, ценностям, манерам поведения  может привести к конфликтам  пожилого человека с окружающими,  замыканию в своем мире.

 Можно выделить две  характерные черты стиля жизни  пожилых и престарелых людей:  гипертрофированность событий и  своеобразное ощущение времени.

 Гипертрофированность  событий. Как правило, жизнь  пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. В итоге событие, которое воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Например, разговор по телефону, встреча с другими людьми, соседями, приход социального работника.

 Своеобразное ощущение  времени. Пожилой человек всегда  живет в настоящем. Его прошлое  также присутствует в настоящем  – отсюда запасливость, бережливость  пожилых людей, Они как бы  консервируются в сиюминутности,  причем такому сохранению подвергается  и духовный мир, его ценности. Зная эти особенности психики  пожилых людей, специалист по  социальной работе будет с  большим пониманием относиться  к пожилым людям.

 Причиной многих конфликтов  непрофессиональных социальных  работников с пожилыми людьми  может быть непонимание склонности  пожилых к рассказам о своей  прошлой жизни. В это время  человек снова чувствует себя  молодым, красивым, сильным он  снова переживает свои успехи, мысленно встречается со старыми  друзьями, При этом кое-что приписывается,  приукрашивается, но при повторном  воспроизведении уже самому рассказчику  представляется реальностью. Геронтологи  убеждены, что воспоминания создают  эмоциональный и интеллектуальный  комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом  творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость. Поэтому не  следует лишать стариков их  любимого занятия – предаваться  воспоминаниям, а напротив, поощрять  его.

 И все же неправомерно  связывать с периодом старости  только регрессивные явления.  Известны факты высокой творческой  активности и продуктивности  ученых, представителей искусства  и других профессий не только  в пожилом, но и в старческом возрасте. Справедливо пишет В.Франкл: «Человек, ведущий плодотворную жизнь, не становится дряхлым стариком, напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила слабеет». На протяжении всей жизни человек формирует установку и закладывает программу своей старости.

 Отечественный ученый  В.В.Болтенко, основываясь на исследованиях лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых, выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.

 На первом этапе  сохраняется связь с тем видом  деятельности, который был ведущим  для человека до выхода на  пенсию. Как правило, этот вид  деятельности был непосредственно  связан с его профессией. Эта  связь может быть непосредственной, как эпизодическое участие в  выполнении прежней работы, так  и опосредования – через чтение специальной литературы и т.п. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает во второй.

 На втором этапе  наблюдается сужение круга интересов,  за счет выпадения профессиональных  привязанностей. В общении с окружающими  уже преобладают разговоры на  бытовые темы, обсуждение телевизионных  новостей, семейных событий, успехов  или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже  трудно различить, кто был инженером,  кто врачом, кто счетоводом, а  кто профессором.

 На третьем этапе  главным становится забота о  личном здоровье, это становится  и наиболее любимой темой для  разговора – о лекарствах, о способах лечения, о травах. Наиболее значимым в жизни человеком становится лечащий врач, его профессиональные и личностные качества.

 На четвертом этапе  смыслом жизни становится сохранение  самой жизни, круг общения сужен  до предела: лечащий врач, социальный  работник, те члены семьи, которые  поддерживают личный комфорт,  соседи – ровесники.

 Для приличия им  по привычке – редкие телефонные  разговоры со старыми знакомыми,  в основном, чтобы узнать все  ли уже «ушли» или кто-то  еще остался.

 И, наконец, на пятом  этапе актуализируются потребности  витального порядка (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение практически отсутствуют.

Таким образом, примерный  перечень распространенных сложных  ситуаций, создающих проблемы в жизни  пожилого человека следующие:

1. Осознание потребности  в индивидуальной помощи. Различия  в возможностях справляться в  повседневном быту. Положение немощных  стариков.

2. Выявление различных  заболеваний пожилого возраста: болезнь Альцгеймера, деменезии, инсульт, переломы, психические заболевания и др.

3. Инвалидность пожилых  людей, отсталость в умственном  развитии, ослабление зрения и  слуха.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми и старыми. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей.