Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:48, контрольная работа
В 1930–1940-е гг. американский социолог У. Уорнер на осно-
ве проведенных прикладных исследований выделил в социальной
структуре американского общества шесть слоев, или, как он на-
звал, классов: высший высший класс, низший высший класс, выс-
ший средний класс, низший средний класс, высший низший класс,
низший низший класс. Укажите используемые критерии принад-
лежности к каждому классу и определите качественный состав каж-
дого класса.
Вариант 15. Социальная стратификация общества
1. Понятие «социальная
стратификация общества».
циальной стратификации. Типы стратификационных систем.
2. Западные социологические
теории социальной
3. В 1930–1940-е гг. американский социолог У. Уорнер на осно-
ве проведенных прикладных исследований выделил в социальной
структуре американского общества шесть слоев, или, как он на-
звал, классов: высший высший класс, низший высший класс, выс-
ший средний класс, низший средний класс, высший низший класс,
низший низший класс. Укажите используемые критерии принад-
лежности к каждому классу и определите качественный состав каж-
дого класса.
-Излагая первый вопрос, раскройте, в чем суть структурирования
общества, дайте определение понятия стратификация, что такое
социальная стратификация, что она отражает и каковы ее причи-
ны. Перечислите критерии, используемые для расположения страт.
Назовите типы стратификационных систем и раскройте их со-
держание.
-Во втором вопросе охарактеризуйте западные социологические
теории социальной стратификации: марксистская, функциональной
значимости, концепции западногерманского социолога Р. Дарендор-
фа, французского социолога А. Турена, американского социолога
Б. Барбера.
Покажите, как рассматривают различные концепции стратифи-
кации проблему неравенства, каков их взгляд на размещение сло-
ев в иерархическом подчинении.
Литература
1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лаври-
ненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
2. Адорно Т. Введение в социологию.— М.: Праксис, 2010.
3. Гидденс Э. Социология.— М.: Эдиториал УРСС, 2005.
4. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социо-
логия: учебное пособие / под ред. З.Т. Голенковой. — М.: Гардарики,
2005.
5. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. — 2-е изд., пере-
раб. и доп.— М.: ИД «Форум», 2010.
6. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диа-
лектически меняющемся мире.— М.: МГИМО-Университет, 2007.
7. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для ву-
зов. — СПб.: Питер, 2007.30
8. Луман М. Социальные системы.— М.: Наука, 2007.
9. Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация: учебное
пособие.— М.: Аспект Пресс, 1996.
10. Сорокин П.А. Система социологии.— М.: Астрель, 2008.
11. Уорд Л.Ф. Очерки социологии.— М.: Либроком, 2009.
12. Штомпка А. Социология.— М.: Логос, 2008.
13. Яковлев А.М. Социальная структура общества.— М.: Экза-
мен, 2002.
Вариант работы №2
Вариант 2. Социология как наука
1. Предмет и объект социологии,
ее специфика и связь с
науками об обществе.
2. Структура, уровни, задачи
и функции социологического
3. Соотнесите предложенные понятия с их определениями, раз-
мещенными в произвольном порядке.
Понятие Определение
Фундаментальная
социология
Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных
в той или иной области социальной жизни
Отраслевая
социология
Ставит своей целью приращение научного знания путем построения
теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основопо-
лагающие принципы исследуемой области знания
Эмпирическая
социология
Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной
жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая
систему понятий, принципов и законов их функционирования и раз-
вития8
Изложение первого пункта плана следует начать с ответа на во-
просы, почему и когда возникла наука социология, для чего она
необходима, в чем проявляется специфика социологического зна-
ния как социально-гуманитарной науки. Подчеркнуть, что в опре-
делении социологии как науки частично раскрывается ее предмет
и объект. Можно привести различные определения понятия «соци-
ология» различными учеными, такими как О. Конт, Э. Дюркгейм,
М. Вебер, К. Маркс, П. Сорокин и др.
Кратко обратиться к предыстории возникновения социологии как
науки. Здесь следует дать
определение понятия «
но начать с этимологического разбора самого термина «социология»
и привести определения, данные разными учеными-социологами.
Например, О. Контом, Э. Дюркгеймом, Н. Смелзером, П. Сороки-
ным, Э. Гидденсом, В.А. Ядовым и др.).
Необходимо выделить объект и предмет социологии, раскрыть его
структуру. При этом следует указать три взаимосвязанных и равно-
значных уровня социологического знания, макро- и микросоцио-
логию; его теоретический и эмпирический уровни. Надо указать
на отношения между уровнями социологического знания, а также
раскрыть содержание фундаментальной и прикладной сферы со-
циологии.
При изложении второго вопроса следует выяснить: может ли су-
ществовать наука с присущей только ей определенной системой
категорий и понятий; в чем проявляется их сущность, каково со-
держание этих категорий. Следует охарактеризовать три основные
группы категорий, выделить ключевое понятие для социологии.
Важно раскрыть взаимосвязь социологии с другими науками
и просмотреть их сходство и различия.
Следует также уделить внимание социологическим законам. На-
звать основные функции социологии и ответить на вопрос, мож-
но ли избавиться от идеологического подхода в социологических
исследованиях.
Литература
1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лаври-
ненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
2. Гидденс Э. Социология.— М.: Эдиториал УРСС, 2005.9
3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для ву-
зов. — СПб.: Питер, 2007.
4. Общая социология: учебное пособие / коллектив авторов под
ред. М.М. Вышегородцева.— М.: КНОРУС, 2011.
5. Сорокин П.А. Система социологии.— М.: Астрель, 2008.
6. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / под
ред. Ж.Т. Тощенко.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
7. Штомпка А. Социология.— М.: Логос, 2008.
8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описа-
ние, объяснение, понимание социальной реальности: учебное посо-
бие.— 3-е изд., испр.— М.: Омега-Л, 2007.