Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:24, реферат
Социальная роль (франц. role – лицо, изображаемое актером; текст действующего лица пьесы) – 1) ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус (Ральф Линтон, Джордж Герберт Мид); 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе; 3) нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.
14.1. Социальная роль.
14.2. Виды социальных ролей.
14.3. Ролевые трудности.
14.3.1. Ролевое напряжение и ролевой конфликт.
14.3.2. Виды ролевых конфликтов.
14.4. Способы разрешения ролевых конфликтов.
14.4.1. Рационализация ролей.
14.4.2. Разделение ролей.
14.4.3. Регулирование ролей.
14.5. Социальная адаптация.
14.5.1. Социализация и адаптация.
14.5.2. Уровни социальной адаптации.
14.5.3. Типы социальной адаптации.
14.6. Социальная адаптация в информационном обществе.
14.7. Вывод.
оциальная роль.
Богпроф11, §4, 40 – 45.
14.1. Социальная роль.
14.2. Виды социальных ролей.
14.3. Ролевые трудности.
14.3.1. Ролевое напряжение и ролевой
конфликт.
14.3.2. Виды ролевых конфликтов.
14.4. Способы разрешения ролевых
конфликтов.
14.4.1. Рационализация ролей.
14.4.2. Разделение ролей.
14.4.3. Регулирование ролей.
14.5. Социальная адаптация.
14.5.1. Социализация и адаптация.
14.5.2. Уровни социальной адаптации.
14.5.3. Типы социальной адаптации.
14.6. Социальная адаптация в
информационном обществе.
14.7. Вывод.
14.1. Социальная роль (франц.
role – лицо, изображаемое актером; текст
действующего лица пьесы) – 1) ожидаемое
поведение индивида, имеющего определенный
статус (Ральф Линтон, Джордж Герберт Мид);
2) совокупность конкретных действий, которые
должен выполнять человек, занимающий
определённое положение (статус) в данном
обществе; 3) нормативно одобренный, относительно
устойчивый образец поведения (включая
действия, мысли и чувства), воспроизводимый
индивидом в зависимости от социального
статуса или позиции в обществе.
Ролевой набор (Роберт Мертон)
– совокупность ролей, связанных с одним
статусом.
Социальная роль распадается
на ролевые ожидания – то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или иной роли,
и на ролевое поведение – то, что человек
реально выполняет в рамках своей роли.
Ролевое поведение – фактическое
поведение того, кто играет роль. Нет двух
индивидов, играющих данную роль совершенно
одинаково.
14.2. Классификация ролей:
14.2.1. постоянные и
временные;
14.2.2. предписанные и достигнутые;
14.2.3. активные и латентные (скрытые,
внешне не проявляющиеся);
14.2.4. по степени интенсивности
исполнения, по степени включённости в
роль: нулевая стадия, ритуальная роль,
углублённое исполнение роли, гипноз,
невроз, экстаз, вера в сверхъестественные
силы.
14.3. Ролевые трудности.
14.3.1. Ролевые напряжения и ролевые
конфликты.
В процессе осуществления социальных
ролей личности могут возникать трудности
(ролевые напряжения) и конфликты (ролевые
конфликты). Ролевое напряжение возникает
в связи с трудностями выполнения, совмещения
ролевых обязательств и несовместимости
внутренних установок личности требованиям
роли (например, дошкольник оказывается
не готов к роли школьника, окончивший
школу – к выбору профессии). Ролевые конфликты
– проявления более острого противоречия
между ролями или различными сторонами,
элементами одной роли, когда эти роли
исключают друг друга.
Ролевое напряжение – это трудности
при выполнении ролевых обязательств.
Ролевой конфликт – 1) ситуация,
в которой индивид, занимающий определённый
статус, сталкивается с несовместимыми
ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять
требования двух или более несовместимых
ролей.
14.3.2. Виды ролевых конфликтов.
1) Когда индивид играет несколько
ролей, может возникнуть межролевой конфликт
(например, женщина одновременно должна
удовлетворять ролевые ожидания в качестве
работника, жены и матери);
2.1) когда индивид определяет
свою роль одним образом, а те, кто в рамках
своей роли с ним связаны, определяют его
роль иначе, возникает внутриролевой конфликт
(например, учителя придерживаются определённого
кодекса профессионального поведения,
а родители выдвигают требования, несовместимые
с этим кодексом);
2.2) внутриролевой конфликт:
требования одной и той же роли противоречат
друг другу (роль родителей предполагает
не только доброе, ласковое обращение
с детьми, но и требовательность, строгость
по отношению к ним);
3) личностно – ролевой конфликт
– конфликтная ситуация, когда требования
социальной роли противоречат интересам
и жизненным устремлениям личности (работа
не позволяет человеку раскрыть и проявить
свои способности).
Ролевые конфликты ведут к
плохому выполнению или невыполнению
соответствующей роли, а также психологическим
переживаниям и стрессам индивида.
14.4. Способы разрешения ролевых
конфликтов:
14.4.1. Рационализация ролей
– 1) усиление эмоционально-положительной
реакции на одну роль и негативных эмоций
по отношению к другой роли; 2) бессознательный
поиск отрицательных сторон желаемой,
но недостижимой роли;
14.4.2. Разделение ролей – 1) временное
«изъятие», «выключение» из сознания обязательств
одной из ролей;
14.4.3. Регулирование ролей –
1) формальная процедура отказа от социальной
ответственности за одну из ролей; 2) осознанный
способ решения ролевого конфликта путем
перекладывания ответственности за его
последствия на других.
Регулирование ролей отличается
от защитных механизмов рационализации
и разделения ролей прежде всего тем, что
является осознанным и преднамеренным.
На практике это выглядит как ссылка индивида
на влияние организаций, в силу которого
он вынужден действовать определенным
образом. Как только у индивида появляется
напряженность или ролевой конфликт, он
немедленно начинает искать оправдание
в организации или ассоциации, в которой
он выполняет конфликтную роль.
14.5. Социальная адаптация.
14.5.1. Социализация и адаптация.
Социальная адаптация является
частью социализации. И если социализация
учит, то адаптация изменяет то, чему научили.
Социальная адаптация – компонент социализации
индивида.
Социальная адаптация (от лат.
adapto – приспособляю) – 1) процесс приспособления
человека к меняющейся социальной среде
с помощью различных социальных средств;
2) процесс и результат приспособления
поведения человека или группы людей к
нормам и ценностям, господствующим в
данном обществе, классе, социальной группе;
3) процесс и результат взаимодействия
и взаимовлияния различных социальных
субъектов в новой для них общественной
среде.
Общество навязывает индивиду
социальную роль, но её принятие, исполнение
или отвержение всегда носит личностный
характер.
14.5.2. Уровни социальной адаптации:
1) общественный, 2) групповой, 3) индивидуальный.
1) На уровне общества социальная
адаптация – это изменение его структуры,
социальных функций под воздействием
социальных преобразований.
Признаки адаптации: формирование
социальной структуры общества, адекватной
новым социальным отношениям; институционализация
новых социальных функций; изменение норм
общественной жизни; формирование нового
жизненного стандарта.
Когда адаптация отсутствует,
возникают негативные явления: падение
уровня жизни; усиление социальной напряженности;
рост социальной поляризации; рост конфликтности.
В России существуют признаки
отсутствия адаптации на уровне общества:
криминализация общества; игнорирование
законодательства; негативные демографические
изменения; рост заболеваемости; рост
эмиграции.
2) На уровне группы социальная
адаптация выражается в улучшении социального
положения конкретной социальной группы,
в повышении ее роли в общественной жизни.
Признаки адаптации: завоевание
ключевых позиций в системе политической
власти, влияние на формирование жизненного
стандарта.
Признаком отсутствия социальной
адаптации являются: обострение политической
борьбы в обществе, рост организованной
преступности, ухудшение социального
самочувствия.
3) Признаки индивидуальной
адаптации: повышение социального статуса
личности; удовлетворенность существующими
отношениями в обществе; активная поддержка
и участие в проведении социальных инноваций.
Отсутствие адаптации на личностном
уровне приводит к росту девиаций, социальной
апатии, неудовлетворенности жизненными
условиями, неуверенности в завтрашнем
дне и высокому уровню стрессов, высокой
степени беспокойства и агрессивности
индивида, сопротивлению любым изменениям,
низкой мотивации к достижениям.
14.5.3. Типы социальной адаптации:
Версия № 1: 1) «раки-отшельники»
(люди, которые стремятся уйти от контактов
с действительностью, замыкаются в себе);
2) активное воздействие на социальную
среду (человек в какой-то степени стремится
изменить устоявшиеся нормы и ценности);
3) пассивное (конформное) восприятие целей
и ценностей группы, окружения.
Версия № 2:
1) внушаемость – бессознательное
принятие линии поведения, мнения группы;
2) конформизм (от позднелатинского
coformis – подобный, сообразный) или приспособленчество
(изменение человеком своего поведения,
чтобы внешне соответствовать требованиям
других людей при внутреннем несогласии);
3) активное согласие (сознательное
отстаивание интересов группы);
4) нонконформизм (несогласие
с большинством, отстаивание собственных
интересов).
Эксперименты Соломона Аша
(конформизм в группах).
Соломон Аш (1907 – 1996) – американский
психолог, автор знаменитых экспериментов,
посвящённых конформности.
Студентов просили, чтобы они
участвовали в «проверке зрения». В действительности,
все участники, кроме одного, были подсадными
утками, а исследование заключалось в
том, чтобы проверить реакцию одного студента
на поведение большинства.
Участники (реальный подопытный
и подсадные утки) были усажены в аудитории.
В задачу студентов входило объявление
вслух их мнения о длине нескольких линий
в ряде показов. Их спрашивали, какая линия
была длиннее, чем другие, и т. п. Подсадные
утки давали один и тот же, явно неправильный
ответ.
Когда подопытные отвечали
правильно, многие из них испытывали чрезвычайный
дискомфорт. При этом 75% подопытных подчинились
существенно ошибочному представлению
большинства по крайней мере в одном вопросе.
Общая доля ошибочных ответов составила
37%, в контрольной группе один ошибочный
ответ дал только один человек из 35-ти.
Когда же «заговорщики» не были единодушны
в своём суждении, подопытные гораздо
чаще не соглашались с большинством. Когда
независимых испытуемых было двое, или
когда один из подставных участников получал
задание давать правильные ответы, ошибка
падала более чем в четыре раза. Когда
кто-то из подставных давал неверные ответы,
но так же не совпадающие с основным, ошибка
также сокращалась: до 9 – 12% в зависимости
от радикализма «третьего мнения».
Результат поверг в изумление
даже организатора эксперимента – Соломона
Аша. Он-то был уверен, что граждане США,
воспитанные в духе индивидуализма, не
должны поддаваться давлению группы. Но
природа человека оказалась сильнее традиций
свободомыслия.
Типы негативной социальной
адаптации (преимущественное использование
чужих ресурсов):
1) социальное иждивенчество
(стратегия самоограничения, пассивное
приспособление и выжидание, ожидание
помощи от государства);
2) социальный паразитизм (инновационный
тип адаптации, при котором используются
любые средства для достижения цели).
14.6. Социальная адаптация в
информационном обществе.
В современном информационном
обществе инновационные процессы идут
непрерывным потоком, что приводит к ускоренному
обновлению и изменению не только условий
жизни, но и к изменению нравственных ценностей
и жизненных ориентиров людей. Это, в свою
очередь приводит к тому, что и все общество,
и социальные группы, и каждая отдельная
личность вынуждены постоянно и непрерывно
переживать процесс социальной адаптации.
Инновационные процессы носят
лавинообразный характер и не дают человеку
возможности эффективно адаптироваться
к новым явлениям. Этому препятствует
так называемый «предел новизны», то есть
граница определенного объема информации,
которую любой индивидуум или группа могут
освоить за короткий отрезок времени.
Следовательно, возникает потенциальная
возможность так называемого шока будущего,
или инновационного шока.
«Предел новизны» – объём новых
факторов и идей, которые человек может
усвоить за определенный период времени.
Автором этого термина считается
Эдвин Тоффлер. По его мнению шок будущего
(futuroshok) переживают сегодня как отдельный
человек, так и все человечество. И связано
это с тем, что современное общество радикально
отличается от всех предшествующих форм
человеческого существования.
Мы вступили на территорию,
которая никогда прежде не была населена
людьми, на территорию, которую культура
в прошлом считала непригодной для жизни.
В результате общество не может примирить
людей с неудобствами и страхами повседневной
жизни и положительно адаптировать к изменяющимся
условиям существования.
Элвин Тоффлер. «Шок будущего»
(1970):
«… существует предел новизны,
который любой индивидуум или группа могут
усвоить за короткий отрезок времени,
вне зависимости от того, насколько хорошо
интегрированным может быть Целое. Никого
… нельзя безболезненно вытолкнуть выше
его адаптивного уровня – его будет мучить
тревога, он будет дезориентирован…
Мы не в состоянии… импортировать
оптом интегрированную, хорошо сформированную
культуру, созревшую и испытанную в другой
части света. Мы должны изобрести сверхиндуст-риализм,
а не импортировать его. В следующие 30
или 40 лет мы должны ожидать не одну волну
перемен, а ряд сильных ударов и потрясений.
Части нового общества не будут аккуратно
подгоняться друг к другу, наоборот, нас
ожидают разрыв связей и слепящие противоречия…
Еще важнее то, что скорость
перемен настолько возросла, темп настолько
форсированный, что мы попадаем в исторически
беспрецедентную ситуацию. Нас просят
адаптироваться не к одной новой культуре…
а к слепящей последовательности новых
преходящих культур. Вот почему мы, может
быть, приближаемся к верхней границе
пределов адаптации. Ни одно из предшествующих
поколений не сталкивалось с таким испытанием.
Поэтому только теперь, на нашем веку,
и только в технологических обществах
выкристаллизовалась потенциальная возможность
массового шока будущего…
Источником большинства осаждающих
нас проблем, в том числе шока будущего,
являются не неумолимые силы природы,
а созданные человеком процессы, которые,
по крайней мере потенциально, подвластны
нашему контролю…
Единственный способ сохранить
какое-то подобие равновесия в ходе сверхиндустриальной
революции – ответить изобретением на
изобретение: создать новые личные и социальные
механизмы, регулирующие изменения. Следовательно,
нам нужно не слепое принятие или слепое
сопротивление, а множество творческих
стратегий, чтобы избирательно формировать,
отклонять, ускорять или замедлять изменение.
Индивидууму нужны новые принципы, чтобы
задавать темп своей жизни и планировать
ее вместе с кардинально новой формой
образования. Ему также могут понадобиться
специальные новые технологические помощники,
чтобы повысить его адаптивность. В то
же время обществу нужны новые институты
и организационные формы, новые буфера
и регуляторы равновесия».
!!! Новые
условия информационного общества требуют
от индивида постоянного обновления не
только знаний, но и ценностных установок.
Новое информационное общество требует
перехода к личности нового типа, основными
характеристиками которой будут: 1) включение
в инновационные процессы, 2) способность
к адекватному восприятию информации
и 3) ее эффективному использованию.
14.7. Вывод: Теория ролей хорошо
описывает адаптационную сторону процесса
социализации личности. Но эту схему нельзя
принять за единственную и исчерпывающую,
поскольку она оставляет в тени активное,
творческое личностное начало.