Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:52, реферат
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.
1. Введение
2. Социальная работа с семьями, имеющими детей - инвалидов
3. Заключение
4. Список литературы
- спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные, отношения с родителями;
- давать необходимые объяснения;
- не предпринимать ничего в одиночку.
Можно наметить пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей - напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника.
Рассмотрим эти тактики.
1. Непосредственная работа с конкретной семьей
* Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры; старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста); отвечает на вопросы родителей;
наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.
* Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:
наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в группе или на приеме, во время тестирования); специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
* Социальный работник:
организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.
самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;
предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
2. Опосредованная работа
с конкретной семьей
запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
- представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
- письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
- контакты по телефону;
- выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
- выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;
- заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителями на дому игр и занятий;
- занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
- предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
- выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
- перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа
с группой родителей
- встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
- выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
- организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
- организация специального курса для родителей по той иди иной тематике;
- показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
- организация открытого урока или занятия со специалистом; открытый день или вечер в реабилитационном центре; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов; привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий -- праздников, фестивалей;
- помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);
- интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4. Опосредованная работа
с группой родителей
- предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
- рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
- подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;
- организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
- подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
- выдача родителям книг или копирование для них нужных фрагментов;
- рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей;
- организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
- составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
- подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:
- способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;
- организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
- помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
- участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
- привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
- добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
- добиваться того, чтобы родители защищали
свои права, были вовлечены в работу общественных
организаций, оказывающих влияние на развитие
законодательства и порядка предоставления
услуг, на принятие решений психолого-медико-
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа - это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Заключение
Таким образом, системный подход предполагает применение системного метода, т.е. набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики объектов и субъектов социальной работы.
Для преодоления трудностей оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
* работа в команде,
где для каждого разбираемого
случая назначается один
* обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
организация консилиума,
группы поддержки для самих
* использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям. Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:
* регулярный контакт;
* подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
* использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
* привлечение к работе
не только родителей, но и
других членов семьи,
* внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
* организация групп поддержки,
в которых обсуждаются
Список литературы
1. Акатов, Л.И. Социальная
реабилитация детей с
2. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева - 2-е изд. - М.: Феникс, 2006.
3. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005.
4. Содержание и методика
5. Солодянкина, О.В. Воспитание
ребенка с ограниченными
Информация о работе Социальная работа с семьями, имеющими детей - инвалидов