Социальная сущность и принципы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

Содержание работы

Социальная сущность и принципы управления 3 стр.
Виды социального управления 3 стр.
Специфические методологические принципы социального управления 5 стр.
Личность как объект управления 7 стр.
Структура личности подчиненного 7 стр.
Характеристика процесса адаптации подчиненного к условиям организации 12 стр.
Система регуляции поведения личности 18 стр.
Функции и методы социологии управления 21 стр.
Функции управленческой деятельности 21 стр.
Методы управления 24 стр.
Список литературы 32 стр.

Файлы: 1 файл

Социология управления контрольная.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Системный подход к управлению социальными объектами применяется как способ системного упорядочивания управленческих действий.

Благодаря этому определяются:

а) цели и задачи управления;

б) анализируются варианты возможных управленческих решений, и выбирается наиболее эффективный их них;

в) осуществляется структурирование управленческих действий.

Управление связано с решением определенных проблемных ситуаций, возникающих в процессе функционирования управленческой подсистемы.

Субъект управления (руководитель, менеджер, управленец), применяя системных подход, получает возможность всю совокупность условий, факторов, причин, которые привели к возникновению данной проблемы и ее составных частей, а также ее возможные пути и средства разрешения.

 

Комплексный метод

Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, позволяет разрабатывать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и ее взаимодействий с окружающей социальной средой в ее системности и целостности. При этом применяются методы ряда научных дисциплин, например, политэкономии, социологии, психологии, кибернетики и др.

Метод моделирования

Существенную роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод моделирования, который опирается на системный и комплексный подходы к управлению. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. В теории управления метод моделирования обычно осуществляется путем построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществления управленческих решений. Он осуществляется в несколько этапов.

Этапы моделирования

а) Постановка целей и задач конструирования моделей.

б)Теоретический (эмпирический) анализ данной модели и определение области применения.

в) Практическое применение полученных данных.

Если возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений

 

Структурно-функциональный подход М. Парсона

Представляет собой четкое выделение статистических и динамических составляющих социального объекта, а также проблем взаимодействия между ними.

 

Метод социального эксперимента

Достаточно широко в управлении применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив, например) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент - это такой метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Классическим примером успешного осуществления социального эксперимента в целях повышения эффективности управления является проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предприятиях близ Чикаго (США). Он ставил своей первоначальной целью выявить зависимость между изменениями интенсивности освещения производственных помещений и производительностью труда (так называемый Хоуторнский эксперимент). Результат первого этапа проведенного эксперимента оказался неожиданным, поскольку с усилением освещенности производительность труда повышалась не только у рабочих экспериментальной группы, трудившихся в более освещенном помещении, но и в контрольной группе, где освещенность оставалась прежней. Когда же освещенность стали понижать, то выработка все равно продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группе. На этой стадии были сделаны два важных вывода:

Не существует прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью;

Необходимо искать более важные, скрытые от исследователей, организовавших эксперимент, факторы, определяющие трудовое поведение людей, в том числе и производительность их труда.

На последующих этапах проведения данного эксперимента, когда в качестве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влажность, увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплоченности людей, включенных в эксперимент, выяснились еще два фактора. Оказалось, что, во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредовано, через так называемый "групповой дух", т.е. через их ощущения, восприятия, установки, через групповую сплоченность, а во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплоченность в условиях производственной деятельности оказывают благотворное влияние на эффективность труда.

Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоуторнского эксперимента для дальнейшего развития социологии заключается в том, что он привел:

во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства;

во-вторых, дал возможность выявить не только открытые функции и их роль в производстве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельности), но и скрытые, латентные функции, ранее ускользавшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль "группового духа");

в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность коллектива работающих) в социально-экономической жизнедеятельности производственной системы;

в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии - так называемой "теории человеческих отношений", сыгравшей большую роль в развитии социологии управления.

 

Общенаучные методы управления

Общенаучные методы составляют в своей совокупности тот фундамент, на котором возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических методов, применяемых в теории и практике управления. Все их многообразие может быть классифицировано по двум основаниям - 1) по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам и 2) по осуществляемым ими функциям.

По содержанию, направленности и организационным формам методы управления подразделяются на:

организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур;

экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами;

социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

Организационно-административные методы управления

Организационно-административные методы управления базируются на:

системе законодательных актов страны;

системе нормативных документов вышестоящих структур управления;

системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;

системе оперативного управления.

В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.

Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.

Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.

Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляемых органов. Оно обычно бывает трех видов:

вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима (порой грубого и бесцеремонного) "сверху";

пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений;

осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с максимальным результатом.

Список литературы

  1. Агапов А. Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М., 1997.
  2. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право. М., 2003.
  3. Атаманчук Г. В. Управление - социальная ценность и эффективность. М., 1995
  4. Бахрах Д. Н. Предмет административного права // Административное право Российской Федерации. Вопросы предмета и системы административного права. Административный процесс и административная юрисдикция. Вопросы государственного регулирования в сфере экономики (по материалам конференций). В. Новгород, 1999.
  5. Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999.
  6. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Норма, 2002.
  7. Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право России на рубеже веков. Екатеринбург, 2003.
  8. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. - Екатеринбург, 1995. С. 47-50.
  9. Бельский К. С.К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. N 11.
  10. Борькин В.В. Административное право. М.: Юридическая литература. 1999
  11. Государственное и муниципальное управление ред. А. Я Понамарева С-П., 1997
  12. Козлов Ю. М. Административное право в вопросах и ответах. М., 2000.

Информация о работе Социальная сущность и принципы управления