Социальная реклама: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 04:57, статья

Описание работы

Слово «реклама» у большинства людей ассоциируется исключительно с коммерцией. Однако уже с древнейших времен существовала политическая реклама. А с недавних пор все большее распространение в мире получает социальная реклама. Социальная реклама - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Главная задача социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.

Файлы: 1 файл

Социальная реклама сущность и функции.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

©Бадмацыренов Б.

Науч. руководитель – Д.Ш. Цырендоржиева

(Улан-Удэ)

Социальная  реклама: сущность и функции

 

Слово «реклама» у  большинства людей ассоциируется  исключительно с коммерцией. Однако уже с древнейших времен существовала политическая реклама. А с недавних пор все большее распространение в мире получает социальная реклама.

Социальная реклама - это вид  коммуникации, ориентированный на привлечение  внимания к жизненно важным проблемам  общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Главная задача социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.

Социальная реклама несет в  себе информацию, представленную в  сжатой, художественно выраженной форме. Она способна привлечь внимание людей к наиболее важным проблемам, существующим в обществе. Она обращена к социуму. Возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности может благотворно влиять на общество, поэтому социальную рекламу вполне можно использовать как инструмент вовлечения общества в социальные процессы. В связи с этим интерес к социальной рекламе достаточно велик.

Таким образом, диапазон воздействия  рекламной информации распространяется практически на все основные формы  человеческой жизнедеятельности, что позволяет говорить о некоем феномене рекламы, порожденным современным обществом и ставшего непременным атрибутом.

Общественная (социальная) реклама  передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы  создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе.

Строго говоря, термин социальная реклама используется только в России. А во всем мире ему соответствуют  понятия некоммерческая реклама и общественная реклама. В США для обозначения такого типа рекламы используется термин public service advertising. (PSA). Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы - «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе - создать новые социальные ценности.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О рекламе» «социальная реклама  представляет общественные и государственные  интересы и направлена на достижение благотворительных целей». Социальная реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям. Итак, социальная реклама - это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей. Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах. Социальная реклама использует тот же набор инструментов, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому, или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Например, если конечной целью коммерческой телевизионной рекламы нового сорта кофе является изменение потребительских привычек, то целью ролика социальной рекламы, например, по борьбе с беспризорностью, является привлечение внимания к этой проблеме, а в стратегической перспективе - изменение поведенческой модели общества.

 Кроме этого, целевые  аудитории двух сравниваемых  типов рекламы значительно различаются:  у коммерческой рекламы - это  достаточно узкая маркетинговая  группа, у социальной - все общество, или значительная его часть Производство «социальной рекламы», по словам рекламщиков - это еще и показатель профессионализма и креативности, поскольку такая реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама стирального порошка, или нового ресторана.

В отличие от коммерческой рекламы, информация, содержащаяся в  социальной, не является новой. Наоборот, чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме социального  сообщения, тем острее он реагирует на него, тем результативней кампания.

Социальная реклама  возникает внутри общества и является отображением тех процессов, которые  происходят внутри него. Социальной рекламе присущи такие критерии психологической эффективности, как запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность, но с определенными ограничениями.

В задачи социальной рекламы входит формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, активизация действий по их решению, формирование позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества. Социальная реклама в долгосрочной перспективе экономически выгодна государству, поскольку устранение многих социальных проблем ведет к благосостоянию государства (напр., здоровье нации, поступление в полной мере налогов в бюджет и т.д.). Она направлена в долгосрочной перспективе на формирование общественного сознания, а также изменение поведенческой модели по отношению к определенной социальной проблеме.

Социальная реклама  может носить позитивный или негативный характер. Позитивный характер, когда происходит настраивание на положительный лад, благоприятное настроение, что в свою очередь должно стимулировать решение проблемы (напр., ролик «Позвоните родителям»). Негативный характер проявляется при демонстрации неприглядных аспектов проблемы. Такая реклама имеет агрессивный характер. Она, как правило, показывает «что будет, если не…». (напр., реклама по борьбе со СПИДом, реклама ГИБДД о травматизме при вождении в нетрезвом состоянии и т.д.)

Социальная реклама  является мощным инструментом формирования общественного мнения, а это весьма необходимо российскому обществу в данный период, поскольку социальная реклама способствует социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе - развитию новых экономических связей и построению гражданского общества. Совершенно справедливо пишет Д.С. Кочергина, что социальная реклама сегодня - это эффективный инструмент воздействия на умонастроение людей, способный наряду с идеологией, моралью, религией и современным мифотворчеством выполнять аксиологическую и гуманистическую функции [1].

 

Примечания

1. Кочергина Д.С. Социальная реклама как фактор гуманизации современного общества: автор. дис… канд. философ. наук. – Омск, 2007. С.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Социальная реклама: сущность и функции