Социальная сущность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:37, контрольная работа

Описание работы

Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остается безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….…….3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат.
Семья как социальный институт и как социальная группа………………………………………………………….…………...…4
2. Типология семейных структур и их основные разновидности.
Основные функции семьи………………………………………...……...….7
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы……………………………………………………………….……......11
Заключение……………………………………………………..……………...…14
Список использованной литературы…………………………….…………..…15

Файлы: 1 файл

социология 2.docx

— 59.86 Кб (Скачать файл)

Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно "ядром" семьи  считают супружескую пару, и все  статистические классификации состава  семей строятся в зависимости  от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов(2) С социологической  точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в  населении тип семьи с триединством названных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании  одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасме-на и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству3.

 

2.     Типология семейных структур  и их основные разновидности

 

Типы семейных структур многообразны:

  1. Патриархальная (традиционная) семья, где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.” [6]
  2. Нуклеарная (корневая) семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
  3. Нестабильная семья, этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:

  1. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;
  2. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся  к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно  внутри данной фратрии.

По критерию власти различают:

  1. Патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства;
  2. Матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
  3. Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
  4. Партнерская семья, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.

По критерию социального положения  супругов (или родителей супругов) различают:

  1. Гомогенные семьи, где супруги примерно из одной социальной страты;
  2. Гетерогенные семьи, где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов.

Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и  демографическим признакам различают:

  1. Гомогамные семьи, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д.;
  2. Гетерогамные семьи, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной  локализации семьи бывают:

  1. Патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа;
  2. Матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.

В социологии и демографии принято  разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи, среднедетная и многодетная семья.

Семья, в которой отсутствует  один из родителей, называется неполной.

Говоря о функциях семьи, следует  выделить специфические и неспецифические  функции семьи. Специфические функции  семьи вытекают из сущности семьи  и отражают ее особенности как  социального явления, тогда как  неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась  принужденной или приспособленной  в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции  семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества.

К неспецифическим функциям семьи  относят:

  1. накопление и передача собственности и статуса предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  2. воспитание – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  3. организация производства и потребления – экономическая функция – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  4. сфера первичного социального контроля – регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми;
  5. домохозяйство – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  6. отдых и досуг – организация рационального досуга, обогащение интересов;
  7. забота о здоровье и благополучии членов семьи;
  8. духовное общение – развитие личностей семьи, духовное взаимообогащение;
  9. создание микроклимата в семье – эмоциональная функция, получение психологической защиты, поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. [6]

 

Основные  функции семьи Функции семьи. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества4. Важно подчеркнуть, что это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах^.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний  и влечений к браку и семье  — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, "в пробирке" будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной формы удовлетворения социальной необходимости в воспроизводстве населения.

Сказанное характеризует  потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива, как раз и должна ответить социология семьи, имеющая в своем арсенале помимо теорий "прогрессивного" развития семьи также и теории "кризиса" семьи.

Здесь же речь зашла об этом в связи с относительностью тезиса о том, что семья "всегда" остается со своими специфическими функциями "при всех изменениях общества". В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, которые противоречат личным влечениям (с моральной точки зрения к катастрофическим и бесчеловечным следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы тоталитарным государством во избежание угрозы депопуляции).

Вероятность подобного исхода зависит не от склонности к пессимистической или оптимистической оценке будущего, а от противостояния социальных сил, участвующих в разрешении конфликтов, порождаемых исторически убывающей потребностью семьи в детях и потребностью общества хотя бы в простом воспроизводстве населения.

Будущее семьи как эволюционно  возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях

и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут  корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции  семьи, связанные с накоплением  и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Информация о работе Социальная сущность семьи