Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:25, реферат
Универсальная модельсо циальной защиты основана на известном принципе всеобщего благосостояния. Она активно действует в Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии. Ее особенностью является наличие стандартной базовой системы государственной социальной защиты,охватывающей широкие слои населения. В национальных социальных программах участвуют практически все граждане этих стран. Сохранение принципа всеобщего благосостояния стало возможным благодаря наличию значительного государственного сектора экономики и высокого уровня налогообложения.
Реферат: Социальная работа в Скандинавских странах
Выполнил: студент 3 курса
очная форма обучения
Направление «Социальная работа»
Лабутин Иван
Универсальная модельсо циальной защиты основана на известном принципе всеобщего благосостояния. Она активно действует в Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии. Ее особенностью является наличие стандартной базовой системы государственной социальной защиты,охватывающей широкие слои населения. В национальных социальных программах участвуют практически все граждане этих стран. Сохранение принципа всеобщего благосостояния стало возможным благодаря наличию значительного государственного сектора экономики и высокого уровня налогообложения.
Финансовой основой скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале,иных налогов, страховых взносов, а также государственное регулирование важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и некоторые пособия. В Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице.К началу 2000-х годов в структуре общей суммы налоговых поступлений 33 %составляли взносы в систему социального страхования, включая платежи трудящихся на пенсионное страхование. Для большинства населения уровень прямого налогообложения был равен 30 – 40 % ежемесячного дохода. Максимальный уровень налогообложения достигает в Швеции 60 % и более доходов.
Система налогового перераспределения позволяет расширять практику государственного субсидирования.В скандинавских странах его размеры играют определяющую роль в выплате различных социальных пособий и особенно в медицинском обеспечении. Менее масштабны государственные дотации в пенсионном обеспечении, где важная роль принадлежит страховому компоненту системы социальной защиты.
Скандинавская модель социальной защиты формировалась исторически. В настоящее время она возведена на уровень обеспечения социальной безопасности. Отличительными сторонами этой модели являются:
— основополагающее значение универсальной государственной системы базовой защиты;
— наличие дополнительного корпоративно – страхового компонента системы социальной защиты;
— вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.
В ряде скандинавских стран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базовая сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. В 1960 году базовая сумма в Швеции составляла 4200 крон (10 шведских крон равнялись примерно 1американскому доллару), а в 2001 году – 36 900 крон. От размера базовой суммы зависят социальные выплаты.
Пенсионное обеспечение. Пенсионный возраст определен в 65 лет. Однако возможен ранний выход на пенсию –с 58 лет в Финляндии, с 61 года в Швеции. Однако в этом случае будет выплачиваться меньший размер пенсии.
Пенсионное обеспечение состоит из двух частей 40 % выплат приходиться на базовую государственную пенсию, 60 % — из дополнительных корпоративно-страховых фондов. Данные фонды финансируются за счет выплат по социальному страхованию, выплачиваемых работодателями и лицами, работающими по найму. Размер взноса составляет 13 % от получаемого дохода. Дополнительные пенсии и базовые полагаются всем жителям страны. Размер дополнительной пенсии устанавливается на основе максимальных доходов за последние 15 лет и выплачивается из расчета 2 % от среднего дохода за самые прибыльные годы, помноженного на число фактически отработанных лет, но превышающих 30 лет. Для лиц, проработавших более 30 лет, такая пенсия составляет60 % от среднего дохода. (В Швеции на начало 2000-х годов размер дополнительной пенсии составлял 138 739 крон). Наряду с базовой и страховой пенсией существуют дополнительные выплаты по условиям коллективного договора. На данные выплаты могут рассчитывать лица, проработавшие длительный срок (30 и более лет)на одном предприятии или в одной отрасли. Размер добавочной пенсии устанавливается по договоренности с профсоюзами, макс. Размер 10 – 15 % от величины последней заработной платы.
Управление национальной пенсионной системой строго централизованно.
Занятость населения. Пособия по безработице выплачиваются из специальных касс, финансируемых государством (до 90 %) и за счет страховых взносов членов профсоюза(обязательно) и жителей (добровольно). Условием его получения служит осуществление выплат в кассу страхования по безработице в течении минимум 12месяцев предшествующего периода. Компенсация устанавливается в размере 80 % отзаработка. Граждане, не имеющие необходимого стажа, получают минимальное пособие по безработице (240 крон в день). Оно выплачивается 300 дней подряд, при условии готовности безработного приступить к работе. Лицам в возрасте 57 –64 лет пособие выплачивается – 450 дней. Безработный, отклонивший предложение о работе без достаточных оснований, лишается права на получение пособия на 20 –60 дней. Страховкой не покрываются первые 5 суток после потери работы, а для уволившихся по собственному желанию – 45 дней.
Для снижения уровня безработицы предусматривается следующая система мер:
— предоставление субсидий государством для найма рабочей силы;
— выдача правительственных дотаций предприятиям, предоставляющим работу молодежи;
— организация переквалификации работников с последующим трудоустройством;
— организация общественных работ.
Законодательством предусмотрен также государственный контроль за условиями труда осуществляемый Национальным ведомством по труду и Национальным советом по рынку труда. В Швеции ежегодно проводится 30 – 40 тысяч инспекций на предприятиях. В 2001 годув 450 случаях был наложен запрет на продолжение производственной деятельности до устранения недостатков.
Медицинскоеобслуживание. Медицинское обслуживание – бесплатное или, в зависимости от видамедицинской страховки, с частичной оплатой. Максимальный размер компенсаций замедицинские услуги в течении года составляет 900 крон. Пребывание в больницеобходиться в 80 крон в день, при этом пенсионеры оплачивают только треть суммы,оставшуюся часть вносит государство.
Национальная
Системы страхованияскандинавских
стран гарантируют их жителям
оплату периода
Национальная
Из фондов социальногострахования,
формируемых в основном за счет отчислений
работодателей (отвеличины начисленной
зарплаты), финансируются в Скандинавии
пособия родителям.Страховые
Местное самоуправление.Особенностью
универсальной модели социальной защиты
является вспомогательнаяроль
Структура службсоциальной работы:
— на правительственномуровне занимается Министерство здравоохранения и социальных дел;
— за ту или инуюобласть социальной сферы отвечают социальные государственные службы –национальное бюро, которые действуют во многом автономно. Взаимодействиеминистерства с ними проявляется в выделении бюджетных средств, в полученииитоговых отчетов по работе бюро и использованию ими выделенных финансовыхпоступлений. Министерство также назначает руководителей национальных бюро;
— на местном уровне –муниципалитеты,
которые получают на эти цели государственные
субсидии. С начала2000-х годов шведское
правительство увеличило
Престарелые и инвалиды.В
деле помощи престарелым и инвалидам,
проживающих на дому, важная роль вШвеции
отводится муниципальным
Муниципалитеты в ряде скандинавских стран большое внимание уделяют вопросам защиты здоровья и организации труда лиц, занятых в особых условиях производства (сельское хозяйство и другое). Так, в Финляндии хорошо зарекомендовала себя практика надомной помощи фермерам специальными «заместителями», нанимаемыми муниципалитетами. Чтобы фермеры могли периодически отдыхать и иметь замену безпомощи платной рабочей силы, местные самоуправления содержат в своем штатепрофессиональных заместителей фермеров. Право пригласить такого «заместителя»имеет фермер, занятый в животноводческом хозяйстве и входящий в пенсионнуюстраховую систему сельскохозяйственных производителей страны. В середине 90-х годовпродолжительность ежегодного отпуска у фермера составляла в среднем 22 дня.Кроме того, фермеру-животноводу на год полагалось 12 выходных дней. В этотпериод его замещали «заместители», труд которых оплачивали муниципалитеты. Кпомощи последних могли прибегнуть не только животноводы, но ифермеры-земледельцы на период болезни, при несчастном случае, при родах ипрочих подобных обстоятельствах.
Определенную
Информация о работе Социальная работа в Скандинавских странах