Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:03, реферат
Задачи данной работы: дать определение понятия стратификации;
проанализировать исторические формы социальной стратификации;
рассмотрение элементов социальной стратификации. При написании данной контрольной работы были использованы научные труды Питирима Сорокина, Энтони Гидденса, Вильфредо Парето, Т. Парсонса и многих других учёных, занимающихся вопросами социальной стратификации.
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы: "Социальная стратификация".
"Даже в процветающем
обществе неравное положение
людей остается важным
Итак, неравенство есть непреходящий
факт всякого общества. Причем речь
идет не о естественных различиях
пола, возраста, физических данных, не
о различиях в природной
Существование социального неравенства
можно принять за аксиому.
Однако объяснение его характера, основ
исторической эволюции, взаимоотношения
конкретных форм остается одной из ключевых
проблем всякого социологического исследования.
Задачи данной работы: дать
определение понятия стратификации;
проанализировать исторические формы
социальной стратификации;
рассмотрение элементов социальной стратификации.
При написании данной контрольной работы
были использованы научные труды Питирима
Сорокина, Энтони Гидденса, Вильфредо
Парето, Т. Парсонса и многих других учёных,
занимающихся вопросами социальной стратификации.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Понятие стратификация пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если срезать пласт земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Подобно этому в социологии страта включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние - с средними.
Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю. Каждая страта включает только тех людей, которые имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Сверху вниз в обществе расположены страты богатых, зажиточных (средний класс) и бедных людей. Крупные общественные страты именуют ещё классами, внутри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, которые собственно и называются слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на слои - верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров). Средний класс состоит из трёх слоёв, а низший (бедный) класс - из двух (самый нижний слой его именуют ещё андерклассом, или "социальным дном"). Итак, социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв: бедных, зажиточных, богатых. Социальные слои расположены здесь по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
Страта - социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырём шкалам стратификации. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.
Большинство исследователей
полагают, что социальная стратификация
- иерархическая организованная структура
социального неравенства, которая
существует в определённом обществе, в
определённый исторический отрезок времени.
Иерархически организованную структуру
социального неравенства можно представить
себе в виде разделения всего общества
на страты - слоистое, многоуровневое общество.
Вместе с тем, по сравнению с простым расслоением,
социальная стратификация имеет по крайней
мере два существенных отличия. Во-первых,
стратификация представляет собой ранговое
расслоение, когда высшие слои находятся
в более привилегированном положении
(в отношении обладания ресурсами или
возможностями получения вознаграждения),
чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои
значительно меньше по количеству входящих
их членов общества. Так, элита, верхние
слои составляют, безусловно, меньшинство
по сравнению с низшими слоями общества.
То же можно сказать и об остальных слоях,
если их рассматривать последовательно
сверху вниз. Однако в современных, высокоразвитых,
благополучных обществах этот порядок
нарушается. Неимущие слои в количественном
отношении могут уступать слою, составляющему
так называемый "средний класс", и
некоторым другим слоям населения.
Все сложные общества имеют несколько
систем стратификации, в соответствии
с которыми происходит ранжирование индивидов
по слоям.
Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от В.Парето (который предложил теорию "циркуляции элит") до П.Сорокина. Работы Питирима Сорокина о социальной стратификации важны для истории русской социологии. По его словам: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены». Он затрагивал самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Питирим Сорокин является одним из самых главных русских социологов, чьи труды продолжают иметь огромное значение не только русской, но и зарубежной в современной социологии.
П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
СТРАТИФИКАЦИИ
Стратификация (т.е. неравенство
в доходах, объёме власти, престиже
и образовании) возникла вместе с
зарождением человеческого
В социологии известны четыре главных
типа стратификации - рабство, касты, сословия
и классы. Первые три типа характеризуют
закрытые общества, а последний тип - открытые.
Закрытым является такое общество, в котором
социальные перемещения из низших страт
в высшие либо полностью запрещены, либо
существенно ограничены. Открытым называется
общество, в котором перемещения из одной
страты в другую официально никак не ограничены.
Рабство - исторически первая система
социальной стратификации. Рабство возникло
в глубокой древности в Египте, Вавилоне,
Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде
регионов практически до настоящего времени.
Оно существовало в США ещё в XIX веке. Рабство
- экономическая, социальная и юридическая
форма закрепощения людей, граничащая
с полным бесправием и крайней степенью
неравенства. Рабство исторически эволюционировало.
Различают две его формы: при патриархальном
рабстве (примитивная форма) раб обладал
всеми правами младшего члена семьи: жил
в одном доме с хозяевами, участвовал в
общественной жизни, вступал в брак со
свободными, наследовал имущество хозяина.
Его запрещалось убивать. При классическом
рабстве (зрелая форма) раба окончательно
закабалили: он жил в отдельном помещении,
ни в чём не участвовал, ничего не наследовал,
в брак не вступал и семьи не имел. Его
разрешалось убивать. Он не владел собственностью,
но сам считался собственностью хозяина
("говорящим орудием").
Когда говорят о рабстве как об историческом
типе стратификации, то подразумевают
высшую стадию. Античное рабство в Древней
Греции и плантационное рабство в США
до 1865 г. Ближе ко второй форме, а холопство
на Руси X - XII веков - к первой. Различаются
источники рабства: античное пополнялось
преимущественно за счёт завоеваний, а
холопство было долговым, или кабальным
рабством. Третий источник - преступники.
В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе
(внеюридическое рабство) на положении
рабов оказывались преступники. На зрелой
стадии рабство превращается в рабовладение.
Когда говорят о рабстве как историческом
типе стратификации, то подразумевают
его выступает собственностью другого,
и когда низший слой лишён всяких прав
и свобод. Такого нет в кастах и сословиях,
не говоря уже о классах.
Касты.
Как и рабство, кастовый
строй характеризует закрытое общество
и жёсткую стратификацию Он не такой древний,
как рабовладельческий строй, и менее
распространённый. Если через рабство
прошли практически все страны, то касты
обнаружены только в Индии и отчасти в
Африке. Индия - классический пример кастового
общества. Оно возникло на развалинах
рабовладельческого в первые века новой
эры. Кастой называют социальную группу
(страту), членством в которой человек
обязан исключительно своим рождением.
Он не может перейти из одной касты в другую
при жизни. Для этого ему надо родиться
ещё раз. Кастовое положение человека
закреплено индуизмом. Согласно канонам
этой религии, люди проживают больше, чем
одну жизнь. Каждый человек попадает в
соответствующую касту в зависимости
от того, каким было его поведение в предшествующей
жизни. Если оно было плохим, то после очередного
рождения он должен попасть в низшую касту,
и наоборот. Всего в Индии 4 основные касты:
брахманы (священники); кшатрии (воины);
вайшии (купцы); шурды (рабочие и крестьяне).
Помимо них насчитывается ещё около 5 тысяч
неосновных каст и подкаст. Особо стоят
неприкасаемые - они не входят ни в какую
касту и занимают самую низшую позицию.
В Индии в 1991 г. Численность неприкасаемых
равнялась 55,3 млн человек. В ходе индустриализации
касты заменяются классами. Индийский
город всё больше становится классовым,
а деревня, в которой проживают 7/10 населения,
остаётся кастовой.
Сословия.
Формой стратификации, предшествующей
классам, являются сословия. В феодальных
обществах, которые существовали в Европе
с IV по XIV века, люди разделялись на сословия.
Сословие - социальная группа, обладающая
закреплёнными обычаем и юридическим
законом и передаваемыми по наследству
правами и обязанностями. Для сословной
системы, включающей несколько страт,
характерна иерархия, выраженная в неравенстве
их положения и привилегий. Классическим
образом сословной организации была Европа,
где на рубеже XIV - XV веков общество делилось
на высшие сословия (дворянство и духовенство)
и непривилегированное третье сословие
(ремесленники, купцы, крестьяне). А в X
- XIII веках главных сословий было три: духовенство,
дворянство и крестьянство. В России со
второй половины XVIII века утвердилось
сословное деление на дворянство, духовенство,
купечество, крестьянство и мещанство
(средние городские слои). Сословия основывались
на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия
определялись юридическим законом и освящались
религиозной доктриной. Членство в сословии
определялось наследством. Социальные
барьеры между сословиями были достаточно
жёсткими, поэтому социальная мобильность
существовала не столько между сословиями,
сколько внутри них. Каждое сословие включало
множество слоёв, рангов, уровней, профессий,
чинов. Так, государственной службой могли
заниматься лишь дворяне. Аристократия
считалась воинским сословием (рыцарством).
Чем выше в общественной
иерархии стояло сословие, тем выше был
его статус. В противоположность кастам
в сословиях вполне допускались межсословные
браки и индивидуальная мобильность. Простой
человек мог стать рыцарем, купив у правителя
специальное разрешение. В качестве пережитка
подобная практика сохранилась и в современной
Англии. Промышленная революция XVIII - XIX
веков разрушила феодально-сословную
систему и привела к формированию классового
строя. Класс в собственном смысле слова,
а не в расширительном - главный элемент
социальной стратификации капитализма.
Понятие "класс" появилось лишь в
XVIII веке. Уже в это время численность четвёртого
сословия выросло настолько, что оно заставила
потесниться три классические сословия
феодального общества - духовенство, дворянство
и крестьянство.
Ускоренное развитие промышленности и
торговли позволило оттеснить землю как
экономический ресурс на второй план и
вызвало к жизни новые профессии - предпринимателя,
коммерсанта, банкира, купца. Появилась
и постоянно росла количественно многочисленная
мелкая буржуазия. Крестьяне всё больше
разорялись и превращались в наёмных индустриальных
рабочих - новую социальную страту, которой
не знало традиционное общество, экономической
основой которого выступал капитализм.
Ему соответствовала новая система стратификации
- классовая, характеризующая общество
открытого типа.
Новые социальные слои, не имевшие пожалованных
и унаследованных титулов, начали активно
бороться за место под солнцем. Их огромный
вклад в развитие индустриального общества
явно не соответствовал тому социальному
статусу, который они имели в феодальном
обществе. Вскоре по своему значению они
сравнялись с прежним сословием, но стать
новым сословием они не могли. Термин "сословие"
отражал исторически уходящую реальность.
Новую реальность лучше всего отражало
понятие "класс", в котором не значилось
сословных перегородок, привилегий и условностей.
Оно выражало экономическое положение
людей, выходцев из низов, способных свободно
продвигаться наверх в зависимости от
своего таланта и трудолюбия. Переход
от закрытого общества к открытому доказывал
возросшие возможности человека самостоятельно
вершить свою судьбу. Сословные ограничения
рушились, каждый мог свободно переходить
из одного класса в другой. Великая Французская
революция XVIII века политически закрепила
право человека быть равным другим независимо
от своего социального положения.
ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Как мы уже определили, что
класс в собственном смысле слова
- главный элемент социальной стратификации.
Класс понимают в двух смыслах - широком
и узком.
В широком значении под классом понимают
большую социальную группу людей, владеющих
либо не владеющих средствами производства,
занимающую определённое место в системе
общественного разделения труда и характеризующуюся
специфическим способом получения дохода.
Поскольку частная собственность возникает
в период зарождения государства, постольку
считается, что уже в государствах Древнего
Востока и в античной Греции существовали
два противоположных класса - рабов и рабовладельцев.
Феодализм и капитализм не являются исключением
- и в этих обществах существовали антагонистические
классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.
В узком значении класс - это любая социальная
страта в современном обществе, отличающаяся
от других доходом, образованием, властью
и престижем. Вторая точка зрения преобладает
в зарубежной социологии, а ныне приобретает
"права гражданства" так же в отечественной.
В современном обществе, опираясь на описанные
критерии, выделяют не две противоположные
страты, а несколько переходящих друг
в друга страт, называемых классами. Одни
социологи находят шесть классов, другие
насчитывают пять и т.д. Согласно узкой
трактовке, классов не было ни при рабовладении,
ни при феодализме, они появились только
при капитализме и знаменуют переход от
закрытого общества к открытому.
Собственность на средства производства
играет в современном обществе важную
роль, но её значение постепенно снижается.
Эра индивидуального и семейного капитализма
уходит в прошлое. В XX веке доминирует
коллективный капитал. Акциями одного
предприятия могут владеть сотни и тысячи
людей. В США насчитывают более 50 млн акционеров.
И хотя собственность распылена между
огромным числом владельцев, но только
те, кто держит контрольный пакет акций,
способны принимать ключевые решения.
Часто ими оказываются, председатели советов
правления. Страта менеджеров постепенно
выходит на первый план, оттесняя традиционный
класс собственников. Понятие "менеджерская
революция", появившееся благодаря
Дж. Бернхайму в середине XX века, отражает
новую реальность - исчезновение классов
в старом понимании, выход на историческую
арену не собственников в качестве ведущего
класса или страты современного общества.
В наше время в США социологи предлагают разные типологии классов. В одной типологии может быть семь, в другой - шесть, в третьей - пять и т.д. Первую типологию классов США предложил в 40-е года XX века американский социолог Ллойд Уорнер: