Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:00, реферат
Социальная стратификация – дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Основные концепции социальной стратификации в социологии
Религия и социокультурная динамика
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Социальная стратификация – дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Все разнообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая, профессиональная стратификация. Как правило, они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.
Основные концепции социальной стратификации в социологии
Концепции социальной стратификации М.Вебера.
Концепции социальной стратификации - основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с массами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Наиболее разработанной является функционалистская. С точки зрения функционалистской методологии стратификационная система общества, представляющая собой дифференциацию социальных ролей и позиций в нем является "эволюционной универсалией", т. е. объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой - господствующей в обществе системой ценностей и культурных стандартов, определяющей значимость той или иной деятельности и узаконивающей складывающееся социальное неравенство, возникающее в силу неравномерного распределения наград и поощрений. Функционалисты подчеркивают в первую очередь значение социальной стратификации для интеграции социального общества. "Инструментальная" функция ее заключается в том, что она призвана обеспечить адекватное восприятие и выполнение социальных ролей посредством санкционируемой системы поощрений, призванных быть стимулом различных типов деятельности. В теории социального действия Парсонса предпринимается попытка разработать универсальные критерии социальной стратификации, в качестве которых выделяются: "качество" , т. е. предписывание индивиду определенной характеристики, позиции (напр., ответственность, компетентность и др.); "исполнение", т. е. оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей; "обладание" материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами. Оценка этих трех универсальных объектов ранжирования осуществляется в соответствии с господствующим в обществе ценностным образцом. В 50-60-е гг. критики функционализма (Р. Дарендорф, Дж. Рекс, Дж. Тьюмин) в качестве недостатков называли чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий, игнорирование классового характера господствующей политической власти, в значительной мере определяющей существующую систему социальной стратификации, игнорирование конфликтов между классами и стратами, ведущими между собой борьбу за власть, престиж, материальные ценности. В социологии эмпирической выделяются три различных подхода к изучению социальной стратификации: "самооценочный", или метод "классовой индентификации", когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к некоторой условной шкале классового состава населения; метод "оценки репутации", при котором опрашиваемым предлагают выступить в качестве судей (экспертов), т. е. оценить социальное положение друг друга или известных им социальных групп; "объективный подход", при котором исследователь оперирует некоторым объективным критерием дифференциации социальной; чаще всего основывается на социально - классовой шкале, связанной с понятием социально - экономического статуса, включающего обычно три переменные - престиж профессии, уровень образования и уровень дохода. Этот "объективный подход" как раз и является предпосылкой широко распространенного в западной социологии деления классов по их социально - экономическому статусу. При изучении мобильности социальной часто используется семиклассовая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов, администраторов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие. Обобщением многомерной стратификации является ее геометрическая модель, условно представляющая социальное пространство как состоящее из рядов взаимосвязанных осей, образуемых различными измеряемыми признаками (профессия, доход, образование, жилище и др.). Предполагается, что любая социальная позиция имеет свой аналог в этой модели. Существенный недостаток "объективного подхода" - то, что он не имеет разработанной теоретической базы. По этой причине многие исследования, несмотря на высокую точность используемой техники и методики, являются описательными.
Концепции социальной стратификации П.Сорокина.
По определению П. Сорокина, социальная стратификация — это дифференциация населения на классы и слои в иерархическом ранге. Ее основа и сущность состоят в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии определенных социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации, считал П. Сорокин, разнообразны и многочисленны, однако их многообразие сводится к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах и продолжает существовать. Она проявляется в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях "социальных уравнителей" — везде, где существует любая организованная социальная группа, утверждает ученый.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуации: первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй — к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах. Основываясь на этих данных, считает П. Сорокин, можно сравнивать экономический статус различных групп.
Любое общество, переходя от первобытного к более развитому состоянию, обнаруживает усиление экономического неравенства, что выражается в изменениях высоты и профиля экономической пирамиды общества. При этом в нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. В чрезвычайных обстоятельствах (например, революция) эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать, согласно П. Сорокину, или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если экономически "плоское общество" не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, постулирует П. Сорокин, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние — стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Политическая стратификация, считает П. Сорокин, также подвержена периодическим колебаниям под воздействием различных факторов. Среди огромного их количества ученый выделяет два основных, наиболее существенно, по его мнению, влияющих на политическую стратификацию размер политической организации; биологическая (раса, пол, возраст), психологическая (интеллектуальная, волевая, эмоциональная) и социальная (экономическая, культурная, политическая) однородность или разнородность ее членов. При этом П. Сорокин выявил следующие закономерности.
1. При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот. Например, более многочисленное население диктует необходимость создания более развитого и крупного аппарата управления, а увеличение управленческого персонала приводит к его иерархизации и стратификации.
2. Когда увеличивается
3. Когда оба приведенных фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба фактора возражают внезапно (например, в случае военного завоевания или добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций), то политическая стратификация существенно усиливается. При повышении роли одного фактора и уменьшении роли другого они сдерживают взаимное влияние па флуктуацию политической стратификации.
4. Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как и в экономической стратификации). Иногда в одном месте одерживают верх силы выравнивания, в другом стратифицирующие. При этом любое усиление выравнивающих факторов вызывает усиление противодействия со стороны противоположных сил.
5. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, и наоборот. Скорее, существует периодичность политических флуктуации, цикличность в изменениях политических режимов. При этом профиль политической стратификации подвижнее и колеблется в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации .
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Профессиональная стратификация состоит, согласно П. Сорокину, из двух основных групп фактов. Во-первых, определенные классы профессий, профессиональные группы составляют соответствующие социальные страты, когда одни профессиональные группы всегда относились к верхним социальным слоям, а другие почти всегда находились у основания социального конуса. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы, где занятые в них люди стратифицированы на многие ранги и уровни. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в двух основных формах: иерархия основных профессиональных групп и стратификация внутри каждой профессиональной группы.
Фундамент межпрофессионалыюй стратификации, согласно П. Сорокину, содержит два основополагающих условия: важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Социально значимыми профессиями являются те, которые связаны с функциями организации и контроля группы. Выполнение функций организации и контроля, по П. Сорокину, требует высокого уровня интеллекта, а он проявляется в профессиональном образовании и достижениях, связанных с организацией и контролем группы. Таким образом, в любом конкретном обществе, считает П. Сорокин, более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот.
Так согласно классической теории кастовой иерархии кастово-профсссиональные группы скорее "накладываются" друг на друга, чем располагаются рядом на одном уровне.
Современная классификация умственных и физических профессий, принятая западными исследователями, предусматривает: наверху профессиональной пирамиды расположена группа профессий, включающая высокопоставленных официальных лиц и крупных бизнесменов; за ней следует класс "полупрофессионалов" из мелких бизнесменов и служащих; ниже находится класс "квалифицированного труда": далее идет класс "полуквалифицированного труда"; и наконец, класс "неквалифицированного труда". Нетрудно заметить, что эта классификация основана на принципе уменьшения интеллекта и контролирующей силы профессии, одновременно совпадающем с уменьшением оплаты труда и снижением социального статуса профессии в иерархии.
Второй вид профессиональной стратификации представляет, согласно П Сорокину, внутрипрофессиопальная иерархия. Члены почти каждой профессиональной группы подразделяются на три основных слоя. Первый охватывает предпринимателей, или хозяев, которые экономически независимы в своей деятельности и чья деятельность заключается в основном в организации и контроля своего "дела" и своих служащих. Второй слой представляют служащие высшей категории —директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпорации и т. д.; они не владельцы "дела", но играют важную роль в его организации, за что получают высокую заработную плату. Третий слой — наемные рабочие, которые, как и служащие высокого ранга, продают свой труд, но значительно дешевле. Каждый из этих слоев-классов подразделяется на множество подклассов.
Несмотря на различные названия этих внутрипрофессиональных слоев, они существовали и существуют, по мнению П. Сорокина, во всех развитых обществах. Например, в римских профессиональных ассоциациях различали подмастерьев, мастеров и магистров различных рангов, в средневековых гильдиях — метров, учеников и подмастерьев. В настоящее время эти слои представлены предпринимателями, служащими и наемными рабочими. Иными словами, сегодня в виде внутрипрофессиональной стратификации имеем новую форму профессионального феодализма, который реально существует и проявляется в разнице заработной платы и социального положения.
2. Социокультурная динамика и религия П.СОРОКИН
ВВЕДЕНИЕ
Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации.
Возьмем, например, культуру Запада средних веков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековья культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность.
Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Чувственный мир рассматривался только как временное «прибежище человека», в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя достойным того, чтобы войти туда. Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственностъ, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека. Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной. Такая же в основном сходная посылка, признающая сверхчувственность и сверхразумность Бога, хотя воспринимающая отдельные религиозные аспекты по-иному, лежала в основе интегрированной культуры брахманской Индии, буддистской и лаоистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры. Все они были преимущественно идеациональными.