Социальная защита безработных а странах Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

В стационарно функционирующих рыночных экономиках труд уже давно признан одним из трех «китов», поддерживающих социальную систему, и равноправным участником всех важных проявлений общественной жизни. Трипартизм, получивший наиболее широкое развитие после Второй мировой войны, было бы ошибочным считать лишь маневром «буржуазии» в отношениях с классом наемных работников. Скорее, его возникновение, хотя оно и было в значительной степени инициировано Октябрьской революцией в России, было обязано тому факту, что в условиях сложнейших производственных отношений XX в., с быстро протекающим усложнением самого труда, цикличными явлениями в экономике, в интересах общества — обеспечить добровольное и заинтересованное сотрудничество всех элементов социальной системы и не в последнюю очередь — массы наемных работников.

Файлы: 1 файл

зарубеж.docx

— 28.15 Кб (Скачать файл)

Социальная  защита безработных а странах Восточной Европы

В странах  Восточной Европы ухудшение экономической  обстановки и , самое главное, общий спад промышленного производства породили те же негативные явления, что ив России. В связи с чем по поводу ситуации с занятостью в странах Восточной Европы должны быть приняты во внимание замечания и заключения экспертов Мирового банка и Комиссии европейских сообществ, поскольку ситуация развивается сходным образом и в Российской Федерации.

1. Политика  в области рынка труда в  переходных экономиках игнорирует  вопросы профессионализма трудового  потенциала. Государственная поддержка  имеет основной целью социальную помощь работникам вне зависимости от их профессиональной ценности. Отдельные программы по содействию вхождению в трудовую сферу новых контингентов работников и тех, кто является безработным длительное время, как правило, малоэффективны. «В целом... текущая политика в отношении рынка труда в странах Восточной Европы, как представляется, не способствует ни структурной перестройке, ни сокращению безработицы».

2. Общемировой  опыт убедительно показал высокую  рентабельность и прибыльность  инвестиций в человеческий капитал.  В качестве особо убедительного  примера в докладе Генерального  директора МОТ приводится «рост  экспорта программного обеспечения  из Индии... и рост спроса на индийских программистов». «Сравнительное преимущество, которым обладают такие страны как Индия в данной сфере производственной деятельности, создается благодаря инвестициям страны в высшее образование, которое подготовило большое число специалистов в области информационной технологии, что и позволило Индии опередить другие страны в отношении как экономической эффективности, так и уровней оплаты труда». В странах Восточной Европы — частью по объективным причинам, таким как финансовые трудности, частью из-за промахов в промышленной политике, — развитие высокого технологического потенциала работников в пореформенный период оказалось в какой-то мере заброшенным.

3. Частный  сектор рекрутирует новую рабочую  силу чаще всего из действующих  государственных предприятий, нежели  из числа зарегистрированных  безработных. Вне этого сектора  остается подготовка квалифицированных  рабочих и технических специалистов. Поскольку государственная подготовка  кадров непрерывно сужается, проблема  смены поколений на профессиональном  поле повисает в воздухе.

4. Профессиональные  союзы в восточноевропейских  странах слабы и не имеют  «переговорной силы». Это делает  рынок труда усеченным и потому  неэффективным.

Сравнивая «революционный» («шоковая терапия», восточноевропейская  экономика) и «эволюционный» (китайский) путь реформирования экономики, нельзя не отметить, что строго в экономических  и связанных с ними социальных терминах (например, социальные последствия массовой безработицы), эволюционный путь, несомненно, доказал свою предпочтительность. Это и понятно: громоздкий и крайне инерционный экономический механизм не может ни минуты существовать без отлаженного, пусть и несовершенного механизма управления. Между тем, страны, избравшие революционный путь реформирования, вступили в новый (рыночный) режим хозяйствования, не имея достаточно подготовленных базовых элементов управления этим режимом (не было отработано взаимодействие государственного и частного секторов, определены сферы действий того и другого, не был подготовлен класс рыночных менеджеров, не отрегулирован процесс ценообразования и пр.). Все это восточноевропейским экономикам и России приходилось делать уже постериори, по ходу действия. Отсюда — те неизбежные крупные потери, о которых мы упоминали выше.

Думается, что  китайское общество, избрав эволюционный путь и экономически окрепнув на нем, в дальнейшем будет вольно избрать  какой угодно общественный режим, хоть инопланетный. Это — дело выбора самих китайских граждан. Во всяком случае, сейчас, при сохранении слегка изменившейся социальной системы граждане Китая имеют сравнительно широкие  возможности выбора занятий, организации  собственного дела и т.д., получая (например, малый производственный бизнес) существенную материальную и правовую поддержку  государства.

Методы регулирования  занятости и безработицы в  странах ЕС

В западной литературе рассматриваются три возможных  подхода к решению проблем  занятости: 1) на основе свободной игры рыночных сил (free market regulation); 2) регулирование путем установления минимального уровня заработной платы; 3) государственные субсидии на поддержание занятости.

«Свободный  рынок» в нынешних условиях расценивается  как наименее эффективный регулятор  занятости и безработицы. Многие аспекты действия рыночного механизма  прямо или опосредованно ведут  к сокращению спроса на рабочую силу. Особенно заметно это проявляется  в периоды спада производства, финансовых кризисов и других негативных явлений в экономике.

Рассмотрим  цепочку негативных последствий  в случае спада производства (независимо от его причин — циклического спада, изменения конъюнктуры на мировом  рынке и пр.) в условиях «свободного  рынка»:

При весьма ощутимых негативных последствиях спада производства для занятости и уровня жизни  населения «свободный рынок» не обеспечивает адекватной системы социальной защиты.

Недостаточно  эффективной считается также  такая мера, как установление минимальной  заработной платы (minimum wage arrangements). В социальной политике западноевропейских стран минимальная зарплата определяется на уровне прожиточного минимума (survival level). Если при этом ставится цель сохранения равновесной системы цен (по Вальра-су), то может не быть соблюдено требование обеспечить прожиточный минимум всем категориям работников. Если же на первый план ставится требование обеспечить всем прожиточный минимум, то размеры минимальной зарплаты могут превысить маргинальную производительность труда, особенно неквалифицированных работников. В этом случае предприниматели будут изо всех сил избавляться от работников, чья зарплата выше их индивидуальной производительности, что поведет к росту безработицы. Пострадают и квалифицированные работники, поскольку работодатели попытаются свести их зарплату к ее минимальному размеру.

«Соглашения о минимальной зарплате», таким  образом, с одной стороны —  несколько увеличивают степень  социальной защищенности работников по сравнению с механизмом «свободного  рынка», с другой, — в то же время  объективно создают «препятствия обеспечению  полной занятости». Как и в случае с рыночным регулированием занятости, наибольшие потери несут неквалифицированные  работники, однако и квалифицированные  могут ощутить ухудшение своего положения: если их труд может взаимозаменяться с трудом неквалифицированных, то в условиях «излишка» рабочей силы уровень их заработной платы понизится; если же они заменят собой неквалифицированных работников При прежней оплате, то их труд обойдется дороже труда последних, что неприемлемо для предпринимателя, и он постарается сократить часть своего персонала, в том числе и квалифицированного.

Усиление  социальной защищенности работников в  случае введения минимальной зарплаты в некоторых случаях также  может быть спорным. В странах с сильным влиянием профсоюзов последние резко возражают против законодательного установления минимальной зарплаты, опасаясь того, что она, во-первых, будет более низкой, чем то, что профсоюзы смогут обеспечить путем прямых переговоров с предпринимателями; во-вторых, понизится «переговорная сила» трудящихся. С другой стороны, коллективные соглашения о минимуме заработной платы могут быть успешными только в том случае, если уровень безработицы в стране относительно низок, как это наблюдается в Австрии с ее сильным» профсоюзами. Таким образом, как одна из мер государственной политики занятости установление минимальной зарплаты имеет свои подводные камни.

Наиболее  перспективным направлением государственной  политики занятости исследователи  считают политику финансовой поддержки  предпринимателей в создании и сохранении рабочих мест (Employment subsidies). Выгоды этой политики видятся в следующем:

— каждый работник обеспечивается одновременно и доходом, и работой. «Всегда лучше обеспечивать людей работой, нежели денежными  пособиями»;

— финансовая поддержка дифференцируется по категориям работников — от высокооплачиваемых рабочих мест до менее доходных, давая таким образом возможность маневра в государственной политике, выбора между различными категориями и возрастными группами работников;

— предприниматели  в этом случае в большей степени  заинтересованы вкладывать средства в  профессиональную подготовку работников, поскольку увеличивается шанс получить отдачу от этих расходов;

— в свою очередь  и работник становится больше заинтересованным в повышении своей квалификации, в том числе и через систему  формального профобразования;

— увеличивается  стабильность и, соответственно, продолжительность  трудовых соглашений;

— появляется мультипликативный эффект от затрат (в развитии новых и сопряженных  производств, сферы обслуживания и  пр.);

— наконец, подобные затраты, увеличивая объем производства, вносят свой вклад в общий рост ВВП.

В России вплоть до последнего времени преобладали  так называемые пассивные методы политики в области занятости  и безработицы (установление уровня минимальной зарплаты, кстати, весьма далекой от прожиточного минимума, выплата пособий по безработице  и пр.). Думается, что выгоды от более  активной политики, в которую включается поддержка предпринимателей в создании и сохранении рабочих мест, в условиях России может принести не меньший  эффект, чем это отмечается в развитых рыночных экономиках, а может быть даже и больший, учитывая ее нынешнее состояние дел.[26, С.55-64]


Информация о работе Социальная защита безработных а странах Восточной Европы