Социальная защита детей сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.

Файлы: 1 файл

Социальная защита детей сирот.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Результатом работы является формирование умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой, т. е. умение приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодействия со средой проживания и т. д.

Другое направление — достижение оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала. Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве. Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и к труду в домашнем хозяйстве) осуществляется на фоне крайне негативного представления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений в процессе формирования первичных знаний о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жилища, уход за жильем.

Еще одно направление — подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональной деятельности. Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, целью которых является, прежде всего, переход на рыночные. отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей, средствами гуманистической педагогики привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе.

Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении являлось — подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.

Во-первых, создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления, к разумному риску, честности и порядочности.

В-четвертых, формирование у выпускников детских домов и школ-интернатов профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.

В-пятых, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения.

В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура). В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.

В этом случае необходимо решить две взаимосвязанные задачи, а именно:

1) определить по каким профессиям  лучше готовить воспитанников  того или иного учреждения;

2) определить интересы, склонности  и, в конечном счете, возможности  воспитанников.

Сегодня идет активный поиск возможностей расширения профориентационной работы учреждения. Ребята работают по договорам, получают зарплату.

Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе начального профессионального образования, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.

Сформированные в условиях общественного воспитания личностные особенности детей-сирот влияют, на их психологическую адаптацию после выпуска.

Выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей, зависят от мнений и оценок других людей, успешная адаптация выпускников практически не зависит от личностных (характерологических) качеств, как и у учащихся, воспитывавшихся в семьях, важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состояния, уровня психического здоровья, определяющим в психологической адаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.

Сравнение личностных особенностей учащихся первого и последующих курсов училища показало, что у первокурсников ниже самооценка и общая активность и готовность к действиям. Для учащихся, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в начальный период адаптации характерно повышение общей тревожности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, а у первокурсников, воспитывавшихся в семьях, адаптация проявляется в сложностях внутри и межличностного взаимодействия (расхождение образов Я-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным). То есть адаптация учащихся-сирот больше похожа на «выживание», а у учащихся из семей на «приспособление, модификацию» [18].

Для решения ряда возникающих проблем разработан план совместной деятельности социального педагога и психолога училища. Психолого-педагогическая задача постинтернатной адаптации состоит в том, чтобы способствовать выделению индивидуальности выпускника, развитию его Я в процессе переживания и осмысления нового, позитивного, эмоционально-насыщенного жизненного опыта.

Разнообразный совместный досуг создает иную атмосферу общения среди учеников — возможность эмоционально-позитивных связей в противовес функциональному стилю отношений, сформировавшемуся на базе интернатского опыта. Дружба, не связанная с жизненной необходимостью, способствует развитию потребности в общении, смысл которой в созвучии другому человеку, а не в использовании его для себя, в созидании, а не в разрушении.

Опыт такого общения (сотрудничества) на уровне самоощущения создает уверенность в собственном импонировании другим людям: «Я могу нравиться».

Иной уровень общения, способствует благоприятному разрешению собственных жизненных проблем и создает ощущение успешности и уверенности в своих силах — в противовес изначальной беспомощности и робости, возникающее чувство собственной значимости является — основой созидательного отношения к собственной судьбе.

Психологи училища должны участвовать в анализе причин тех трудностей, которые испытывают выпускники — детдомовцы, вступая в самостоятельную жизнь. Необходимо помочь молодым людям самим разобраться в себе и в жизни — для этого служат психологические консультации. Психолог помогает сориентироваться в его способностях и склонностях к определенным сферам деятельности, наметить пути выхода из сложных межличностных ситуаций. В некоторых случаях следует удержать ребят от поспешных решений по поводу ухода с работы, разрыва отношений. Иногда психологу и социальному педагогу училища приходиться входить в ситуации учащихся-сирот, связанные с угрозой жизни.

Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности.

Отсутствие в детских домах систематической работы по развитию собственной активности ребенка, спектра его потребностей приводит к апатичному состоянию пассивности и потребительства. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации. Вопрос о трудоустройстве выпускника — один из сложнейших по причинам разного свойства. Во-первых, из-за неподготовленности выпускника по общему правилу к более или менее квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затрудняет устройство его на работу. Во-вторых, из-за нежелания администрации учреждения, предприятия взять к себе такого работника. Если представить, что все это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия труда всех без исключения учреждений, предприятий, растет прямая заинтересованность в доходах, станет ясно, что налицо весьма существенное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой. И ничего не остается делать, как превратить это противоречие в преодолимое путем установления обязательных для всех учреждений, предприятий разного рода льгот, в том числе и налоговых, при использовании труда бывших воспитанников детских интернатных учреждений. Тем более что устройством в детское учреждение лишившихся родительского попечения несовершеннолетних не ограничивается охрана их прав. Эта задача будет выполненной лишь тогда, когда он сможет жить самостоятельно.

Для многих выпускников детских домов затруднителен даже момент принятия решения о начале работы. К этому их следует подводить постепенно в процессе индивидуального общения в течении всего периода обучения в училище.

Сам процесс трудоустройства не проходит гладко. Устроенные на работу зачастую там не удерживаются. Случаются срывы в процессе трудоустройства: договорились, а выпускник не явился и таким образом трудоустройство не состоялось.

Бывает, что трудоустройство состоялось, человек проработал какое-то время, и уходит. Некоторых подопечных приходится устраивать на работу три, четыре, пять раз подряд.

Наблюдения за выпускниками, говорят о том, что таким подросткам необходимо, как минимум два года, чтобы адаптироваться в социальной среде.

Вывод: Проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе.

Замещающая профессиональная семья является наиболее приемлемой моделью общественного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, с точки зрения материальных затрат, динамики развития ребёнка по всем направлениям, формирования социальной сети, которая и после прекращения срока и приёма сможет их поддерживать.

 

Заключение

 

Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.

Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.

Существующая социальная система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

Последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:

- По способности к приобретению профессии и трудоустройству;

- По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;

- По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.

Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа по организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом детского дома по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.

Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Для этого необходимо:

1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных  специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

2. Создание психологической службы  в интернатных учреждениях. Для  повышения эффективности оказания  социально-психологической помощи  детям-сиротам и детям, оставшимся  без попечения родителей, воспитывающихся  условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Организация оказания социально-психологической  помощи сотрудникам интернатных  учреждений;

2. Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;

3. Организация и проведение мероприятий  на разнообразные темы, способствующие  знакомству ребенка с социумом  и формированию у него адекватной  социальной роли.

Информация о работе Социальная защита детей сирот