Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:13, реферат
Понятие социальной структуры относится к социальной сфере жизни общества. В широком смысле слова понятие «социальный» употребляется как синоним понятия «общественный», когда речь идет о противопоставлении биологическим, природным явлениям. В этом случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества, представляет собой социальное. В узком смысле слова понятие «социальный» означает особую сферу общественных отношений, которые характеризуют различные группы людей как носителей разных видов деятельности.
Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой. Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.
5. Этнические общности
Одним из значимых видов общностей в современном мире являются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя, народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальных общностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат:
единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев;
одинаковость пищевых предпочтений, форм жилья, стиля одежды;
общность происхождения и культуры;
территория расселения.
Этносу, как общности, присущи специфические социальные институты -- эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителей одного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают как объединения людей, их союз, солидарность.
Этническая культура включает
в себя следующие социальные институты:
обычай, ритуал, религию, мораль, право.
Культура создает специальные механизмы
для накопления и трансляции из поколения
в поколение созданной
Таким образом, этнос можно определить как такую общность, которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения.
В рамках индустриального общества выделяют два типа этнических процессов, вызванных межэтническими контактами, -- те, которые происходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те, которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.
Этническая консолидация -- это процесс внутреннего сплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединение ранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса -- субэтносы.
Этническая ассимиляция -- процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.
Этноразделительиые процессы проходят по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.
Наиболее распространенными
в мире и всеохватывающими являются
этнические группы, которые называют
еще разными типами этносов. Они
характеризуются такими особенностями,
как общность генофонда, длительная
история совместного
Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытной орде, был род -- кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой своих интересов. Объединение нескольких родов составляло племя -- тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.
Образование союзов племен сопровождавшееся усилением межплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновение классов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными и к появлению новой этнической общности -- народности. Народность -- это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.
С началом Нового времени в Европе, с выдвижением на первый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом к капитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация -- более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинные экономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток на духовный облик нации, формируют специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием.
Нацию обычно определяли как
исторически устойчивую общность людей,
характеризующуюся общностью
Нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя: «это -- мы», а в отношении других: «это -- они». В большинстве стран мира человек сам определяет свою национальность, т. е. принадлежность к той или иной нации. Весь ход исторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурных факторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнести к этническим группам.
6. Межнациональные отношения
Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя объективно существующими и друг другу противоречащими тенденциями: тенденцией к объединению наций -- межнациональной интеграции, -- и тенденцией к самостоятельному функционированию каждой из наций -- национальной дифференциации. Объективные причины межнациональной интеграции кроются в развитии экономических связей и отношений, развертывании процессов глобализации. В ходе этих процессов нации преодолевают свою замкнутость, вступают во все более тесное взаимодействие между собой. В настоящее время зримые формы процессы интеграции приобрели в Европе, где уже 25 государств являются членами Европейского Союза. В то же время дает о себе знать и вторая тенденция.
Эти две тенденции действуют постоянно, но небесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, И национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных интересов могут носить политический, экономический, демографический характер.
Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цветет идеология национализма и шовинизма. Национализм -- это психология и идеология национального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национального чувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа, предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеи национального превосходства особым образом интерпретируются факты действительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализм больших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по имени французского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. во- девиля братьев Коньяр «Трехцветная кокарда»). Шовинизм выражается в политическом, экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам и национальным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональных проблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военными методами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, сколь сложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.
При взаимодействии людей в многонациональном обществе легче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальное меньшинство, а тому, в свою очередь, -- на коренную нацию. По-видимому, гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требует соблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальных меньшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.
Гармоничное сочетание национальных
и интернациональных интересов,
нахождение оптимальных форм соотношения
национального и
Это означает, во-первых, недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждение насилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление прав репрессированных народов.
Неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.
Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным (латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться и взаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципами веротерпимости, свободы совести. Еще. в XVII в. английский философ Д. Локк в знаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государство должно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозного самоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в. французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принцип свободы совести признается всеми современными демократическими государствами, в том числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести в отношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И.
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Информация о работе Социальная структура общества, ее элементы