Социальная стратификация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Состояние массового сознания российского общества исследователи характеризуют как отличающееся крайней противоречивостью, сегментацией, идейной пестротой. Для него характерны различные проявления и тенденции, две из которых являются основными: демократическая и авторитарная. Социальные основания этих тенденций – это особенности социального расслоения российского общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3 - 4
1.Социальная стратификация общества…………………………………..4

1.1. Феномен социального неравенства……………………………......4 - 6
1.2 Особенности социальной структуры современного общества......6 - 8
2. Истоки социального расслоения российского общества……….....8 – 10
3. Социальная стратификация современной России……………......10 – 13
3.1. Влияние возраста на социальное расслоение населения……. ..13 – 15
4. Проблема формирования среднего класса………………………..15 – 18
Заключение………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

По расчетам российских исследователей, население страны по размерам доходов можно примерно разделить на три группы:

  1. Богатые – примерно 2% населения;
  2. Средний слой (преуспевающие) – 15-20%;
  3. субъективная беднота - это люди, которые считают себя бедными, хотя на самом деле таковыми не являются-40%
  4. Бедные- 15% (за чертой бедности)

В эмпирических исследованиях социальная структура представляется набором основных групп, дифференцированных по какому-либо критерию. Чаще всего за основу берется материальное благосостояние или власть. Множество критериев дифференциации объясняется тем, что в любом обществе существует неравенство, как основа социального деления, но неравенство разное. Социальные группы могут различаться и ранжироваться по уровню образования, доходов, стилю жизни, структуре потребления, владению собственностью и т.д.

Самым важным критерием, определяющим социальный статус человека, является душевой доход, а экономическая дифференциация, равно как и стратификация соответственно становится наиболее значимой для исследования социальной структуры. Но кроме моделей общества, которые «рисуются» исследователями, существует обыденное представление людей, основанное на доводах здравого смысла о том, какова структура данного общества, как оно функционирует и самое главное – о том, какое место сам человек занимает в этой структуре. Для человека существует естественная потребность «включения в социальные связи», при этом он вынужден не только «структурировать социум», в который он включен, но и пассивно или активно определяться в системе многообразных групп или общностей. То есть, речь идет о социальной самоидентификации, «самоопределении» индивидов в многообразных группах. Социальная идентичность как результат процесса идентификации на данный период времени – это осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям – таким как малая группа, класс, семья, территориальная общность, этнонациональная группа, народ. На сегодняшний день проблема состоит в том, что в условиях общественных перемен и кризиса, охватывающего все сферы жизнедеятельности индивидов, их самоидентификация приобретает новые черты и особенности. Как показывают исследования В.А. Ядова, наше общество находится в процессе становления новой социальной субъектности. И для наших сограждан, для большей их части, характерна «сильнейшая аномияи отчуждение буквально ото всех социогрупповых образований», а также потеря ясного представления о социальной структуре общества. Но первые признаки стабильности побуждают людей адаптироваться к новой социальной реальности, наблюдается усиление социально-групповых идентификаций, а вместе с этим более четкое представление о социальной структуре общества. Нужно заметить, что для определения своего места в социальном пространстве основными для граждан являются те критерии, которые они выбирают для выделения групп.

3.1. Влияние возраста на социальное расслоение населения 

Среди населения страны существуют поколения, которые обычно выделяются по основаниям общности судьбы, сходства опыта и общих характеристик на индивидуальном и системном уровнях. Переживаемые Россией реформы также оказали влияние на «формирование в обществе возрастных когорт, которые выделяются по ряду важнейших социально-экономических характеристик и ценностных ориентаций» [2; с. 149]. 
 
Молодые возрастные когорты, прошедшие первичную и вторичную социализацию за годы реформ, наиболее успешно освоили новые, востребованные рынком специальности, быстрее переквалифицировались, сориентировались в своей трудовой жизни на новые типы предприятий. Поэтому их предпочтение рыночной экономики, раскрывшей многим новые горизонты занятости, вполне объяснимо. 
 
Кроме того, в 2002 г. повысилась ориентация на рыночную экономику в когорте 55—59-летних. Как правило, в этом возрасте многие еще работают, хотя некоторая часть и получает пенсию. 
 
Работа в частном секторе или индивидуально позволяет иметь более высокий уровень жизни, чем при занятости в государственном секторе, и лица в более молодом возрасте более активно использовали возможности, открывшиеся институциональными изменениями в экономике. 
 
Таким образом, возрастные когорты в России находятся в динамическом состоянии, связанном с включением их в рыночную экономику, освоением новых стратегий экономического поведения, усвоением новых образов и ценностей. Помимо тех особенностей в экономическом поведении и менталитете, которые обусловлены биологическим возрастом, свою роль играют общественные условия переходного периода, в котором активно приспособиться и эффективно действовать могут представители более молодых когорт. Но по мере развития экономики в новых рыночных обстоятельствах представители более старших когорт могут если и не становиться акторами рыночных преобразований, то все же играть в них более активную роль. 
 
Кроме того, широкое распространение в обществе, особенно в молодых возрастных когортах, получает новая система ценностей, ориентированная на частную собственность, индивидуальный успех, либеральные свободы. Соответственно, и профессиональная подготовка молодежи стала более приближена к потребностям современного этапа развития рыночной экономики в России, ее отраслевой структуры. Десятилетие реформ сформировало потенциал инновационного поведения в новых экономических условиях, которые еще далеки от стандартов западного рыночного общества и отражают ситуацию, сложившуюся в России. В то же время большая часть населения, особенно среднего и старшего возраста, заметно хуже, чем молодежь, приспособилась к общественным изменениям и существует в режиме выживания и неуверенности в своем будущем. 

4. Проблема формирования среднего класса

Кто составляет средний класс в России? Какое содержание вкладывается в это понятие, когда говорят о необходимости создания в России среднего класса? В социологии средним классом называют ту часть общества, которая по социальному статусу располагается между элитой и основной массой рабочего класса, но в нее не входят, как мы выяснили, крупные собственники и малоквалифицированные служащие. Это гетерогенное образование включает в современных развитых обществах научных и инженерно-технических работников, административный персонал, не занимающий высоких постов, работающую по найму интеллигенцию, городских и сельских мелких и средних собственников, в том числе большую часть крестьянства и фермерства, рабочих высокой квалификации, работников сферы обслуживания и др.

В странах c рыночной экономикой средний класс – наиболее привилегированная группа наемных работников. Ресурсы власти среднего класса теперь связаны не с собственностью, а с профессиональными навыками и стратегиями.

Для России лишь со второй половины 90-х годов можно говорить о положительных тенденциях в формировании среднего класса. Для определения границ и численности среднего класса используется три критерия: самоидентификация, уровень доходов и профессиональный статус, который дает специальное образование. Это те, о которых можно сказать, что они, условно, «обеспеченные» и «зажиточные». Образование, необходимое для обеспечения социально-профессионального статуса среднего класса, должно быть не ниже среднего специального.

Итак, применение трех рассмотренных критериев – самоидентификация, уровень дохода и образование – позволило выделить группу, которую можно отнести к среднему классу. Ее общая численность составила в 2002 г. 14% населения России. В 1998 г. выделенный по таким же признакам средний класс составлял 9,4%. Ежегодный прирост в 1% – неплохой результат для российских условий.

Средний класс – это внутренне неоднородная социальная группа прежде всего, из-за различий в уровне доходов. В ней объединены и те, кто отнесен нами к «обеспеченным», и те, о которых можно сказать, что они уже «зажиточные». Это разделение в современных условиях очень существенно и определяет попадание в нижний или верхний слой среднего класса.

В составе нижнего слоя среднего класса численность женщин превышает численность мужчин на 17, 2%. Видимо, здесь сказывается более высокий уровень образования женщин в России и их большая занятость на государственных предприятиях, чем мужчин. В этом слое сосредоточены наиболее активные возрастные группы – почти 54% приходится на 25–44 гг. Доля лиц в старшем и пенсионном возрастах в 2 раза ниже, чем в населении страны. В нижнем слое среднего класса меньше жителей села, но больше жителей Москвы и средних городов, чем их доля в населении страны.

Несмотря на то, что эта часть среднего класса не может претендовать на то, чтобы соответствовать среднему классу западных стран по уровню материального благосостояния, она располагает значительным социальным капиталом, прежде всего образованием, которое позволяет при наличии других ресурсов (связей, здоровья и выносливости), активно выстраивать новые стратегии экономического поведения.

Верхняя часть среднего класса также представлена самыми активными возрастными группами – 76% не старше 44 лет. Мужчин в отличие от нижней части среднего класса на 13% больше, чем женщин. По сравнению с 1998 г. в этой группе выросла доля жителей средних городов, но на 15,7% уменьшилась доля жителей Москвы и крупных городов. Ранее здесь проживали 52,7% верхних средних, сейчас же только 37%. Этот удивительный факт, свидетельствующий о пространственном расширении базы среднего класса, достоин специального исследования.

Уже социологическое исследование 1998 г. выявило, что каждый пятый представитель верхнего слоя среднего класса – сельский житель. В 2002 г. вновь подтвердилось, что в селе формируется слой зажиточных людей, с довольно высоким уровнем образования, которые считают, что занимают среднее место в общественной иерархии. Сейчас они составляют уже почти 30% верхней части среднего класса. К сожалению, в социологии в настоящее время приводится крайне мало исследований, посвященных современному селу, а официальная статистика доходов еще больше искажена, чем в городе. Между тем почти в каждом сельском населенном пункте появилась семья, которая занялась бизнесом, нередко сочетая торговлю, производство и посредничество между своими односельчанами и городом в реализации сельскохозяйственной и промышленной продукцией. Кроме того, часть бывших руководителей колхозов и совхозов стали во главе новых частных и акционерных хозяйств. Вместе с успешно работающими фермерами они образуют на селе новый слой зажиточных и деятельных людей, которые следуют новым жизненным стандартам, в том числе потребляют престижные товары, дают детям хорошее образование, расширяют свой бизнес.

Для формирования в России среднего класса особенно актуально движение к западной институционально-правовой свободе, поскольку эти условия наиболее благоприятны для его развития. В связи с этим в ценностных ориентациях нижнего слоя среднего класса произошли знаменательные изменения: сохраняя требования к государству обеспечить безопасность личности, он приблизился в оценках ценности свободы личности к верхней части среднего класса. Высоко оценивают представители среднего класса необходимость соблюдения прав и свобод в нашей стране. От 70 до 95% отметили важность соблюдения свободы слова, право на безопасность и защиту личности, равенства перед законом, право на труд, на личную собственность, на образование и обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе была дана характеристика тем основным проблемам, которые касаются формирования социальных групп в современном российском обществе. Главный вывод этой работы – процесс социального расслоения нашего общества не закончен. Общество находится на стадии формирования социальных групп. Достаточно сложно стратифицировать современное общество, поэтому появляются такие формулировки, как «условно средний» класс. Развитие среднего класса, доминирование его в обществе – это залог стабильности и постепенного оздоровления экономической и социальной ситуации в стране.

Использованные исследования дают основания говорить о медленном, но все-таки росте среднего класса. Средний класс в российском обществе возник, растет и сосредоточивает основную массу активного населения, действующего во всех секторах экономики. Как по месту в социальной стратификации, так и по престижности своего статуса средний класс способствует консолидации российского общества. Но при ближайшем рассмотрении большой средний слой, сформированный на основе самоидентификации, никак не свидетельствуют о наличии в российском обществе массового среднего класса. Качественные характеристики этого слоя: профессиональный состав, доходы, стратегии экономического поведения, ценностные ориентации и т.д. далеки от современных представлений о среднем классе – наиболее активном, профессионально подготовленном и материально обеспеченном. В России самоотнесение себя к среднему слою – это признание респондента, что он живет так же, как и те, кто его окружают.

Поражает та колоссальная разница в жизненном уровне наиболее богатых и наиболее бедных в российском обществе. Как было сказано, это различие в нашем обществе находится на критической отметке.

Список литературы

  1. Бабосов, Е. М. Прикладная социология / Е. М. Бабосов. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — 496 с.
  2. Беляева, Л. А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития / Л. А. Ьеляева. — М.: РАН. Ин-т философии, 2001. — 192 с.
  3. 1.Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России. Новосибирск: ИэиОП СО РАН, 2001. –196 с.
  4. 2.Кравченко А.И. Социология. Курс лекций. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 376 с.
  5. 3.Кравченко А.И. Основы социологии: Учеб. пособие для студ. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 384 с.
  6. Комаров, М. С. Введение в социологию / М. С. Комаров. — М.: Наука, 1994. — 340 с.
  7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
  8. Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З. Т. Голенкова. — М.: Наука, 1999. — 189 с.
  9. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – Спб.: Алетейя, 2001. – 278 с.
  10. Умов, В. И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом / В. И. Умов // ПОЛИС. — 1993. — №4. — С. 14—19. 
     

Информация о работе Социальная стратификация общества