Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:29, контрольная работа
Социология семьи одна из наиболее развитых областей социологического знания. В нашей стране и за рубежом проводятся исследования, посвященные процессам формирования и распада семьи, характеру выполняемых ею функций, особенностям супружеских ролей и причинам семейных конфликтов, социальным и экономическим факторам, оказывающим на нее влияние и т.д. Значение этих исследований определяется ценностью института семьи, широким распространением семейно-брачных отношений в мире: по статистике около 80% наших современников живут в семьях.
Введение
В данной контрольной работе будет
рассмотрена тема «Социальная сущность
семьи». В рамках этой темы особое внимание
будет обращено определению понятия
семьи как социального
В настоящее время решение
1. Социологический анализ
семьи в единстве структурных
и динамических координат.
Семья – самая древняя социальная организация. Она образовалась раньше других социальных институтов – религии, государства, армии, образования, рынка. Существует точка зрения, что общество первоначально существовало в форме семьи.
Социология семьи одна из наиболее
развитых областей социологического знания.
В нашей стране и за рубежом
проводятся исследования, посвященные
процессам формирования и распада
семьи, характеру выполняемых ею
функций, особенностям супружеских
ролей и причинам семейных конфликтов,
социальным и экономическим факторам,
оказывающим на нее влияние и
т.д. Значение этих исследований определяется
ценностью института семьи, широким
распространением семейно-брачных
отношений в мире: по статистике
около 80% наших современников живут
в семьях. Ни одно цивилизованное общество
не обходилось без семьи, и его
обозримое будущее также не мыслится
без семьи. В примитивных обществах
– это вообще единственный реально
функционирующий институт. К примеру,
у многих племен Центральной Африки
и Южной Америки, народностей
Севера нет других социальных институтов,
а вопросы распределения власти
и продуктов решаются в рамках
одной или нескольких семей. Порядок
в таких обществах
Семья представляет собой классический пример простого социального института: оно не выделяет систему управления в самостоятельную, а достигает целей за счет совместных усилий своих членов, действующих в соответствии с их статусами на основе разделения ценностей, норм и идеалов.
Несмотря на появление иных важных
для общества социальных институтов,
а также, невзирая на то, что со временем
институт государства занял ведущие
позиции, семья продолжает оставаться
фактической «основоположницей» общества,
его первичной ячейкой и
Семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Жизнедеятельность семьи включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологическими взаимоотношениями людей, с экономическими условиями (производства, распределения и обмена), с демографическими изменениями, с нормами и ценностями культуры, с институтами управления, армии, здравоохранения, церкви и с развитием общества в целом. Семья представляет собой сложное, многозначное социальное образование, выполняющее одновременно роль социального института и малой социальной группы. Поэтому семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует исходные условия функционирования общества путем биологического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Как социальный институт семья характеризуется
совокупностью социальных норм, санкций
и образцов поведения, регламентирующих
взаимоотношения между
Важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д.
У человеческих детенышей, в отличие от животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15—18 лет. В этот период он нуждается в материнской и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полностью только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто, помимо семьи, не способны обеспечить молодому человеку признанную законом адресность — социальную «прописку» в данном обществе.
Как малая социальная группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
С институтом семьи тесно связан
другой общественный институт – институт
брака. Принципиальное различие института
брака и института семьи
Брак – это исторически
2. Типология семейных
структур и их основные
Социальные взаимоотношения
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют 3 основных типа семьи:
1. Традиционная, или патриархальная,
семья. Она предполагает
• экономическая зависимость
• привычное распределение
• признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Нетрадиционная семья. В ней
сохраняются установки на
3. Эгалитарная семья (семья
• справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (ролевая симметрия);
• обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
• эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Семья во всех обществах развивается как социальный институт и малая группа, удовлетворяя личные и групповые потребности людей. Основными функциями семьи являются:
1. Репродуктивная функция.
2. Воспитательная функция. С
социализацией молодого
Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.
Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:
• Детоцентризм — повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви. В семьях с такой концепцией воспитания дети вырастают избалованными, не всегда приемлют ограничения, запреты и обязанности, в том числе долга перед родителями и другими членами семьи.
• Профессионализм — тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели — профессионалы в детских садах и школах.
• Прагматизм — концепция воспитания, ориентирующая личность ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами. В основе ее лежит выработка у детей практичности, умения «устраивать свои дела», ориентация прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.
3. Хозяйственно-экономическая
На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи непосредственное влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии.
Исторически семья всегда была основной
хозяйственной ячейкой