Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:04, контрольная работа
Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.
В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Введение……………………………………………………………….
1. Функции и типы семей ……………………………………………
2. Проблемы в современной семье………………………………….
3. Сущность и содержание социальной работы с семьей………….
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………..
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Теория и практика социальной работы
На тему: Социальная работа с семьей
Выполнила:
Студентка 4 курса
заочной формы обучения
Специальности о.р.м.
Зайцева Неонелина Игоревна
Саратов 2014 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
8 |
|
10 |
Заключение…………………………………………………… |
17 |
Список используемой литературы………………………………….. |
18 |
Введение.
Семья
– основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью, отношение между мужем
и женой, родителями и детьми. Семья имеет
большое значение для стабильности и развития
всего общества. Как малая группа семья
выполняет функции регулятивного характера
поведения ее членов, как внутри этой малой
группы, так и во вне. Семья выполняет функции
воспроизводства и поддержание нового
поколения, является первичным институтом
социализации – успешность, которой влияет
на всю дальнейшую жизнь индивида.…………………………………………………
Таким образом, учитывая, что семья - один
из древнейших институтов социализации
новых поколений, который выполняет функцию
обеспечения безопасности и защищенности
любого человека, но в современных условиях
переживает серьезные проблемы (дезорганизация
факторов семейной связей, нестабильность
супружеских отношений, рост числа разводов,
изменение положения супругов в системе
общественного труда, серьезные экономические
затрудненения, смена эмоционально-психологических
проявлений, родительской функции и др.),
можно с полным основанием считать, что
роль социального работника в сохранении
и усилении социального потенциала этого
феномена общества возрастает.1
Для семьи как малой социальной группы
характерно наличие ряда общественных
целей, которые изменяются на разных жизненных
циклах; частичное различие в интересах,
потребностях и установках членов семьи;
опосредованность совместной деятельности.
Следовательно, от того, в какой мере супруги
и другие члены семьи способны и готовы
заботиться друг о друге, сочувствовать,
сострадать, сопереживать, объединять
усилия для преодоления трудностей, проявлять
терпимость и снисходительность, зависят
благополучие и долголетие семьи.…ррррррррррррррррррррр
Интегральными характеристиками семьи,
которые во многом определяют ее потенциалы,
считаются: психологическое здоровье,
функционально-ролевая согласованность,
социально - ролевая адекватность, эмоциональная
удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных
отношениях, устремленность на семейное
долголетие. оооооооооооо
Важная роль в семье отводится общению
в единстве трех его составляющих:
Так как в реальной жизни
взаимоотношения между людьми складывается
по-разному, возможно существование разных
вариантов семей.
Наиболее распространенной считается нуклеарная семья,
состоящая из родителей и детей, находящихся
на их иждивении, или супружеской пары.
Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся
в результате развода, овдовения, рождения
ребенка вне брака.
Если семейная структура помимо супругов
и детей включает других родственников
(родителей супругов, их братьев, сестер,
внуков), то ее называют расширенной. Семьи
могут различаться по наличию или отсутствию
детей и их количеству: бездетные, многодетные или малодетные
По характеру распределения семейных
обязанностей и по тому, кто в семье является
лидером, выделяют три основных типа семьи:
1. Традиционная (патриархальная)
семья, где под одной крышей проживают
минимум три поколения, и роль лидера отводится
старшему мужчине. Здесь существует экономическая
зависимость женщины и детей от супруга;
четко закреплены мужские и женские обязанности;
безусловно, признается мужское главенство. рррррррррррррррррр
2. Нетрадиционная (
3. Эгалитарная семья
(семья равных), в которой домашние обязанности
пропорционально делятся между супругами,
другими членами семьи, решения принимаются
совместно, эмоциональные отношения пронизаны
заботой, любовью, уважением, доверием. ьььььььььььььььььььььь
Известны и другие типы семей, например,
такие, где роль матери выполняет отец,
старший брат или сестра. Эти тенденции
заставляют социальных работников по-иному
оценивать готовность определенной семьи
реализовывать предписываемые ей функции
и выбирать способы оказания ей помощи.2рррррррррррррррррррррр
Можно так же выделить наиболее актуальные
для социальной работы типы семей: многодетные
семьи, семьи, имеющие в своем составе
инвалидов, малообеспеченные и бедные
семьи, неблагополучные семьи, неполные
семьи и т.д. ппппппппппппппппппппппппп
Сфера семейной деятельности весьма сложна
и находит свое содержательное выражение
в выполняемых ее функциях.
Функции семьи в различных средах деятельности:
Сфера семейной деятельности |
Общественные функции |
Индивидуальные функции |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство общества |
Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная |
Социализация молодого поколения |
Удовлетворение Потребности в родительстве |
Хозяйственно – бытовая |
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми |
Получение хозяйственно –бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества |
Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Сфера первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности |
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье |
Сфера духовного общения |
Развитие личности членов семьи |
Духовное взаимообщенние членов семьи |
Социально – статусная |
Предоставление определенного статуса членам семьи |
Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая |
Организация рационального досуга |
Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия |
Получение индивидами психологической защиты |
Сексуальная |
Сексуальный контроль |
Удовлетворение сексуальных потребностей |
Таким образом, выполняя такое количество
функций, семья является основой общества,
гарантией его стабильного состояния
и развития.3
Нарушение какой- либо из функций
семьи ведет к неизбежным проблемам
и конфликтам как внутри семьи, так
и за ее пределами. Способствовать восстановлению
утраченных или поврежденных функций
призван, в том числе, и социальный работник.
Для социального работника знание функций
семьи важно для правильной диагностики
проблем семьи и в дальнейшем качественной
помощи. оооооооооооооооооооооо
2. Проблемы в современной
семье.
Комплекс проблем всех типов семей
обусловлен вопросом о предназначении
семьи в современном мире. Возникнув, как
основная форма жизнеустройства, семья
первоначально сосредоточила в себе все
основные функции по обслуживанию человеческой
деятельности. Поскольку семья постепенно
избавлялась от ряда этих функций, разделяя
их с другими социальными: институтами;
в последнее время трудно выделить специфический
вид деятельности, присущий только семье.рррррррррррррр
Все множество проблем, связанных с современной
семьей, можно разделить на следующие
группы:рррррррррррррррррпппппп
1. Социально – экономические проблемы:
К этой группе можно отнести проблемы,
связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом
(в том числе потребительским бюджетом
средней семьи), удельным весом в структуре
общества малообеспеченных семей и семей,
живущих ниже черты бедности, со специфическими
потребностями многодетных и молодых
семей, государственной системы материальной
помощи.рррррррррррррррр
2. Социально – бытовые проблемы: по смысловому
содержанию сходны с социально – экономическими
проблемами. К данной группе относятся
проблемы, связанные с обеспечением семей
жильем, с условиями проживания, а так
же потребительским бюджетом средней
семьи ит.д.
3. Социально
– психологические проблемы: Эта группа
включает самый широкий спектр проблем:
они связаны со знакомством, выбором брачного
партнера и далее – брачно-семейной адаптацией,
согласованием семейных и внутрисемейных
ролей, личностной автономией и самоутверждением
в семье. Кроме того, к ним относятся и
проблемы супружеской совместимости,
семейных конфликтов, сплоченности семьи
как малой группы, насилия в семье. ппппппппппппппппппппппп
4.Проблемы стабильности
современной семьи: Данную проблематику
составляют состояние и динамика семейных
разводов, их социально – типологические
и региональные аспекты, причины разводов,
ценности супружества, удовлетворенность
браком как фактор стабильности семейного
союза, ее социально – психологическая
характеристика. рррррррррррррр
5. Проблемы семейного
воспитания: В данной группе проблем могут
рассматриваться состояние семейного
воспитания, типы семей по критерию воспитания,
родительские роли, положение ребенка
в семье, условия эффективности и просчеты
семейного воспитания. указанные проблемы
естественным образом связаны с социально
– психологическими проблемами и проблемами
стабильности семьи.пппппппппппппппппппппппп
6. Проблемы семей группы риска: Факторы,
обуславливающие социальный риск, могут
иметь социально – экономический, медико-санитарный,
социально – демографический, социально
– психологический, криминальный характер.
Их действие приводит к утрате семейных
связей, росту числа детей, оставшихся
без попечения родителей, постоянного
места жительства, средств к существованию.
Безнадзорность детей продолжает составлять
одну из наиболее тревожных характеристик
современного российского общества. К
семьям группы риска относят: неполные
семьи, семьи, воспитывающие или имеющие
в своем составе инвалидов, многодетные
семьи, малоимущие и бедные семьи и др.
исходя из выше описанных критериев.4 Пп пппппппппппппппппппппппппппппп
Итак, современная российская семья переживает
не лучшие времена: упадок престижа семьи,
а тем более семьи с двумя и более детьми,
экономическая нестабильность, жилищные
проблемы и т.д. привели к насущной потребности
профессионального вмешательства социального
работника, для поддержания функционирования
главного общественного института – семьи. ппппппппппппппппппппппп
3. Сущность и содержание
социальной работы с семьей.
Современная семья призвана не только
решать многочисленные проблемы, связанные
с повседневной жизнедеятельностыо своих
членов, с рождением и воспитанием ребенка,
поддержкой недееспособных, но и быть
своеобразным психологическим укрытием
для человека. Она обеспечивает экономическую,
социальную, психологическую и физическую
безопасность и защищенность своим членам.
Сегодня многие семьи нуждаются в помощи
и поддержке, для того чтобы полноценно
реализовывать предписываемые обществомфункции.еееееееееееее
В такой помощи нуждаются неполные и многодетные
семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих,
семьи, воспитывающие детей с ограниченными
возможностями, усыновленных и опекаемых
детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие
семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных,
асоциальные семьи и др. Социальная работа
в них должна быть направлена на решение
повседневных семейных проблем, укрепление
и развитие позитивных семейных отношений,
восстановление внутренних ресурсов,
стабилизацию достигнутых положительных
результатов, социально-экономическом
положении и ориентации на реализацию
социализирующего потенциала. Исходя
их этого, социальный работник призван
выполнять следующие функции:
1. диагностическую (изучение особенностей
семьи, выявление ее потенциалов);
2. охранно-защитную (правовая поддержка
семьи, обеспечение ее социальных гарантий,
создание условий для реализации ее прав
и свобод);
3. организационно-коммуникативную (организация
общения, инициирование совместной деятельности,
совместного досуга, творчества);
4. социально-психолого-
5.прогностическую (моделирование ситуаций
и разработка определенных программ адресной
помощи); оооооооооооооо
6. координационную (установление и поддержание
объединение усилий департаментов помощи
семье и детству, социальной помощи населению,
отделов семейного неблагополучия органов
внутренних дел, социальных педагогов
образовательных учреждений, реабилитационных
центров и служб).5оооооооооооооооооооооо
Социальная работа с семьей – это особым
образом организованная деятельность,
направленная на малые группы людей, нуждающихся
в социальной защите и поддержки извне.
Это одна из разновидностей социальной
защиты населения, основным содержанием
которой является содействие, помощь,
в восстановление и поддержании нормального
функционирования семьи. Социальная работа
с семьей сегодня представляет собой многофункциональную
деятельность по социальной защите и поддержке,
социальному обслуживанию семьи на государственном
уровне.
Эта деятельность осуществляется специалистами
по социальной работе с семьей различного
профиля. Она реализуется в условиях конкретного
социума (федерального или территориального)
и определяется его спецификой.
Социальная работа с семьей состоит из: лллллллллллллллллллллллллл
1. Социальная защита семьи - это многоуровневая
система преимущественно государственных
мер по обеспечению минимальных социальных
гарантии, прав, льгот и свобод нормально
функционирующей семьи в ситуации риска
в интересах гармоничного развития семьи,
личности и общества.6 Важная роль в социальной защите
семьи отводится самой семье: укрепление
родительских уз; формирование устойчивости
против пропаганды секса, наркотиков,
насилия, агрессивного поведения; поддержания
в норме психологического здоровья семьи
и др.
В настоящее время в России сложились
четыре основных формы социальной защиты
семей, имеющих детей:
* Денежные выплаты семье на детей в связи
с рождением, содержанием и воспитанием
детей (пособия и пенсии).пппппппппппппппппппппп
* Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные,
медицинские и другие льготы семьям с
детьми, родителям и детям. ппппппппппппппппппппппп
*Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое
и экономическое консультирование, родительский
всеобуч, научно практические конференции
и конгрессы. рррррррррррр
* Федеральные, региональные целевые и
социальные программы типа «Планирование
семьи» и «Дети России» и другие.рррррррррррррррррррр
2. Социальная поддержка семьи предполагает
формальную и неформальную деятельность
и взаимоотношения специалистов с семьями,
временно оказавшимися в затруднительных
обстоятельствам, по вопросам профессиональной
переподготовки (образование членов семьи),
трудоустройства, обеспечения заработком
и т. д. Она включает медицинское страхование,
а так же различные формы (моральную, психолог
– педагогическую, материальную и физическую)
помощи индивидов и групп, предлагающих
модели ролей, социальное сочувствие и
единство. Социальная поддержка семьи
предполагает меры предупредительного
и восстановительного свойства для семьи
в случае смерти близкого человека, болезни,
безработицы и т.п.7 ннннннннннннннннннннннннннннн
Важную роль в социальной поддержки семей
в условиях развития рыночных отношений
играют Центры занятости всех уровней,
которые решают следующие задачи:
* сбор и распространение информации
по вопросам социальной поддержки семьи;
* предоставление консультационных услуг
по вопросам профессионального обучения
и трудоустройства; ррррООООООООО
*содействие в открытии
предприятий семейного типа;
*профессиональная
ориентация детей и подростков;
*выплата пособий
по временной не занятости;
* консультирование по вопросам
подбора и использования рабочей силы;
*оказание помощи в кадровом обеспечении;
*социально – психологическая работа
с клиентами.
Социальная поддержка необходима семьям
со сниженной активностью поведения, пессимистическим
настроем и плохим самочувствием. Она
приобретает особое значение в тех регионах,
территориях, где мало или практически
отсутствуют женские вакансии. различные
виды социальной поддержки позволяют
остановить личностную и семейную дезинтеграцию,
помочь людям поверить в себя, сориентировать
их на самозанятость, надомный труд, развитие
подсобного хозяйства. РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР
3. Социальное обслуживание семьи представляет
собой деятельность социальных служб
по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации. В узком смысле слова она понимается
как процесс предоставления семьям, отдельным
людям, зависящим от других, и неспособных
самим о себе позаботится, конкретных
социальных услуг, необходимых для удовлетворения
потребностей их нормального развития,
существования.
Предполагают, что потребность в социальном
обеспечении испытывают все семьи, по
крайней мере, изредка, и многие из этих
услуг могут предоставляться волонтерами,
не имеющими специального образования.
Социальной обслуживание семьи – это
одновременно и система социальных услуг,
бесплатно предоставляемых преимущественно
пожилым семьям и семьям инвалидов на
дому и в учреждениях социального обслуживания,
не зависимо от форм собственности. РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР
Неоценимую роль в этом сегодня выполняют
190 территориальных Центров социальной
помощи семьи и детям, 444 отделения по работе
с семьей и детьми, в центрах социального
обслуживания и 203 других учреждений социального
обслуживания семей и детей (40), вниманием
которых охвачено минимум четыре группы
семей: Т
1. многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся,
молодые, семьи несовершеннолетних родителей; ЬЬ ЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬ
2. малообеспеченные, имеющие неизлечимо
больных людей;
3. семьи с неблагоприятным психологическим
климатом, с эмоционально-конфликтными
отношениями, с педагогической несостоятельностью
родителей и жестким обращением с детьми; ррррррр
4. семьи, имеющие в составе лиц, ведущих
аморальный криминогенный образ жизни,
осужденных или вернувшихся из мест лишения
свободы.
Их основными задачами являются: ББББББББББББББ
1. Выявление причин и факторов социального
неблагополучия конкретных семей и их
потребности в социальной помощи.
2. Определение и предоставление конкретных
видов и форм социально-экономических,
психолого-социальных, социально-педагогических
и иных социальных услуг семьям, нуждающимся
в социальной помощи. ииииииииииииииииииииии
3. Поддержка семей в решении проблем их
самообеспечения, реализации собственных
возможностей по преодолению сложных
жизненных ситуаций.
4. Социальный патронаж семей, нуждающихся
в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
(Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).
5. Анализ уровня социального обслуживания
семей, прогнозирование их потребности
в социальной помощи и подготовки предложений
по развитию сферы социальных услуг.МММММММММММММММ
6. Привлечение различных государственных
и неправительственных организаций к
решению вопросов социального обслуживания
семей. В системе учреждений социального
обслуживания семей и детей активно развивается
специализированная психолого-педагогическая
помощь. Сегодня ее повсеместно представляют
Центры психолого-педагогической помощи
населению, основными задачами которых
являются:РРРРРРРРРРРРРРРРРР
* повышение стрессоустойчивости и психологической
культуры населения, особенно в форме
межличностного, семейного, родительского
общения;
* помощь гражданам в создании в семье
атмосферы взаимопонимания и взаимного
уважения, преодоления конфликтов и иных
нарушений супружеских и семейных отношений; АААААААА
* повышение потенциала формирующего воздействия
семьи на детей, их психическое и духовное
развитие;