Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, реферат
Цель исследования: Изучить состояние проблемы социальной защиты интересов женщин.
2.1. Сущность "женского вопроса"
"Женский вопрос"
- это социальное положение женщины, ее
место и роль в экономической, политической
и культурной жизни, и проблема дискриминации
(неравноправие полов, разная оплата труда,
невозможность реализовать свои творческие
и профессиональные возможности), и определение
правового статуса, гендерная (полоролевая
) роль женщины в обществе и семье, и отстаивание
права на одинаковое с мужчинами положение
в обществе, на равные с ними социальные
возможности. Таким образом, женский вопрос
- это комплекс социальных проблем, включающий
проблемы положения женщин в обществе
и семье, охраны материнства и детства,
путей освобождения женщины от различных
форм угнетения.
Равноправие мужчин и женщин должно
закрепляться в законе, предполагая равенство
их прав и обязанностей.
Конвенция ООН "О ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин"
(1979 г.) четко сформулировала принцип равноправия
мужчин и женщин. Это:
.
Эти положения отражены в Конституции
Российской Федерации. Конституция предусматривает
участие женщин в политике государства
и в неправительственных организациях;
одинаковые условия при выборе профессии;
равные права при выходе на пенсию, по
безработице, болезни, инвалидности, медицинском
обслуживании, предоставление плат
Хотя женщина выполняет
важнейшую для продолжения человеческого
рода репродуктивную функцию, но, начиная
с первобытного общества, это не давало
ей никаких социальных преимуществ. Более
того, ее гражданские права вплоть до ХХ
века были ущемлены.
Только в 1907 г. Закон разрешил женщинам
распоряжаться своим заработком. Полное
юридическое равноправие женщины получили
накануне Второй мировой войны.
Борьба за социальное
равенство с мужчинами шла через отвоевание
женщинами прав на:
В 70-80-х. гг. ХХ в. движение
за равенство мужчин и женщин активизировалось.
1976-1985 годы. ООН объявила периодом "равенства,
развития, мира".
Современная социальная политика
мирового сообщества направлена на ликвидацию
дискриминации женщин, облегчение их быта,
освобождение времени на воспитание детей,
продвижение женщин в структуры власти.
Общество считается недемократичным,
если женщины не участвуют в принятии
решений. Проходившая в Пекине в 1995 г. IV
Всемирная конференция по положению женщины
обсуждала вопросы дискриминации женщин,
такие, как разные формы насилия.
Принятая программа действий направлена на улучшение положения женщин - это:
Конференция (1995) в Копенгагене,
в которой участвовала 191 страна, приняла
Платформу Действий, направленную на закрепление
принципа равенства прав и ответственности
женщин и мужчин в семье, на работе.
В крепостной России права и свободы личности
были ущемлены. В гражданском праве и имущественном
наследии приоритет оставался за мужчинами,
Семья была основана на авторитаризме.
Все семейные вопросы решал глава семьи.
Представительницы всех сословий не получали
образования. Право женщин на труд было
ограничено (без охраны материнства и
детства), оплачивался он на 30% ниже мужского.
Особенно тяжелым был труд крестьянок.
С отменой крепостного права, а
затем с реформой образования в 1864 г. женщины
получили право на выбор трудоустройства,
доступ к новым профессиям, право на грамотность.
Классическое образование получало лишь
высшее сословие.
Формирование гражданского общества,
деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции
послужили импульсом для развития женского
движения и формирования нового типа женщины:
экономически независимой, самостоятельной,
стремящейся к полезной деятельности,
- способствовало распространению идей
о равноправии полов, полоролевой функции
женщины в государстве, семье.
До 1917 г. в России создавались разнообразные
по форме и содержанию союзы, клубы, движения,
целью которых провозглашалось повышение
роли женщины в обществе, защита ее интересов
и прав.
Революция 1917 г., первая Конституция утвердили
равные права мужчины и женщины во всех
сферах жизни - политической, гражданской,
трудовой, образовательной, социальной.
Женское движение в России началось
в 1918 г.Был созван Всероссийский съезд
женщин (1918 г.), созданы женские отделы
культурной, воспитательной, организационной
работы; начала развиваться женская периодическая
печать (журналы "Работница", "Крестьянка"),
появились женские странички в центральных
и местных газетах, стали издаваться серии
книг и брошюр "Библиотечка для женщин".
Жесткий идеологический контроль
свернул работу женского движения в 30-е
годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось,
что в стране женских проблем нет. В годы
перестройки впервые открыто заговорили
об истинном положении женщины. Было принято
много законодательных актов и льгот,
которые, однако, ситуацию радикальным
образом не изменили.
В настоящее время уровень развития
женского движения крайне низок. В качестве
позитивных сдвигов можно отметить развитие
феминологии, появление среди женщин политических
лидеров, возможность независимой оценки
истинного положения женщин, привлечение
внимания науки, общественности, средств
массовой информации к женскому вопросу.
Общая цель женского движения сегодня
- борьба с явной и скрытой формой дискриминации.
4 марта 1993 г. был принят Указ Президента
РФ "О первоочередных задачах государственной
политики в отношении женщин", в котором
главным признано обеспечение женщинам
реального участия в деятельности государственных
органов и общественных организаций. Для
этого признано необходимым сохранять
временную меру правового характера -
наличие квот (условно 30% представительства
лиц обоего пола в законодательных органах
всех уровней Федерации и ее субъектов).
Обязательным является также квотирование
по половому признаку списков кандидатов
в депутаты, выдвигаемые политическими
партиями и предвыборными блоками, а также
включение норм об установке квот на занятие
руководящих должностей лицами обоего
пола в органах государственного управления
в Закон о государственной службе.
3. Социальная защита женщин.
Правовые нормы охраны
здоровья женщин-матерей. В России правовые
нормы, касающиеся здоровья женщин-матерей,
преимущества по воспитанию детей представлены
в Кодексе законов о труде Российской
Федерации (КЗОТ РФ):
- запрещение труда женщин на тяжелых работах
и на работах с вредными условиями труда;
- установление предельных норм переноса
и передвижения тяжестей (ст.160);
- ограничение труда женщин в ночное время
(ст. 161);
- установление облегченных условий труда
беременных женщин (запрещение ночных,
сверхурочных работ, командировок, перевод
на более легкую работу - ст.161, 162, 163, 164).
На создание женщинам-матерям условий,
позволяющих сочетать труд в общественном
производстве с воспитанием детей, направлены
следующие нормы:
- запрещение ночных, сверхурочных работ,
работ в выходные дни и направление в командировки
женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет
(ст.162);
- подобного рода работы ограничиваются
в отношении женщин, имеющих детей в возрасте
от 3 до 14 лет ( детей-инвалидов до 16 лет),
и могут допускаться только с согласия
самих женщин (ст.163);
- по желанию женщины (равно как и любого
другого родственника), находящейся в
отпуске по уходу за ребенком, она может
работать на условиях неполного рабочего
времени или на дому с сохранением права
на получение пособия в период частично
оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком
(ст. 167);
-перерывы для кормления ребенка, предоставляемые
матери, имеющей детей в возрасте до полутора
лет, включаются в рабочее время и оплачиваются
по среднему заработку (ст.169);
-на предприятиях, в организациях в широким
применением женского труда организуются
детские ясли и сады, комнаты для кормления
грудных детей (ст.172);
- по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте
до 14 лет, администрация обязана устанавливать
им неполный рабочий день или неполную
рабочую неделю; оплата труда в этих случаях
производится пропорционально отработанному
времени или в зависимости от выработки.
Подобный режим труда не влечет каких-либо
ограничений в отношении стажа работы
и продолжительности отпуска (ст.49);
- женщинам, имеющим детей в возрасте до
3 лет, а одинокой матери ребенка в возрасте
до 14 лет, предоставляются особые гарантии
при приеме на работу и увольнении: запрещается
отказывать им в приеме на работу и снижать
заработную плату по мотивам, связанным
с наличием детей; их увольнение по инициативе
администрации не допускается, кроме случаев
полной ликвидации предприятия, когда
допускается увольнение с обязательным
трудоустройством (ст. 170).
Закон Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации"
предоставляет дополнительные гарантии
занятости многодетным родителям с несовершеннолетними
детьми, женщинам, воспитывающим детей
дошкольного возраста, детей-инвалидов,
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в описке работы (дополнительные
рабочие места, организация по обучению
специальным программам и т.д. - ст.13).
Постановление Министерства труда о занятости
населения Российской Федерации. "Временное
положение о порядке квотирования рабочих
мест на предприятиях, в учреждениях и
организациях для лиц, нуждающихся в социальной
защите" от 11 мая 1992 г. № 216 предусматривает
следующие квоты для приема на работу
категорий населения, особо нуждающихся
в социальной защите, испытывающих трудности
в поиске работы (одинокие многодетные
матери, с детьми дошкольного возраста,
с детьми-инвалидами).
Женщины в нашей стране имеют право на льготы:
Женщины имеют право на
искусственное оплодотворение, искусственное
прерывание нежелательной беременности
и даже на медицинскую стерилизацию,
что урегулировано в Основах
законодательства РФ об охране здоровья
граждан. Искусственное оплодотворение
замужней женщины и имплантация
ей эмбриона возможна при наличии
письменного согласия обоих супругов,
т.е. рожденный ребенок будет
Отец имеет право на больничный лист по
уходу за ребенком, частично оплачиваемый
отпуск по уходу до достижения ребенком
1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет
может быть использован частично или полностью
матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими
родственниками, что включается в общий
и непрерывный стаж.
Однако предпринятых шагов сегодня,
в переходный период экономики России,
недостаточно. Необходим комплекс мер
государственной политики по поддержанию
и регулированию занятости женщин;
Законодательство об
искоренении насилия в отношении женщин.
Вопрос о насилии над женщинами был рассмотрен
на Всемирной конференции по правам человека
в июне 1993 г., затем в декларации Генеральной
Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. "Об искоренении
насилия в отношении женщин", которая
призывает все страны бороться с этим
явлением. В нашей стране это учтено уголовным
правом (например, при притязании начальника
по службе). Предусмотрена уголовная ответственность
за такие преступления, как содержание
притонов и сводничество, принуждение
к занятию проституцией. Должны быть
разработаны и приняты новые акты уголовного
и административного законодательства
об искоренении насилия над женщинами
и детьми в семье.
Кризисный центр для женщин.
Целью создания кризисных центров является
оказание психологической, юридической,
педагогической, социальной и другой помощи
женщинам, находящимся в кризисном и опасном
для физического и душевного здоровья
состоянии или подвергшимся психофизическому
насилию.
Насилие в семье - это многогранное социальное
явление, проявляющееся в различных формах,
нередко во взаимодействиях и взаимосвязях.
Формы насилия над личностью: физическое,
сексуальное, экономическое, морально-психологическое,
принуждение к потреблению алкоголя, наркотиков,
угрозы, шантаж.
Категории женщин,
которым должны оказаться социальные
услуги в кризисном центре:
Центрами
оказываются социальные услуги трехуровневой .
1 уровень - непосредственный
контакт с пациентом на приеме. Первичный
контакт нацелен на то, чтобы снять психологическое
напряжение женщины, которое было поводом
для обращения в центр. При этом задача
социального работника выслушать пациентку,
понять ее проблему, поддержать, определить
вид реальной помощи, направить на консультацию.
Основные причины, по которым женщина
обращается в центр: отчаяние при сложной
ситуации в семье; угроза потери работы;
длительная безработица; болезнь или смерть
близких; чувство одиночества; желание
получить совет в связи с возникшей жизненной
проблемой; ситуация населения или угроза
насилием.
2 уровень - организация
консультаций.
Главные виды консультаций: