Заключение.
Таковы различные формы стратификации
в архаичных и современных
обществах. Спектр этих форм, несомненно,
намного шире. Мы рассмотрели лишь
самые основные. Нестратифицированных
обществ в действительности вообще
не существует. «Семья, церковь, секта,
политическая партия, фракция, деловая
организация, шайка разбойников, профсоюз,
научное общество - короче говоря,
любая организованная социальная группа
расслаивается из-за своего постоянства
и организованности. Даже группы ревностных
уравнителей и постоянный провал
всех их попыток создать нестратифицированную
группу свидетельствуют об опасности
и неизбежности стратификации в
любой организованной группе. Это
замечание может показаться несколько
странным для многих людей, кто под
влиянием высокопарной фразеологии
может поверить, что по крайней
мере общества самих уравнителей
не стратифицированы. Это мнение, как
и многие схожие, ошибочно. Попытки
уничтожить социальный феодализм были
удачными в смысле смягчения некоторых
различий и в изменении конкретных
форм стратификации. Им никогда не удавалось
уничтожить саму стратификацию. Регулярность,
с какой терпели неудачу все
эти попытки, еще раз доказывает
естественный характер стратификации.
Христианство начинало свою историю
с попытки создать общество равных,
но очень скоро оно уже имело
сложную иерархию, а в конце
своего пути возвело огромную пирамиду
с многочисленными рангами и
титулами, начиная со всемогущего
папы и кончая находящимся вне
закона еретиком. Институт монашества
был организован св. Франциском Ассизским
на принципах абсолютного равенства;
прошло семь лет, и равенство испарилось.
Без исключения все попытки самых
ревностных уравнителей в истории
человечества имели ту же судьбу. Провал
русского коммунизма - это только еще
один дополнительный пример в длинном
ряду схожих экспериментов, осуществляемых
в большем или меньшем масштабе
иногда мирно, как во многих религиозных
сектах, а иногда насильственно, как в
социальных революциях прошлого и настоящего.
И если на какой-то миг некоторые формы
стратификации разрушаются, то они возникают
вновь в старом или модифицированном виде
и часто создаются руками самих уравнителей.
Феодализм и олигархия продолжают существовать
в науке и искусстве, политике и менеджменте,
банде преступников и демократии уравнителей
- словом, повсюду». Именно поэтому изучение
стратификации является одной из наиболее
важных областей социальной антропологии.
Согласно Оксфордскому словарю социологии,
можно выделить три основные задачи таких
исследований: «Первая цель состоит в
том, чтобы установить, в какой мере классовые
или статусные системы доминируют на уровне
общества, утверждая способы социального
действия. Вторая задача состоит в анализе
классовых и статусных структур и факторов,
определяющих процесс формирования классов
и статусов. И последнее, социальная стратификация
документально подтверждает неравенство
условий, возможностей и доходов, а также
способов, с помощью которых группы поддерживают
классовые или статусные границы. Иначе
говоря, она ставит вопрос о социальной
замкнутости (clousure) и изучает стратегии,
посредством которых одни группы поддерживают
свои привилегии, а другие стремятся получить
доступ к ним».
Список использованной
литературы.
- Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 2008.
- Панов Е. На острие социальной эволюции: «я» - «мы» - «они» // Человек. 2009. № 2.
- Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СоцИС. 2002. № 9, 11.
- Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. / Учебное пособие. - М.: Наука, 2007. 237 с.
- Н. Е. Тихонова. Социальная стратификация в современной России. / Институт социологии РАН, 2007