Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:01, курсовая работа
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.
Орган опеки и попечительства вправе осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту их жительства (часть 1 ст. 24). «Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 ст. 15 настоящего Федерального закона» (часть 2 ст. 24).
Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей (часть 3 ст. 24). Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя (часть 4 ст. 24).
Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов) (часть1 ст. 25). В отчете опекун/попечитель должен указать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, а также даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного (часть 2 ст. 25). Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства (часть 3 ст. 25) [6].
Таким образом, новый федеральный закон «Об опеке и попечительстве» устанавливает правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки/попечительства, в том числе вводит упрощенный порядок их назначения. Кроме того, определяет правовой режим имущества подопечных, устанавливает ответственность опекунов или попечителей и органов опеки или попечительства за вред, нанесенный их действиями или бездействиями.
Согласно поправкам, внесенным в Семейный и Гражданский кодексы, назначение опекуна ребенку, достигшему десяти лет, может быть осуществлено только с его согласия. Закон не допускает передачу братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам за исключением тех случаев, когда это отвечает интересам ребенка. Принятые изменения в указанные законодательные акты дают возможность установить опеку или попечительство над детьми по договору, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронатном воспитании).
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» вводит в Семейный кодекс РФ специальную главу, посвященную устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развитие всех аспектов самосознания (познавательного — образ Я, эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Воспитанникам детских домов свойственно нарушение ролевой идентификации. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.
Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
1) у детей-сирот либо
2) жесткая регламентация и
3) ранний детский опыт ребенка-
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Основной целью педагогического коллектива в социальном воспитании является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
Приоритетными задачами социального воспитания детей-сирот являются те, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения учащегося с людьми, обществом, государством и с миром в целом должны строиться на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.
Цели системы социального воспитания в: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной).
Основными принципами организации процесса социального воспитания являются как индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, так и групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности. Так же общественная защита прав каждого ребенка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса, практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде; последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека, организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой); обеспечение и поддержка успешного субъект субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве; обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самодеятельного общения в контактной группе. Так же помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, жизненную личностную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей, адаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.
Программа постинтернатной адаптации решает следующие задачи:
1) оказание социальной и
2) защита прав и интересов выпускников детских домов;
3) сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;
4) вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;
5) разработка предложений по
социально-педагогической
Главная идея состоит в анализе системы мер, направленных, на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед выпускником в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В течение длительного времени дети-сироты, и, прежде всего выпускники не были объектом пристальных научных исследований, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.
Одна из проблем — проблема здоровья. Исследования детей в детских домах показали, что среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.
Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.
В детских домах не удается обеспечить полноценное психическое развитие детей-сирот, так как:
1) дети приходят в детские дома с нарушением развития;
2) отсутствуют эффективные технологии воспитания детей-сирот;
3) не имеется достаточного числа
специально подготовленных
Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям считаем главной задачей: организацию системы воспитания и образования имеющей целью комплексную подготовку детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.
Решение этой задачи предполагает удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности, разработка и внедрение новых методов обучения, организация непрерывного образования (в т. ч., в системе реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по престижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.
Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоим общаться.
Личностные проблемы воспитанников детских домов в жизненном и профессиональном самоопределении испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.
Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации. К таким качествам можно отнести – автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.
Выделены следующие принципы социально-трудовой адаптации:
1) более точный учет условий, в которых она происходит;
2) всестороннее изучение особенно
3) прогностический характер
4) включение учащихся в
5) оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в этом после окончания школы с целью достижения более высокого уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в общество.
В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одно из направлений — труд по самообслуживанию. При решении этой задачи у воспитанников сформируется комплексный навык ухода за телом» формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни; — организация личной жизни и деятельности. Содержанием деятельности педагогов по данному направлению является, формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе собственной жизни и деятельности как средство более успешной адаптации к самостоятельной жизни.