Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:16, контрольная работа
Теории социальной стратификации возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и прежде всего отношения собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т.п. При этом различают "одномерную стратификацию", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многоизмеримую стратификацию", определяемую совокупностью признаков.
Понятие социальной стратификации
Концепции социальной стратификации
Социальная стратификация российского общества.
Содержание
Понятие социальной стратификации
Концепции социальной стратификации
Социальная
стратификация российского
Понятие социальной стратификации
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии.
Теории социальной стратификации возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и прежде всего отношения собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т.п. При этом различают "одномерную стратификацию", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многоизмеримую стратификацию", определяемую совокупностью признаков.
Большинство буржуазных теорий социальной стратификации отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы — буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на "высшие", "средние" и "низшие" классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории социальной стратификации тесно связаны с буржуазными концепциями социальной мобильности, согласно которым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе социальной стратификации в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают "излишней" классовую борьбу. Исследования по социальной стратификации имеют классовую, апологетическую направленность. Вместе с тем они содержат важный фактический материал о многообразных социальных различиях в капиталистических странах.
В 60—70-х гг. ряд американских буржуазных социологов (С. М. Миллер, Б. Барбер, Х. Ганс и др.) подвергает критике многие теории социальной стратификации, не вскрывающие существенные социальные различия и конфликты в США. Получили распространение работы по проблемам "социальной бедности" и др.
Марксизм-ленинизм, рассматривая классовое деление общества как центральное, в то же время придаёт важное значение изучению всей сложной системы социальной дифференциации (внутриклассовой, между различными социальными группами).
Концепции социальной стратификации
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с массами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Наиболее разработанной является функционалистская К.С.С. (Т. Парсонс, Э. Шилз, Б. Барбер, К. Дэвис, У. Мур). С точки зрения функционалистской методологии стратификационная система общества, представляющая собой дифференциацию социальных ролей и позиций в нем является "эволюционной универсалией", т. е. объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной диффенциацией различных групп, а с другой - господствующей в обществе системой ценностей и культурных стандартов, определяющей значимость той или иной деятельности и узаконивающей складывающееся социальные неравенство, возникающее в силу неравномерного распределения наград и поощрений. Функционалисты подчеркивают в первую очередь значение социальной стратификации для интеграции социального общества. "Инструментальная" функция ее заключается в том, что она призвана обеспечить адекватное восприятие и выполнение социальных ролей посредством санкционируемой системы поощрений, призванных быть стимулом различных типов деятельности. В теории социального действия Парсонса предпринимается попытка разработать универсальные критерии социальной стратификации, в качестве которых выделяются:
"качество" , т. е. предписывание индивиду определенной характеристики, позиции (например ответственность, компетентность и др.);
"исполнение", т. е. оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей;
"обладание" материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.
Оценка этих трех универсальных объектов ранжирования осуществляется в соответствии с господствующим в обществе ценностным образцом. В 50-60-е гг. критики функционализма (Р. Дарендорф, Дж. Рекс, Дж. Тьюмин) в качестве недостатков Концепции социальной стратификации называли чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий, игнорирование классового характера господствующей политической власти, в значительной мере определяющей существующую систему социальной стратификации, игнорирование конфликтов между классами и стратами, ведущими между собой борьбу за власть, престиж, материальные ценности. В социологии эмпирической выделяются три различных подхода к изучению социальной стратификации:
"самооценочный", или метод "классовой индентификации", когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к некоторой условной шкале классового состава населения;
метод "оценки репутации", при котором опрашиваемым предлагают выступить в качестве судей (экспертов), т. е. оценить социальное положение друг друга или известных им социальных групп;
"объективный подход", при котором исследователь оперирует некоторым объективным критерием дифференциации социальной; чаще всего основывается на социально-классовой шкале, связанной с понятием социально-экономического статуса, включающего обычно три переменные - престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.
Этот "объективный подход" как раз и является предпосылкой широко распространенного в западной социологии деления классов по их социально-экономическому статусу. При изучении мобильности социальной часто используется семиклассовая вертикальная стратификация:
1) высший класс профессионалов, администраторов;
2) технические специалисты среднего уровня;
3) коммерческий класс;
4) мелкая буржуазия;
5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;
6) квалифицированные рабочие;
7) неквалифицированные рабочие.
Обобщением многомерной стратификации является ее геометрическая модель, условно представляющая социальное пространство как состоящее из рядов взаимосвязанных осей, образуемых различных измеряемыми признаками (профессия, доход, образование, жилище и др.).
Социальная
стратификация российского
В развитии социальной стратификации российского общества выделяют, как правило, три этапа: дореволюционный, советский и современный.
В период до революции (до 1917 года) в России существовала сословная структура общества. Сословия представляют собой социальные группы, обладающие определёнными юридически закреплёнными правами и привилегиями. В качестве высших сословий российского общества выступали: дворянство, духовенство.
К концу 19 века (1897 г.) дворянство составляло примерно 1,5% всего населения страны, духовенство примерно 0,5%, крестьянство примерно 80%. Наряду с этим в российском обществе существовали: купечество, казачество, мещанство, все они составляли примерно 18%. Каждое сословие являлось неоднородным, включало в себя различные слои, так дворянство подразделялось на потомственных дворян, которые могли передавать свой титул по наследству и личных дворян, не обладавших таким правом.
В среде духовенства существовала своя собственная церковная иерархия, а крестьянство также включало в себя несколько слоёв, различавшихся своим экономическим положением. В дореволюционном российском обществе существовала некоторая степень межсословной мобильности. Например, дослужившись до определённого чина на военной или гражданской службе можно было получить как личное, так и потомственное дворянство.
Наиболее закрытым сословием оставалось духовенство, состав которого пополнялся за счёт выходцев из того же духовного сословия.
Но в целом к началу 20-го века значение межсословных различий постепенно уменьшалось и наряду с сословиями происходило формирование социальных классов буржуазии и наёмных рабочих. Но переход от сословной структуры к классовой, который ранее происходил в странах Западной Европы так и не был завершён в дореволюционный период. Лишь после революции 1917 года были окончательно упразднены сословные различия и привилегии.
В период после революции в российском обществе складывается классовая структура. Как утверждала официальная советская наука, в советском обществе существовало два основных класса: рабочий класс и крестьянство, а также интеллигенция как особый социальный слой, не считавшийся классом. Согласно такой точке зрения в советском обществе не было какого-либо привилегированного правящего слоя, но как отмечали западные исследователи, а также критики советской системы внутри страны, такой слой тут, же возник вскоре после революции, и этим слоем являлась партийно-государственная бюрократия или номенклатура.
Этот термин означал списки важнейших государственных должностей, назначение на которые контролировала правящая компартия, но затем это понятие стали использовать и для обозначения особого социального слоя тех, кто занимал подобные должности. Советская номенклатура обладала всей полнотой политической власти, кроме того представители данного слоя пользовались разнообразными привилегиями. Наличие системы привилегий для партийных чиновников было связано с состоянием советской экономики, в которой постоянно ощущался дефицит какихлибо товаров и услуг, и представители партийной номенклатуры обладали преимущественным доступом к таким товарам и услугам.
В то же время данный социальный слой не обладал значительным экономическим богатством, хотя партийные чиновники заметно превосходили по своему уровню жизни обычных советских граждан. В западной социологии велись дискуссии о том, что собой представляла советская номенклатура с точки зрения различных концепций социальной стратификации.
Первоначально некоторые исследователи пытались использовать марксистский классовый подход и характеризовали номенклатуру как новый правящий класс, сложившийся в социалистических обществах, но при этом не удавалось достаточно убедительно показать, что являлось в марксизме критерием выделения правящего класса и в дальнейшем стали более широко использовать многомерный подход к анализу стратификации, когда выделялось несколько относительно независимых параметров социального расслоения, в том числе власть, престиж.
Если по признаку политической власти основное различие существовало между партийной номенклатурой и всем остальным населением, то использование такого параметра как социальный престиж позволяло выделить в советском обществе и другие социальные слои.
В числе таких слоев
В среде рабочего класса также выделялся верхний слой, в который входили так называемые ударники труда, которым создавались особые условия работы и достижения которых всячески превозносила официальная советская пропаганда. Представители верхнего слоя рабочего класса также пользовались некоторыми незначительными привилегиями.
В целом советское общество оставалось неоднородным, в нем наблюдались значительные различия между социальными слоями по таким параметрам как власть и престиж, экономические различия также сохранялись, но они не играли определяющей роли в сложившейся системе стратификации.
Социальная мобильность в
Но в послевоенный период (начиная с 60-х годов) положение номенклатуры становилось все более стабильным. Почти полностью отсутствовала нисходящая мобильность внутри данного слоя, то есть партийные чиновники лишь в исключительных случаях могли лишиться своего привилегированного положения.
В то же время в 60-е – 70-е годы
наблюдается определённый рост уровня
жизни широких слоев населения
страны и в советском обществе
сформировался многочисленный средний
слой, включавший в себя значительную
часть интеллигенции и
Экономические реформы начала 90-х годов и приватизация государственных предприятий привели к формированию слоя собственников, что сопровождалось падением уровня жизни большинства населения страны. В настоящее время даже данные официальной статистики отмечают разрыв в уровне доходов между 10% наиболее экономически обеспеченных граждан России и 10% наименее обеспеченных приблизительно в 15 раз, хотя по некоторым другим оценкам в 25 раз. Это значительно выше, чем в развитых странах Запада.