Особого внимания заслуживает
и отношение самих пожилых
и старых людей к той помощи,
которую им оказывают социальные
работники. Практический опыт и специально
проведенные исследования позволяют
выделить несколько определенных стереотипов
поведения пожилых и старых людей:
1) активное неприятие
социальной помощи в повседневной
жизни, недоверие к социальным
работникам, нежелание быть зависимыми
от чужих, посторонних людей;
2) явные рентные установки,
стремление и настойчивость в
получении как можно большего
количества услуг со стороны
социальных работников, возложение
на последних выполнения всех
бытовых обязанностей;
3) недовольство и неудовлетворенность
своими жизненными условиями
переносится на социальных работников,
с которыми непосредственно общаются;
4) социальный работник
воспринимается как объект, который
несет ответственность за их
физическое здоровье, моральное
и материальное состояние.
Конечно, основная
часть населения старших возрастов,
с которыми ведется социальная
работа в различных ее видах,
выражает свою искреннюю благодарность
социальным работникам, высоко оценивает
их труд. Однако нередким является
и недоброжелательное отношение,
подозрительность, недовольство оказываемыми
услугами. Иногда прибегают и
к чрезмерному восхищению, восхвалению
социального работника, чтобы добиться
от него тех услуг, которые не входят в
перечень выполняемых обязанностей.
Работа со старыми
людьми во всех странах считается
одной из самых тяжелых во
всех отношениях: велико разочарование
лиц, обеспечивающих уход за
ними; чтобы его избежать, необходимы
высокая профессиональная подготовка,
понимание и знание психологических
особенностей пожилого и старческого
возраста.
Социальным работникам
нужно с самого начала готовиться
к тому, что в их работе благодарностей
будет значительно меньше, чем
подозрительности, необоснованных
обвинений, а нередко и незаслуженных
оскорблений. Социальные работники
должны быть подготовлены к
тому, чтобы быть терпеливыми
и заботливыми к любому, даже
очень капризному и надоедливому
старому человеку.
Старость - это сумма
всего ранее пережитого и прожитого,
а также, у многих людей,
нереализованных жизненных надежд
и желаний. Каждый человек постоянно
носит в себе и с собой
успехи и поражения, заслуги
и провинности, удавшиеся свершения
и неудавшиеся начинания, «непрожитую
жизнь», т.е. несбывшиеся желания,
надежды и ожидания. В течение
всей жизни человек должен
был делать выбор между двумя
или большим количеством возможностей,
причем одна из них всегда
реализовывалась, а другие оставались
лишь желаниями. Однако это
не означает, что те желания
остались забытыми. Нет, они играют
большую роль в жизни старого
человека в виде воспоминаний
или сожалений. По выражению
известного американского психолога
и психоаналитика Юнга, человек
постоянно живет со своей тенью,
он переполнен всем, что он
не хочет осознанно воспринимать,
что, будучи вытесненным, остается
в подсознании и определяет
его поведение до самой смерти.
Нельзя воспринимать
старого человека изолированно,
вне его жизненного пути. Напротив,
то, что он представляет собой
сейчас, есть отражение многоаспектного
и многослойного становления
личности. Биография каждого старого
человека представляет собой отражение
удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно,
разломанной или порушенной жизни.
Самое главное - каждый
старый человек есть личность
и как личность имеет самоценное
значение. Личность - сердцевина человеческого
бытия, его чувств, переживаний
и действий. Личность определяет
и поведение человека в процессе
старения. Каждый человек уникален
в своем «Я» и никак не
может быть подменен другим
человеком, и в таком виде
иного человека не существует.
Самоценность человека должна
быть сохранена полностью, она
должна быть неделимой, «индивидус»
по-латыни значит неделимый.
Неотделима от индивидуальности
человека и другая характерологическая
особенность - социабельность, т.е.
возможность открыть себя для
контактов с другими людьми. Человек
вступает в контакты с окружающими
его людьми, создает с ними
длительные или кратковременные
связи, поддерживает их или
отвергает; в ходе этих контактов
возникает приязнь или неприязнь,
доверие или недоверие.
Каждый человек, вступая
в постоянные контакты с окружающими
его людьми и окружающим миром,
строит на основе собственного
«Я» свой индивидуальный мир,
и это во многом определяет,
удастся ли ему задуманное. С позиций
психоанализа, детство - это период, когда
человек начинает свое существование
и ведет такой образ жизни, при котором
внешнее и внутреннее, земля и небо, «Я»
и «МИР» едины, взаимно переплетены в живой
целостности. В зрелом возрасте эти полюса
разделяются, сформировавшееся сознание
позволяет различать свою индивидуальность
и мир, дух и плотские побуждения. В постоянном
метании между собственным «Я» и внешним
миром появляется опасность уйти от своей
сути и быть проглоченным этим миром, которому
ты отдаешь себя как жертву.
На третьем этапе,
т.е. в старости, у человека
появляется шанс, если он правильно
преодолевает этот возрастной
порог, вновь приобрести потерянную
гармонию, причем на более высоком
уровне.
Список использованной литературы:
- Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. //Учебное пособие. – Москва. 2001г.
- Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 296 с.
- Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально- технологический институт, 2003.-320с.
- Социальная работа с пожилыми людьми [Электронный ресурс]: режим доступа http://soc-work.ru/
- Дифференцированный подход [Электронный ресурс]: режим доступа: http://lib.druzya.org/gerontologia/
- Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. - М.: Владос, 1999.-206 с.