Социальная стратификация российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:18, реферат

Описание работы

Актуальность темы работы не вызывает сомнений, вопросы социльно-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Целью работы является систематизация материала по данному вопросу, а так же попытка проведения сравнительного анализа стратификационной структуры общества в советский и постсоветский период.

Содержание работы

Введение
1. Общая оценка проблем в России
2. Стратификация современного российского общества
3. Советское и постсоветское общество
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Соц.стратификация российского общества.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

«аутсайдеры», характеризующиеся  низкой социальной активностью, невысоким  уровнем доходов и ориентацией  на легальные способы их получения;

«маргиналы», отличающиеся низкой степенью социальной адаптации, незначительными доходами и неустойчивостью  социально-экономического положения;

«криминальные элементы», проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным  и правовым нормам общества.

Приведенные концепции  социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают  многообразия точек зрения по данной проблематике.

3. Советское и постсоветское общество

В стратификации  советского общества решающую роль играл  политический капитал, определявшийся местом общественных групп в партийно-государственной  иерархии. Место индивидов и групп  в системе власти и управления предопределяло не только объем имевшихся  у них распорядительных прав, уровень  принятия решений, но и круг социальных связей, масштаб неформальных возможностей. Стабильность политической системы  обусловливала устойчивость состава  и положения политической элиты - "номенклатуры", а также ее замкнутость и отчужденность  от управляемых ею групп.

Современная ситуация характеризуется резким ослаблением  государственной власти. Напряженная  борьба политических партий и группировок, неразработанность их конструктивных программ, утрата доверия народа к большинству политических институтов, невиданное распространение беззакония и коррупции обусловливают быструю сменяемость политиков, нестабильность политической системы в целом.

Сложившаяся в советское  время стратификация правящего  слоя по номенклатурному принципу находится "в состоянии полураспада" - ее остов еще сохраняется, но механизм воспроизводства разрушен. Система  властных органов существенно перестроена - одни из них ликвидированы, другие только организованы, третьи принципиально  изменили свои функции. В результате страна формально имеет новую  систему высших государственных  должностей. Обновился и персональный состав занимающих эти должности  лиц, часть которых пришла из иных сфер деятельности. Тем самым ранее  замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп. На первый взгляд, прежней номенклатуры не стало, она исчезла, растворившись  в других слоях общества. Но в  действительности она сохранилась. Продолжает существовать подавляющая  часть как ранее бывших номенклатурными  должностей, так и связанных с  ними властно-распорядительных функций. Причем более 1/2 квази-номенклатурных должностей занимает прежняя политическая элита, реализующая модели управленческой деятельности, характерные для советской системы. Между членами бывшей номенклатуры поддерживаются устойчивые деловые связи, способствующие сохранению свойственного ей сословно-классового сознания.

Вместе с тем  дестабилизация власти и личное "временщичество" руководителей государства способствуют относительному ослаблению роли политического компонента социальной стратификации. Разумеется, объем властных и политических полномочий оказывает большое влияние на формирование социального статуса групп. Однако на первую роль выдвигается место общественных групп в управлении экономикой, в приватизации общественной собственности, распоряжении материальными и финансовыми ресурсами. Перераспределение накопленного богатства -- едва ли не единственная сфера управленческой деятельности, где роль политической власти усилилась. Прямая или косвенная причастность к перераспределению государственной собственности служит в современной России важнейшим фактором, определяющим социальный статус управленческих групп.

Экономический потенциал  разных социальных групп в СССР измерялся мерой их участия во владении, распределении и использовании общественного богатства. По этому критерию выделялись такие группы, как бюрократия, распределявшая дефицитные социальные блага; руководители производств, распоряжавшиеся финансами и продукцией предприятий и обычно причастные к теневой экономике; работники материально-технического снабжения, оптовой и розничной торговли, сферы обслуживания населения и пр. Однако люди, в той или мере причастные к распределительно-обменным процессам, составляли сравнительно небольшую долю населения. Массовые слои общества подобных прав не имели, и их экономическая стратификация определялась уровнем заработков и семейных доходов, зависевших от множества факторов, начиная с характера и содержания труда, сфер и отраслей его приложения, ведомственной принадлежности предприятий, кончая численностью и составом семей. Взаимодействие экономических, социальных, региональных, демографических и иных факторов создавало довольно пеструю картину экономической стратификации населения.

В настоящее время  экономический потенциал общественных групп включает три компонента: а) владение капиталом, производящим доход, б) причастность к процессам распределения, перемещения и обмена общественного продукта и в) уровень личных доходов и потребления. Особая роль принадлежит первому компоненту. Активно формируются разнообразные формы негосударственной собственности (индивидуальная, групповая, кооперативная, акционерная, корпоративная и т.д.), возникают разные типы капитала (финансовый, торговый, промышленный). В социальном плане более или менее отчетливо выделились собственники частного капитала. Среди них есть и очень крупные, и средние, и мелкие, относящиеся соответственно к разным слоям. Особое место занимают крестьяне, владеющие личным хозяйством и постепенно становящиеся собственниками земли. Однако подавляющая часть россиян не имеет производительной собственности.

Второй из названных  компонентов экономического потенциала, который ранее доминировал, сейчас сдает позиции первому. Это связано  с тем, что экономический статус среднего собственника выше, чем квалифицированного менеджера. К тому же, по мере приватизации экономики материальные и финансовые ресурсы приобретают заинтересованных хозяев, что сокращает возможность  их растаскивания.

Что касается социокультурного потенциала, то в стратификации советского общества он играл сугубо подчиненную  роль. Международные исследования выявляли уникально слабую, по сравнению с  другими странами, взаимозависимость  культурного, политического и экономического статуса россиян. Верхушка правящего  слоя в СССР была представлена недостаточно образованными людьми, к тому же враждебно настроенными к культуре. Труд специалистов гуманитарного профиля  оплачивался ниже труда рабочих. Правда, культурный уровень, образованность, духовные интересы сказывались на образе жизни интеллигенции, а через  его посредство - и на ее социальном престиже. И все же культурный потенциал  стратифицировал общество не на всю  его глубину.

Характерные для  настоящего времени процессы интенсивного распада старых и формирования новых  общественных институтов усиливают  трудовую и социальную мобильность. В связи с этим заметно повышается роль таких личных человеческих качеств, как одаренность или талант, уровень  социализации, качество образования, компетентность, способность к овладению новыми знаниями, культурный кругозор и т.д. Повышается ценность профессионализма, а значит, и роль социокультурного капитала. Но это - лишь тенденция, поскольку восходящей социальной мобильности в равной мере способствуют качества, слабо связанные с культурным потенциалом - молодость, энергия, воля, амбициозность, наличие организаторских способностей, готовность к риску, физическая сила, агрессивность, моральная неразборчивость и т.д. К тому же сегодня российское общество затребует лишь ту часть культурного потенциала, которую можно использовать "здесь и сейчас". Отсюда - сравнительно высокий спрос на квалифицированных и опытных инженеров, врачей и учителей при растущей невостребованности ученых, работников культуры и искусства, разного рода гуманитариев.

В целом структура  российского общества претерпела заметные изменения по сравнению с советским  временем, но вместе с тем сохраняет  многие прежние черты. Для ее существенной трансформации необходимо системное  преобразование институтов собственности  и власти, которое займет многие годы. Тем временем стратификация  общества будет и далее терять жесткость и однозначность. Границы  между группами и слоями станут "размываться", возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым статусом. На первый взгляд, эта тенденция  напоминает размывание социально-классовой  структуры, наблюдаемое в наиболее развитых западных обществах, но, думаю, это сходство формально. Дело в том, что возникновение относительно однородных "обществ среднего класса" характерно для постиндустриализма. Россия же не только не переросла индустриальной стадии развития, но и переживает тяжелейший кризис, отбросивший ее экономику далеко назад. В этих условиях социально-классовые различия в положении общественных групп приобретают особую значимость. Они прорисовываются даже резче, чем прежде, во многом определяя другие стороны социального статуса.

Заключение

Десятилетие трансформационного периода в России, которые многие склонны рассматривать, как новую  попытку создать условия для  проведения в стране органической модернизации, принесли радикальные изменения  в социальную структуру и социальную стратификацию общества. В качестве универсального пускового механизма модернизации реформаторами рассматривался рынок. На произошедшие в обществе изменения никак не соответствовали тем ожиданиям, с которыми большинство населения связывало преодоление этакратического социализма. Последнее десятилетие 20 века было периодом спонтанных изменений социальных институтов, ускоренной замены государства как собственника общественных ресурсов частникам, формирования олигархической структуры собственности, оставившей опору власти, маргинализации большинства социальных групп обнищания наиболее слабых социальных слоев. Место среднего класса заняла «средняя масса», имеющая пассивные стратегии адаптации к реформам.

Сложившаяся социологическая  стратификация отличается крайней  неуравновешенностью, нестабильностью, социальной дезинтеграцией и малым  потенциалом развития. Акторы социального роста и инноваций сосредоточились преимущественно в верхнем элитном слое, который действовал исходя из собственных интересов, игнорируя интересы других социальных групп. Мотор органической модернизации реально не только не заработал, он не был даже и запущен, а минимизация роли государства привела к архаизации экономики, ее структурной деградации и криминализации. Не удалось сформировать массовый слой мелких и средних предпринимателей. Условия функционирования этого самого массового актора экономической активности из года в год ухудшалась, что препятствовало росту количества малых и средних предприятий и численности, занятых в них работников, остававшихся практически неизменными на протяжении 1994-2000 гг.

Тем не менее, за последнее  десятилетие 20 века в России начали функционировать новые элементы институциональной матрицы, соответствующие  рыночной экономике: частная собственность  в разнообразных видах, конкуренция, прибыль. Формируется рынок труда, цена рабочей силы, отношения свободного обмена товарами и услугами на рыночных принципах. И хотя эти элементы рынка  функционируют в локальных средах, не стали доминирующими, их влияние на жизнь общества уже очевидна, и они все больше завоевывают социальное и экономическое пространство.

Кроме того, широкое  распространение в обществе, особенно в молодых возрастных когортах, получает новая система ценностей, ориентированная  на частную собственность, индивидуальный успех, либеральные свободы. Соответственно, и профессиональная подготовка молодежи стала более приближена к потребностям современного этапа развития рыночной экономики в России, ее отраслевой структуры. Десятилетие реформ сформировало потенциал инновационного поведения  в новых экономических условиях, которые еще далеки от стандартов западного рыночного общества и  отражают ситуацию, сложившуюся в  России. В то же время большая  часть населения, особенно среднего и старшего возраста, заметно хуже, чем молодежь, приспособилась к общественным изменениям и существует в режиме выживания и неуверенности в  своем будущем.

Направления дальнейшей трансформации социальной стратификации  напрямую связаны с тем, несколько  будет выдержан провозглашенный  на рубеже веков новый курс на централизацию  властных функций, усиление роли государства  в проведении либеральных экономических  реформ и в защите слабых социальных слоев. Эти задачи изначально противоречивы  по методам своего решения. При этом речь идет, прежде всего о самых неотложных мерах, которые не были, а должны бы были быть реализованы уже на первом, так называемом либеральном этапе реформ.

В «основных направлениях социально-экономической политики правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу» предлагается решение комплекса проблем: инвестиционных, бюджетных, денежно-кредитных, региональных и развития рынка земли и иной недвижимости. Выделим среди них  те меры экономического характера, которые  могут оказать существенное влияние  на социальную стратификацию общества, изменить ее композицию.

Во-первых, совершенствование  налогообложения: рациональное, справедливое обложение природных ресурсов и  недвижимости, последовательное снижение налогов, создание условий для легализации  прибыли предприятий. Эти меры способны стимулировать развитие реального  сектора экономики и соответствующим  образом повысить занятость населения  на эффективных предприятиях, сокращая число низкодоходных групп.

Во-вторых, защита и реализация прав собственников. Здесь  существенно не только предусмотренное  совершенствование законов и  работы правоохранительных органов, но и последовательное расширение права частной собственности на землю, уравнивание шансов государственных и частных предприятий в получении госзаказа на оборонные исследования и производство, а также в сфере социальных услуг. Таким образом, делаются шаги по реальному выравниванию условий функционирования государственного, смешанного и частного секторов экономики, их конкуренции в привлечении государственных и западных инвестиций.

В-третьих, реформа  заработной платы, которая постепенно должна возрасти в 2-2,5 раза. Известно, что  рост доходов населения способен снизить социальные расходы государства  и исправить антирыночную налоговую  систему, при которой основную часть  налогов платят предприятия, тогда  как в странах с рыночной экономикой основной налогоплательщик - население. Рост заработной платы должен повысить трудовую мотивацию работников и, кроме  того, расширить внутренний спрос  в стране, что является одним из условий экономического роста.

В-четвертых, социальная защита населения и инвестиции в  «человеческий капитал». Их надежность и рост возможны только при поступательном развитии экономики, но они являются жизненно необходимыми, поскольку вложения в эти сферы дают долгосрочный кумулятивный социальных эффект, сообщая обществу стабильность и социальный ресурс развития. К настоящему времени этот ресурс, накопленный за годы социалистической модернизации, в значительной мере израсходован.

Информация о работе Социальная стратификация российского общества