Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:31, реферат
С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социальном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и организации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества.
1. Социальная стратификация и социальное неравенство…………………2
1.1 Понятие социальной стратификации……………………………………2
1.2 Концепции социальной стратификации……………………………….4
1.3 Понятие социальной мобильности…………………………………….6
2. Проведение социологического исследования с использования
метода опроса……………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………..10
2. Проведение социологического исследования с использования метода опроса
Для того, чтобы изучить представления людей о классовой структуре белорусского общества, основных критериях деления классы, а также определить самоидентификацию опрошенных нами было проведено исследование с использованием метода опроса. Текст опросника, использованного нами в ходе исследования представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1. В исследовании приняли участие 25 человек. Из них 9 мужчин и 16 женщин.
Если говорить о результатах проведенного опросника, то следует отметить следующие аспекты:
Отвечая на вопрос о том, люди каких профессий относятся к определенным слоям общества, испытуемые отнесли к высшему слою общества бизнесменов, правящую элиту; к среднему - рабочих, учителей, врачей (то есть интеллигенцию); к низшему классу в свою очередь были отнесены лица без определенного места жительства, криминальные элементы.
На вопрос о самоидентификации опрошенных («К какому из вышеперечисленным классам Вы, по тем или иным причинам отнесли бы себя?») были получены следующие ответы: к высшему классу общества не отнес себя ни один из испытуемых; 23 человека отнесли себя к среднему классу общества (что составляет 92% от всех испытуемых); 2 человека (8%) отнесли себя к низшему классу общества.
100% участвующих в опросе подтвердили мнение о том, что принадлежность людей к тому или иному классу в обществе напрямую зависит от уровня их благосостояния.
Ответы испытуемых на вопрос о причинах бедности и богатства целесообразно представить в виде таблиц:
Таблица 1. Мнение испытуемых о причинах бедности
Причина бедности |
Ответы испытуемых (%) |
|
Семейные неурядицы, несчастья |
8% |
|
Болезнь, инвалидность |
16% |
|
Алкоголизм, наркомания |
20% |
|
Низкий уровень жизни их родителей |
13% |
|
Недостаточность государственных пособий по социальному обеспечению; |
8% |
|
Лень, неприспособленность к жизни |
24% |
|
Плохое образование, низкая квалификация |
13% |
|
Таким образом, из таблицы видно, что большинство испытуемых основной причиной бедности считает лень и неприспособленность к жизни некоторых людей. Менее всего, по мнению испытуемых, в качестве причины бедности могут выступать такие причины: семейные неурядицы и несчастья, недостаточный уровень государственного пособия
Таблица 2. Мнение испытуемых о причинах богатства
Причина богатства |
Ответы испытуемых, % |
|
Деловая хватка; |
12% |
|
Умение использовать шанс |
8% |
|
Готовность работать без ограничений |
16% |
|
Возможность брать взятки |
24% |
|
Высокая квалификация |
0% |
|
Связь с криминалом |
40% |
|
Таким образом, можно заметить, что большинство испытуемых связывают получение богатства с негативными моментами (связь с криминалом и получение взяток). В то же самое время практически не рассматриваются в качестве причин повышения благосостояния высокая квалификация человека и умение использовать свой шанс.
Список литературы
1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271 с
2. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. -- Мн.: 2003, - 642 с.
3. Социология. Учебное пособие. Под редакцией В.И.Игнатьева, М.В.Ромма, - М, - 2001.- 268 с.
4. Социология. Наука об обществе. / Под ред. Проф. В.П. Андрущенко -- Харьков, 1996, - 369 с.
5. Социальное расслоение и социальная мобильность, - Уч-к под редакцией З.Т. Голенкова, - М, - 1999, - 447 с.
Опросник для выявления представлений людей о классовой структуре общества
1. Ваш пол: М/Ж
2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:
3. Укажите Ваш род деятельности
4. Назовите профессии или род деятельности людей, относящихся к:
А) Высшему классу общества
Б) Среднему классу общества
В) Низшему классу общества
5. К какому из вышеперечисленным классам Вы, по тем или иным причинам отнесли бы себя?
6. Считаете ли Вы, что причисление людей к определенному классу общества напрямую зависит от уровня их благосостояния?
7. Как Вы считаете,
что является главными
А) Семейные неурядицы, несчастья;
Б) Болезнь, инвалидность;
В) Алкоголизм, наркомания;
Г) Низкий уровень жизни их родителей;
Д) Недостаточность
Е) Лень, неприспособленность к жизни;
Ж) Плохое образование, низкая квалификация.
8) Каково Ваше мнение о причинах благополучия богатых слоев населения?
А) Деловая хватка;
Б) Умение использовать шансы;
В) Готовность работать без ограничений;
Г) Возможность брать взятки;
Д) Высокая квалификация;
Е) Связь с криминалом.