Социальная работа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:55, статья

Описание работы

Социальная работа в России в настоящее время находится в процессе институционализации, своего профессионального становления и развития. Появилась такая профессия «социальный работник», и возникли специальные учебные заведения, ведущие подготовку социальных работников. Однако этот процесс, помимо разного рода финансовых и материальных трудностей, обнажил еще одну, чрезвычайно злободневную проблему: недостаточную развитость теоретических оснований социальной работы. Социальная ситуация в России далека от благополучия. Многочисленные социальные проблемы, наибольшую обеспокоенность из которых вызывают, пожалуй, демографическая ситуация, рост преступности, снижение жизненного уровня значительной части населения, — столь очевидны, что, кажется, требуется только незамедлительное их решение.

Файлы: 1 файл

borodkina3.docx

— 25.89 Кб (Скачать файл)

любой человек, социальная группа или  организации в течение своей  жизни подвержены кризисным состояниям; кризисные события могут быть предсказуемыми и неожиданными;

наибольшую опасность представляют для людей события, связанные  с разного рода потерями; в этом случае нарушается равновесие личности, что приводит к неспособности  решать проблемы обычными способами  и ведет к стрессу и психологическому напряжению;

стрессовые события обычно .имеют форму угрозы, потери и трудноразрешимой задачи. В первом случае реакция индивида выражается в беспокойстве, во втором — в депрессии и в третьем — в среднем беспокойстве, надежде, ожиданиях, усиленной попытке решить проблему;

большинство проблем в последующем  успешно разрешаются на основе применяемых  ранее стратегий, что делает состояние  активного кризиса маловероятным, однако безуспешные попытки ведут  к тяжелым кризисным последствиям;

временной промежуток между кризисными событиями и выходом из кризиса  широко варьируется в зависимости  от психологических особенностей личности и характеристик самого события. Однако, как правило, период активного  кризиса длится 4 — 6 недель;

люди, находящиеся в кризисе, наиболее «открыты» и чувствительны к  внешнему влиянию, вот почему вмешательство  в этот период наиболее эффективно, чем впоследствии;

в период восстановления или «реинтеграции» клиенты усваивают новые способы решения проблем, что улучшает их способность разрешения кризисных ситуаций в будущем. При этом сам процесс «реинтеграции» включает в себя несколько основных этапов.

     Во-первых, это корректировка  когнитивного восприятия, поскольку  клиенты получают более точный  и полный взгляд на события,  которые с ними произошли. 

     Во-вторых, управление  чувствами, поскольку происходит  «высвобождение» сильных эмоций, что рассматривается социальным  работником как допустимая реакция. 

     И, наконец, развиваются  новые поведенческие модели совладания с ситуацией. Задача социального работника — помочь клиенту принять эмоционально и социально необходимые роли для достижения максимально возможной «реорганизации».

     По мере своего  развития теория «кризисного  вмешательства» все более интегрировалась  в практику социальной работы, охватывая самые различные категории  клиентов. При этом данная модель  оставалась открытой для эмпирических  исследований, направленных большей  частью на разработку конкретных  технологий вмешательства (например, внедрение «кризисных служб»  в центры по предотвращению  самоубийств, семейная терапия  и т. д.).

     С теорией кризисного  вмешательства тесно связана  другая чрезвычайно социально  значимая и широко практикуемая  теория — теория «превенции».  В самом общем смысле под  превенцией понимается попытка  предотвращения нежелательных событий,  явлений, процессов. Социальная  работа с момента своей институционализации  учитывала концепцию превенции.  Элементы планирования, социального  проектирования в той или иной  степени всегда присутствовавшие  в социальной работе, по сути есть не что иное, как выражение превентивных мер. Фактически во всех западных странах превентивная помощь являлась одним из основополагающих моментов развития и становления форм социальной защиты.

     Процесс всеобщей  рационализации, характеризующий современное  общество, затронул и сферу социальной  работы, что привело к ее бюрократизации, профессиональной специализации  и усилению превентивной ориентации. Тем не менее предметом специального научно-теоретического осмысления превенция стала не так давно. И, естественно, первые усилия в этом направлении были связаны с более точным определением понятия «превенция» и выделением ее основных видов и форм.

     В этой связи, на наш взгляд, представляет интерес концепция немецкого социолога Клауса П. Яппы, определяющая «превенцию» через понятия «опасность» и «риск», существенное различие между которыми заключается в том, что риск предполагает некий выбор и соотносится с результатами субъективного решения, тогда как опасность возникает из внешних по отношению к клиенту объективных обстоятельств. Превенция изначально соотносится с опасностью, но цель ее заключается в трансформации опасного нежелательного состояния в состояние риска, предоставляющего клиенту определенную свободу выбора, т. е. возможность принятия решения с наибольшей для себя выгодой.

     В зависимости от  направленности превентивного действия  выделяется материальная и формальная  превенция. Первая непосредственно  связана с процессами, .в результате которых могут возникать социальные проблемы, а вторая, т. е. формальная, есть в большей степени механизм компенсации последствий социальных проблем. Скажем, в отношении такой социальной проблемы, как безработица, реорганизация системы подготовки кадров с учетом потребностей рынка — пример материальной превенции, а выплата пособий по безработице — пример формальной. Эти два вида превенции составляют ядро сложившейся ныне действующей системы социальной защиты и безопасности. Материальная и формальная превенции являются достаточно эффективными, когда речь идет о наиболее типичных социальных проблемах развитого индустриального общества (болезнь, безработица и др.). Однако современный этап развития общества характеризуется новыми, принципиально иными, зачастую глобальными социальными проблемами, такими, как загрязнение окружающей среды, ядерная угроза и т. д. Для этой категории проблем традиционные превентативные механизмы либо малоэффективны, либо совсем недейственны. Общество стоит перед необходимостью разработки иных механизмов социальной защиты и безопасности, что требует новых концептуальных подходов, новых организационных форм социальной работы, и это задача в первую очередь социальных наук.

     Заканчивая на этом  далеко не полный обзор основных  теоретических моделей социальной  работы, сложившихся на Западе, хочется  еще раз выразить надежду, что  начавшийся в нашей стране  процесс становления социальной  работы как самостоятельной области  научного знания примет более  интенсивные и разнообразные  формы в соответствии с потребностями  современного российского общества.


Информация о работе Социальная работа в России