Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 23:10, доклад
Отечественный опыт социальной работы в системе здравоохранения крайне ограничен и находится в стадии становления и внедрения. Распространению практики профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в российском здравоохранении мешает ведомственная разобщенность, что, нередко, является камнем преткновения для реализации самых прогрессивных программ и проектов в области охраны здоровья населения.
Введение
В мировой практике здравоохранения большое значение имеет профессиональная совместная деятельность медиков и социальных работников.
Отечественный опыт социальной работы в системе здравоохранения крайне ограничен и находится в стадии становления и внедрения. Распространению практики профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в российском здравоохранении мешает ведомственная разобщенность, что, нередко, является камнем преткновения для реализации самых прогрессивных программ и проектов в области охраны здоровья населения.
В структуре большинства учреждений системы здравоохранения до настоящего времени не предусмотрены штатные единицы специалистов по социальной работе, а необходимость решения социальных задач на этапах оказания медицинской помощи, безусловно, чрезвычайно важна. Эта функция вне компетенции возложена и отчасти выполняется на практике медицинскими работниками, которым не хватает знаний по дисциплинам: социальная работа, социология, политология, правоведение, психология, педагогика и др. Полномочия медиков в большинстве случаев сводятся к решению профессиональной цели – восстановление пошатнувшегося здоровья. При этом страдает решение задач по комплексной реабилитации и адаптации граждан, нуждающихся в восстановлении здоровья, задач, направленных на снижение уровня нетрудоспособности, профилактику заболеваемости и травматизма, предупреждение алкогольного и наркогенного заражения и др. В образовавшуюся пропасть попадают старики, дети, инвалиды, одинокие, осужденные, лица, отбывшие срок наказания и прочие категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Перспективным направлением расширения предметной сферы профессиональной деятельности социальных работников является освоение сферы социальных услуг в учреждениях системы здравоохранения. Это требует совершенствования образовательного процесса при подготовке кадров по специальности «социальная работа». Наиболее привлекательным в реальных условиях может быть вовлечение в сферу социальной деятельности медицинских работников со средним профессиональным образованием, желающих повысить уровень своего образования без кардинального изменения зоны профессиональной деятельности.
В настоящий период становится актуальным внедрение и распространение парамедицинских учреждений нового типа для российских регионов – геронтологический отель, хоспис и подобных им центров реабилитации, где найдут применение социальные работники, прошедшие специализацию в области социальной работы в системе здравоохранения.
Социальная работа с инвалидами в органах здравоохранения
«Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения». . Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года 5487-1 (в ред. от 30.06.2006 г.)
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и трудновыполнимой процедурой. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите.
Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения. В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни. При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.
В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.
Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен родного дома. Здесь они обретают определенные социальные гарантии и защищенность. Известно, что в домах - интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологий взрослые инвалиды содержаться в домах - интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах - интернатах предназначенных для умственно отсталых и с физическими недостатками. Деятельность социального работника также определяется характером патологий у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах - интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений. Дома - интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Из данного контингента особо следует выделить молодых инвалидов. Несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит интеграции в общество. В связи с этим, значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида. В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др. В условиях дома - интерната, при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации, возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной блокады, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно - массовой работы (у 41,8% молодых инвалидов). Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений. Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно - полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно - развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий не должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах - интернатов. Социальный работник должен обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии. Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.
Медико-социальная работа с пожилыми
Медико-социальная работа рассматривается и как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского. психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья в том числе и лиц пожилого возраста. Она принципиально меняет существующий подход к охране здоровья, так как предполагает системное медико-социальное воздействие на более ранних этапах развития болезненных процессов, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность, что имеет особое значение для пожилых.
Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста, лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, в том числе и пожилые, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их решение затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и недостаточно эффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции.
Медико-социальную работу условно можно разделить на два основные аспекта: медико-социальную работу профилактической направленности и медико-социальную работу патогенетической направленности.
Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического психического и репродуктивного здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пожилых и инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента и особенно лиц пожилого возраста, создание реабилитационной социально - бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
Изменение социального статуса пожилого человека связано с различными факторами, в том числе с выходом на пенсию, утратой близких родственников и друзей в связи с их смертью, ограничением возможности общения с оставшимися в живых, трудностями в самообслуживании, ухудшением экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации физических и психических резервов. Степень приспособления пожилого человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием уровня его здоровья. Очевидно, что выраженное снижение функционального состояния организма пожилого человека делают его положение более зависимым от общества. При этом существенно важное значение приобретает медико-социальная работа профилактической и патогенетической направленности, обеспечивающая мобилизацию и увеличение адаптационных возможностей, сохранение уровня здоровья пожилых и улучшение качества их жизни. В последние годы в России идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативные правовые документы по обеспечению пожилых медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы.
Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль специалиста по медико-социальной работе в разрешении комплекса проблем, возникающих особенно у пожилых людей, и требующего соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов, педагогов, юристов и других. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения - профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения - социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.
Медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности. Таким образом, с иной стороны, медико-социальную работу следует рассматривать как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья и в первую очередь лиц. пожилого возраста, а с другой - это вид деятельности, направленной на достижение “социального благополучия” и значительное улучшение качества их жизни.
Социальная работа в онкологических отделениях
В стране сохраняется высокой заболеваемость злокачественными опухолями. В организации медико-социальной помощи важнейшим является показатель излеченности от злокачественных новообразований, который означает не только клиническое выздоровление больных, но и возвращение их к прежнему социальному статусу. Онкологического больного следует рассматривать как человека, находящегося в стрессовой ситуации.
Своеобразие клинического течения злокачественных опухолей, особенности их лечения, анатомо-функциональные нарушения, неизбежно возникающие после лечения и требующие коррекции вместе с тяжелым психологическим стрессом, определяют проблему реабилитации онкологических больных как важнейшую. Базируясь на общих принципах, социальная работа в онкологии имеет и свои особенности. Здесь специфическими являются формы профилактической работы, направленные на лиц, страдающих предопухолевыми заболеваниями, из «раковых» семей, работающих на вредных производствах, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист социальной работы участвует в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально - гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировании населения о состоянии среды обитания и др.
Важнейшее место в социальной работе с онкологическими больными занимает взаимодействие с членами семьи пациента и его ближайшим окружением.
Особенности социальной работы с онкологическими больными двух групп - длительно и тяжело болеющие, а также больные с выраженными социальными проблемами, - достаточно однородны, так как все длительно и тяжело болеющие онкологические больные имеют выраженные социальные проблемы. Поэтому рассматривать их целесообразно совместно.
Заключение
Взаимоотношения социальной работы как профессии и государства достаточно сложны: с одной стороны, ее благополучие определяется легитимностью, которую придает ей государство, а с другой – рамки профессии ограничиваются государственной политикой, нормативными актами и законами. Роль профессии все более усложняется и требует постоянной оценки и мониторинга. Взаимоотношения профессии социального работника со сферой охраны здоровья не разработаны. Перед социальной работой как профессией стоят задачи, связанные с вопросами здоровья, болезни и ограниченных возможностей
стирать границы между ориентированными на болезнь клиническими и социально ориентированными парадигмами, доминирующими в теории и практике охраны здоровья российской действительности;
· раскрывать и постоянно поддерживать роль социальной среды и неблагоприятных социальных условий в профилактике заболеваний, лечении и реабилитации лиц, обслуживаемых учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения;
· обеспечивать социальную защиту человека на оптимум профилактических, медицинских и реабилитационных услуг населению в рамках действующих правовых норм.
Основной задачей социальной политики государства должно стать сохранение и укрепление здоровья народа, а не борьба с уже возникшей болезнью. Существующая система здравоохранения, ориентированная главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны.
литература
1. Проблемы социальной работы в России (Материалы Первой Национальной конференции)/Отв. ред. З.А. Янкова. М., 2007.
2. Основы социальной работы // под ред. Павленка П.Д. М.: ИНФРА-М, 2007
3. http://bugabooks.com/book/170-
4. http://do.teleclinica.ru/
Информация о работе Социальная работа в системе здравоохранения