Социальная работа с семьями, имеющими детей - инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

Содержание работы

1. Введение
2. Социальная работа с семьями, имеющими детей - инвалидов
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальная работа с семьями, имеющими детей - инвалидов.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

- спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные, отношения с родителями;

- давать необходимые объяснения;

- не предпринимать ничего в одиночку.

Можно наметить пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей - напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника.

Рассмотрим эти тактики.

1. Непосредственная работа  с конкретной семьей

* Социальный работник (или другой специалист) наносит  визит семье и в ходе его:

обращает внимание на внешнее состояние и окружение  дома, подъезда, квартиры; старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста); отвечает на вопросы родителей;

наблюдает за тем, как  в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует  стратегии поведения, обучения, решения  проблем.

* Родители наносят  визит социальному работнику  (или другим специалистам) и в  ходе его:

наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в группе или на приеме, во время  тестирования); специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают  информацию; специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;

демонстрирует родителям  видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

* Социальный работник:

организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);

предлагает родителям  заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;

приглашает родителей  посетить заседания комиссии (или  сессии команды специалистов), обсуждающей  вопросы, которые касаются их ребенка.

самостоятельно или  с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;

организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка  в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;

предоставляет родителям  письменный отчет результатов тестирования или оценивания;

передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;

обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые  касаются их ребенка и хранятся в  папке;

приглашает родителей  в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;

организует для родителей  встречу со студентами-практикантами  или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали  мнение о предоставляемых услугах.

2. Опосредованная работа  с конкретной семьей предусматривает  следующее:

запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;

- представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;

- письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;

- контакты по телефону;

- выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;

- выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;

- заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителями на дому игр и занятий;

- занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;

- предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;

- выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;

- перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

3. Непосредственная работа  с группой родителей предусматривает  следующее:

- встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;

- выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;

- организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;

- организация специального курса для родителей по той иди иной тематике;

- показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;

- организация открытого урока или занятия со специалистом; открытый день или вечер в реабилитационном центре; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов; привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий -- праздников, фестивалей;

- помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);

- интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

4. Опосредованная работа  с группой родителей предусматривает  следующее:

- предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;

- рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;

- подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;

- организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;

- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

- подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;

- выдача родителям книг или копирование для них нужных фрагментов;

- рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей;

- организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;

- составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;

- подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

5. Развитие контактов  между семьями предназначено  для того, чтобы:

- способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;

- организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;

- помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;

- участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;

- привлекать отцов к починке или наладке оборудования;

- добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;

- добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией; помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.

Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться  не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами  семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа - это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 Таким образом, системный подход предполагает применение системного метода, т.е. набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики объектов и субъектов социальной работы.

Для преодоления трудностей оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:

* работа в команде,  где для каждого разбираемого  случая назначается один куратор,  координирующий действия остальных;

* обмен опытом, использование  знаний и умений сослуживцев;

организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или  обсуждать неудачи. находить совместное решение проблемы;

* использование публикаций  по вопросам социальной работы  и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям. Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:

* регулярный контакт;

* подчеркивание способностей  ребенка, а не их отсутствия  или недостатков;

* использование вспомогательных  материалов, пособий для родителей;

* привлечение к работе  не только родителей, но и  других членов семьи, родственников;

* внимание к более широкому  спектру потребностей (речь идет  не только о ребенке, но и  обо всей семье);

* организация групп поддержки,  в которых обсуждаются результаты  и проблемы (обычно в такую  группу входят разные специалисты:  социальный работник, психолог, педагог,  психотерапевт). Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

Список литературы

 

 

 

1. Акатов, Л.И. Социальная  реабилитация детей с ограниченными  возможностями здоровья. Психологические  основы [Текст]: Учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

2. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа  с семьей инвалида [Текст]: Учебное  пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В.  Багаева - 2-е изд. - М.: Феникс, 2006.

3. Курбатов, В. И. Социальная работа  для студентов вузов [Текст]: Учебное  пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005.

4. Содержание и методика социальной  работы [Текст]: учеб. пособие для  студентов / Под ред. Профессора  Е.А Сигиды. - М.: Гуманит. Изд. Центр  ВЛАДОС, 2005

5. Солодянкина, О.В. Воспитание  ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ. - 2007.


Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющими детей - инвалидов