Социальная стратификация и неравенство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социальном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и организации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества.

Содержание работы

1. Социальная стратификация и социальное неравенство…………………2
1.1 Понятие социальной стратификации……………………………………2
1.2 Концепции социальной стратификации……………………………….4
1.3 Понятие социальной мобильности…………………………………….6
2. Проведение социологического исследования с использования
метода опроса……………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

 2. Проведение социологического исследования с использования метода опроса

    Для того, чтобы изучить представления людей о классовой структуре белорусского общества, основных критериях деления классы, а также определить самоидентификацию опрошенных нами было проведено исследование с использованием метода опроса. Текст опросника, использованного нами в ходе исследования представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1. В исследовании приняли участие 25 человек. Из них 9 мужчин и 16 женщин.

     Если говорить о результатах проведенного опросника, то следует отметить следующие аспекты:

    Отвечая на вопрос о том, люди каких профессий относятся к определенным слоям общества, испытуемые отнесли к высшему слою общества бизнесменов, правящую элиту; к среднему - рабочих, учителей, врачей (то есть интеллигенцию); к низшему классу в свою очередь были отнесены лица без определенного места жительства, криминальные элементы.

    На вопрос о самоидентификации опрошенных («К какому из вышеперечисленным классам Вы, по тем или иным причинам отнесли бы себя?») были получены следующие ответы: к высшему классу общества не отнес себя ни один из испытуемых; 23 человека отнесли себя к среднему классу общества (что составляет 92% от всех испытуемых); 2 человека (8%) отнесли себя к низшему классу общества.

100% участвующих в опросе  подтвердили мнение о том, что  принадлежность людей к тому  или иному классу в обществе  напрямую зависит от уровня  их благосостояния.

Ответы испытуемых на вопрос о причинах бедности и богатства  целесообразно представить в  виде таблиц:

     Таблица 1. Мнение испытуемых о причинах бедности

 

Причина бедности

Ответы испытуемых (%)

 

Семейные неурядицы, несчастья

8%

 

Болезнь, инвалидность

16%

 

Алкоголизм, наркомания

20%

 

Низкий уровень жизни  их родителей

13%

 

Недостаточность государственных  пособий по социальному обеспечению;

8%

 

Лень, неприспособленность  к жизни

24%

 

Плохое образование, низкая квалификация

13%

 
     

Таким образом, из таблицы  видно, что большинство испытуемых основной причиной бедности считает  лень и неприспособленность к  жизни некоторых людей. Менее  всего, по мнению испытуемых, в качестве причины бедности могут выступать  такие причины: семейные неурядицы  и несчастья, недостаточный уровень  государственного пособия

       Таблица 2. Мнение испытуемых о причинах богатства

 

Причина богатства

Ответы испытуемых, %

 

Деловая хватка;

12%

 

Умение использовать шанс

8%

 

Готовность работать без  ограничений

16%

 

Возможность брать взятки

24%

 

Высокая квалификация

0%

 

Связь с криминалом

40%

 
     

     Таким образом, можно заметить, что большинство испытуемых связывают получение богатства с негативными моментами (связь с криминалом и получение взяток). В то же самое время практически не рассматриваются в качестве причин повышения благосостояния высокая квалификация человека и умение использовать свой шанс.

                               Список литературы

1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для  вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271 с

2. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. -- Мн.: 2003, - 642 с.

3. Социология. Учебное пособие.  Под редакцией В.И.Игнатьева, М.В.Ромма, - М, - 2001.- 268 с.

4. Социология. Наука об  обществе. / Под ред. Проф. В.П. Андрущенко -- Харьков, 1996, - 369 с.

5. Социальное расслоение  и социальная мобильность, - Уч-к под редакцией З.Т. Голенкова, - М, - 1999, - 447 с.

                                     Приложение 1

Опросник для  выявления представлений людей  о классовой структуре общества

1. Ваш пол: М/Ж

2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:

3. Укажите Ваш  род деятельности

4. Назовите профессии  или род деятельности людей,  относящихся к:

А) Высшему классу общества

Б) Среднему классу общества

В) Низшему классу общества

5. К какому из вышеперечисленным классам Вы, по тем или иным причинам отнесли бы себя?

6. Считаете ли  Вы, что причисление людей к  определенному классу общества  напрямую зависит от уровня  их благосостояния?

7. Как Вы считаете, что является главными причинами  бедности в нашей республике?

А) Семейные неурядицы, несчастья;

Б) Болезнь, инвалидность;

В) Алкоголизм, наркомания;

Г) Низкий уровень жизни  их родителей;

Д) Недостаточность государственных  пособий по социальному обеспечению;

Е) Лень, неприспособленность  к жизни;

Ж) Плохое образование, низкая квалификация.

8) Каково Ваше мнение о причинах благополучия богатых слоев населения?

А) Деловая хватка;

Б) Умение использовать шансы;

В) Готовность работать без  ограничений;

Г) Возможность брать взятки;

Д) Высокая квалификация;

Е) Связь с криминалом.

 

 


Информация о работе Социальная стратификация и неравенство