Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 21:39, курсовая работа
Цель работы: Изучить проблемы пожилых и старых людей и рассмотреть основные направления социальной работы с ними.
Задачи:
1) Выявить основные социальные проблемы пожилых и старых людей.
2) Рассмотреть психологические особенности пожилых и старых людей.
3) Проанализировать законодательную базу, на которой основывается социальная работа с пожилыми и старыми людьми; рассмотреть основные направления этой работы.
Введение
Глава 1. Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей
1.1 Пожилые люди как социальная общность
1.2 Психологические особенности пожилых и старых людей
Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми
2.1 Законодательно-правовая база социальной работы
2.2 Основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми
Заключение
Список литературы
Заметно усиление и специализация действия закона гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная, с разными темпами инволюция других систем, что объясняется той ролью, значимостью, которую они играют в основных, жизненно значимых процессах.
Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это формирует вывод, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Учеными доказано, что существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность целом после завершения его репродуктивного периода (2; 53).
Наряду с этим возникает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза. Б. Г. Ананьев писал о том, что «речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором онтогенетической эволюции человека» (Цит. по: 3; 111).
Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период геронтогенеза должно усиливаться.
По данным исследования отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущения, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние и смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память (3; 54).
Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом (15; 43)..
К сожалению, типичными личностными проявлениями старого человека принято считать: снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому –отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе – эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему здоровью; неуверенность в завтрашнем дне – всё это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т. п.
Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют, однако, о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.
К. И. Чуковский писал в своём дневнике: «…Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день – мои мысли добрей и светлей» (Цит. по: 3; 36).
Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений широк. Поэтому психологи выделяют различные типы пожилых и старых людей.
В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости:
1) старик – негативист, отрицающий у себя какие – либо признаки старости;
2) старик – экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путём наблюдения за изменениями;
3) интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения (3; 38)
И. С. Кон выделяет следующие социально – психологические типы старости:
1) активная творческая
старость, когда ветераны продолжают
участвовать в общественной
2) пенсионеры занимаются
делами, на которые у них раньше
не хватало времени: самообразованием,
отдыхом, развлечениями и т. д. Для
этого типа также характерна
хорошая социальная и
3) данную группу составляют
преимущественно женщины, которые
находят главное приложение
4) люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье: с этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.
Наряду с благополучными типами старости И. С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:
а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира,
критикующие всех, кроме себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями;
б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными (7;56).
Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости (3; 39):
1) конструктивное отношение
человека к старости, при котором
пожилые и старые люди
2) отношение зависимости,
когда старый человек в
3) оборонительное отношение,
для которого характерны
4) отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся переложить вину за свои неудачи на других, враждебно относятся к молодёжи, замкнуты, подвержены страхам;
5) отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, страдают депрессией, испытывают чувство одиночества, собственной ненужности.
Все классификации типов старости и отношения к ней условны, носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старого возраста.
Основными стрессорами людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, дум, размышления старого человека может быть исключительная ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающими кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Более того, нередким сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофобия или враждебные чувства по отношению к старым людям (5; 94).
Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом.
Вывод.
Пожилые и старые люди представляют собой особую категорию населения, которая крайне неоднородна по возрастным и другим характеристикам. Они больше, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и участии. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.
Для того, чтобы работать с пожилыми и старыми людьми, нужно четко представлять социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей. В этой работе необходимо опираться на такие науки как, например, социологию, социальную геронтологию, гериатрию, психологию; опираться на данные социологических, психологических, социально-экономических и других видов исследований.
Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми
2.1 Законодательная база социальной работы
Проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение. Законодательную и правовую основу социальной работы составляют:
1) Конституция Российской Федерации
В России, как в социальном государстве право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством Российской Федерации
2) Законы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (декабрь 2001года); «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ноябрь 2001г.); «О социальной защите инвалидов в РФ» (июль1995г.); «О ветеранах» (январь 1995г.); «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» (декабрь 1995г.); «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (август 1995г.)
3) Большое значение для решения проблем пожилых и инвалидов имеют указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»; «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (октябрь 1992г.); «О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов» (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации: «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»; «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (15 апреля 1996г.); «О разработке федеральной целевой программы «Старшее поколение» (18 июля 1996г.).
В названных и других документах определена структура социальной работы, ее цели и задачи, источники финансирования; сформулирована программа социальной защиты пожилых людей и инвалидов. Все усилия направлены на улучшение условий жизни пожилых людей, их социальное обслуживание, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощи в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости (10).
Российское государство, разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты, согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975г.), Европейской социальной хартией, принятой в 1961г. и дополненной в 1996г.
Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности, а также системность, компетентность и подготовленность специалистов.
В последние годы сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым людям. К элементам такого механизма относятся центры социального обслуживания, в том числе отделения социальной помощи на дому, отделения срочной социальной помощи, медико-социальные отделения, отделения дневного пребывания. Помимо этого, для тех, кто нуждается в постоянном медицинском уходе, не может обойтись без посторонней помощи, существуют стационарные пансионаты для престарелых; мини-интернаты, социальные гостиницы, хосписы. Выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми (!9; 79).
Содержание социальной работы с пожилыми и престарелыми определяется рядом нормативных документов (6; 147).
Департаментом по делам граждан пожилого возраста и инвалидов Министерства труда Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных актов по вопросам создания и организации работы учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания, в том числе постановления Минтруда России:
- от 29 октября 1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения»;
- от 27 июня 1999г. №28 «Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- от 27 июля 1999г. №29(31), «Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения», «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
Большая работа проводится в рамках федеральной целевой программы «Старшее поколение». Программа «Старшее поколение» должна способствовать социальной поддержке пожилым людям, помочь созданию благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе предусмотрены меры комплексного решения вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий и групп пенсионеров.