Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа
Цель: Социально-правовая поддержка женщин в России. Чтобы достичь цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия "социальная защита интересов женщин";
Проследить изменение положения женщин в историческом контексте;
Провести углубленную оценку положения женщин в современном обществе;
Исследовать существующие положения, связанные с правовой поддержкой женщин в России.
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Сущность социальной защиты интересов женщин
1.2 История вопроса социальной защиты интересов женщин
1.3 Статус женщины в современном обществе
1.4 Проблемы женской занятости
1.5 Экономическая независимость и безопасность
Вывод по 1главе
Глава 2. СОЦИАЛЬНО_ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНЩИН В РОССИИ
2.1 Правовые основы защиты женщин
2.2 Современное состояние реализации прав женщин в России
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Такое положение вещей позволяет сделать выводы о том, что экономическая защищенность женщины во многом определяется такими факторам как уровень дискриминации в обществе, состояние сферы занятости, трудоустройства, предпринимательства, а так же степень развития системы социальной и правовой поддержки. Для повышения экономического благосостояния государство должно проводить сильную политику в сфере поддержки семьи, пенсионеров, молодежи, а также способствовать развитию женского предпринимательства.
Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. Е.А. Лукашева [14] отмечает, что на территории России действуют российский и международный механизмы защиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальной сферах.
Конституция РФ (ст. ст.18,19 и др.), говорит о том, что Государство гарантирует гражданам отсутствие любой дискриминации, в том числе и по признаку пола. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Однако Е.А. Лукашева [14] утверждает, что нельзя говорить о выполнении данных положений, несмотря на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
Конвенция ООН 1979 г. “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, ратифицированная СССР в 1980 г., - основной международный документ, устанавливающий стандарты в области защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, однако, с ним до сих пор мало кто знаком, а тем более - мало кто с ним работает непосредственно в судах. По инициативе ряда женских НПО, в том числе Движения женщин России, Государственной Думой РФ,20 ноября 1997 г, была утверждена " Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", которая даёт анализ состояния с правами женщин в России и содержит перечень законов, которые необходимо принять для выравнивания правового статуса лиц обоего пола.
Л.Д. Бойченко [6] считает, что в настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня - борьба с явной и скрытой формой дискриминации.
В своих исследованиях Л.Д. Бойченко [6] выделяет следующее: 4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера - наличие квот (условно 30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.
С.В. Поленина [16] констатирует, что в России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ):
запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда;
установление предельных норм переноса и передвижения тяжестей (ст.160);
ограничение труда женщин в ночное время (ст.161);
установление облегченных условий труда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу - ст.161, 162, 163, 164).
На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы:
запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст.162);
подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст.163);
по желанию женщины (равно как и любого другого родственника), находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст.167);
перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет, включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст.169);
на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст.172);
по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Подобный режим труда не влечет каких - либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст.49);
женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст.170).
С.В. Поленина [16] также отмечает закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", который предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места, организация по обучению специальным программам и т.д. - ст.13).
Постановление Министерства труда о занятости населения Российской Федерации. "Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите" от 11 мая 1992 г. № 216 предусматривает следующие квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы (одинокие, многодетные матери, с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами).
Е.А. Лукашева [14] отмечает, что женщины в нашей стране имеют право на льготы в связи с беременностью, родами, кормлением ребенка и это не только "декретный отпуск", но и права женщины в вопросах планирования семьи, обусловленные необходимостью ухода за детьми и их воспитания.
Е.А. Лукашева [14] приходит к выводу, что женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться их общим (ст.35). Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (ст.36).
Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерывный стаж.
Вопрос о насилии над женщинами был рассмотрен на Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г., затем в декларации Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. "Об искоренении насилия в отношении женщин", которая призывает все страны бороться с этим явлением. В нашей стране это учтено уголовным правом (например, при притязании начальника по службе).Е.И. Козлова [12] говорит о том, что предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления, как содержание притонов и сводничество, принуждение к занятию проституцией. Должны быть разработаны и приняты новые акты уголовного и административного законодательства об искоренении насилия над женщинами и детьми в семье.
Е.И. Козлова [12] отмечает, что далеко не всегда, механизмы защиты прав, в том числе прав женщин: суд, прокуратура, государственная инспекция труда и институт Уполномоченного по правам человека, - используют такой рычаг, как роль профсоюзов, правозащитных и женских общественных организаций которые, согласно Закону РФ (1995 г) “Об общественных объединениях” вправе выступать в защиту индивидуальных и коллективных прав и интересов своих членов (ст.27).
Е:.А. Лукашева [14] считает необходимым отметить становление механизмов организации гендерной экспертизы законодательства в верхней палате Парламента России. Важную роль в организации экспертной оценки законопроектов уже несколько лет играет Комиссия по делам женщин при Совете Федерации РФ.
Поскольку Россия является не только правовым, но и социальным государством (ст.1 и ст.7 Конституции РФ), а в социальном государстве должен существовать баланс льгот, предоставляемых женщинам как социальному слою населения, то это значит, что льготы, предоставляемые в связи с материнством, не должны снижать конкурентоспособность женщин по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил - в труде и в общественно-политической деятельности.
С.В. Поленина [16] подразделяет предоставляемые женщинам льготы, на три категории:
1) льготы в связи с беременностью, родами и кормлением ребёнка;
2) льготы по уходу за ребёнком;
3) прочие льготы.
Первые из названных льгот должны быть полностью сохранены и в условиях рынка. Они должны также включать права в области планирования семьи: право на искусственное оплодотворение, право на контрацепцию, право на искусственное прерывание беременности и др.
Льготы по уходу за ребёнком, по мнению С.В. Полениной [16], должны принадлежать в равной мере и матери и отцу. Это вытекает не только из ст. 19 Конституции РФ, но и из ратифицированной РФ 30 ноября 1997 г. Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями".
По-прежнему требуют тщательного внимания вопросы охраны материнства, ночного труда женщин и применения труда женщин на подземных работах. Но это не должно ущемлять в праве на профессиональную ориентацию и праве на профессиональную подготовку; праве на защиту своего достоинства по месту работы российских женщин.
Право на социальную, правовую и экономическую защиту материнства, детства, семьи, должно существовать вместе с правом на отцовство. В признании и реализации для женщин права на охрану здоровья и медицинскую помощь есть свои особенности. В связи с этим Н.М. Воловская [7] считает целесообразным повысить роль женщин в осуществлении права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В.И. Курбатов [13] констатирует, что право на жилище и вопросы создания условий для его осуществления и защиты применительно к отдельным категориям женщин по-прежнему не обеспечивается. Гарантии права наследования и вопросы содержания брачных контрактов по российскому законодательству проработаны недостаточно.
В России женщины составляют более половины населения страны, но С.В. Поленина [16] считает, что они явно недостаточно представлены в органах государственной власти. В Гос. Думе РФ женщин примерно 10%, а в Совете Федерации РФ сегодня вообще нет женщин. Такое положение ненормально и препятствует отражению в законах интересов всех слоев населения, как во внутренней, так и во внешней деятельности государства.
По мнению Л.Д. Бойченко [6] порядок, процедуры и правовые акты в механизме защиты прав женщин не всем известны, т.к в советское время на эти моменты совсем не обращали внимания. Становление системы социального партнерства и использование его механизма при защите прав женщин могло бы во многом помочь.
С точки зрения Л.Д. Бойченко [6] особого внимания заслуживает тема предотвращение насилия в обществе, проблема домашнего насилия. Существует модельное законодательство о насилии в семье. Разработаны Рекомендации ООН, создан Проект закона РФ "О предотвращении насилия в семье", но по-прежнему 30% всех убийств, осуществляемых в России происходит между родственниками и близко знакомыми людьми. Решать данную проблему помогает развитие сети кризисных центров (для женщин, подвергающихся домашнему насилию и для мужчин - виновников домашнего насилия).
С.Г. Айвазова [1] считает необходимым широко обсуждать и внедрять в России вопросы репродуктивных прав, репродуктивной свободы, репродуктивного выбора. Право женщины распоряжаться своим телом не должно подвергаться сомнению ни церковью, ни государственными институтами. Современные формы регулирования рождаемости: аборт и контрацепция не должны рассматриваться как угроза демографической ситуации в России.
Важным элементом социальной политики является государственная политика доходов, состоящая из выплаты пособий и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные аспекты. Именно они показывают необходимость совершенствования и регулирования оплаты труда женщин и мужчин.
Уровень заработной платы женщин отстает от уровня зарплаты мужчин в среднем на 30-40%. М.Е. Баскакова [4] утверждает, что это обстоятельство накладывает свой отпечаток и на размеры пенсионных накоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетных мужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования и одинаковый страховой стаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77% накоплений мужчин. Пособия и социальные выплаты должны быть гендернонейтральны - т.е., всеми пособиями по уходу за ребенком должны пользоваться оба родителя и т.д. .
С.Г. Айвазова [1] пришла к выводу, что правовая база “женского вопроса" в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.