Социальная защита населения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель реферата: показать сущность, основные функции и принципы социальной защиты населения.
Объектом исследования является социальная защита населения в России, а предметом – сущность, функции и принципы социальной работы в России.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Глава 1 Сущность социальной защиты населения
Глава 2 Принципы и функции социальной защиты населения
Глава3 Организационно-правовые формы социальной защиты населения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

Основными формами социальной защиты являются:

- законодательно определенные  социальные гарантии и их удовлетворение  на основе базовых стандартов  и программ;

- регулирование доходов  и расходов населения;

- социальное страхование;

- социальное вспомоществование;

- социальные услуги;

- целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения  по принципу заявительности – по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Принципы и  функции социальной защиты населения

 

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь  правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины  жизненных затруднений и определять пути выхода из них. Это и оценка человека с точки зрения способности  осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важно еще  и потому, что необходимо оберегать  создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения  в орудие всеобщего усреднения и  распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки  действительно нуждающегося человека.

Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение  на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения  равнодоступных защитных гарантий и  благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано  с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные  возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают  пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных  членов общества.

Система социальной защиты основывается на принципах системности  и комплексности. Она создается  как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как  целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных  структурных элементов, которые  в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы  социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно  обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы  субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее  объекта и субъекта звено –  формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный  процесс оказания помощи и поддержки  нуждающемуся человеку.

С системностью в организации  и содержании социальной защиты тесно  связана комплексность, то есть обеспечение  тесного единства всего комплекса  мер экономичного, социального, правового  и другого характера по обеспечению  гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

единством целей, принципов  и направлений деятельности;

сочетанием исторического  опыта и традиций с современной  практикой помощи человеку;

всесторонним изучением  объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной  общности, трудового коллектива);

координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

На основе комплексного подхода  удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.

Огромное значение имеет  принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует  предупреждать причины социального  неблагополучия, вскрывать их на самой  начальной стадии формирования и  устранять. Превентивность – это  не только и не столько упреждающие  компенсации в денежной и натуральной  форме малообеспеченным группам  населения при повышении цен  или иных социальных потрясениях, а  прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

- помощи в нахождении  работы пенсионеру, инвалиду;

- развития надомного труда;

- поддержки негосударственных  систем социального страхования;

- формирования частного  сектора на основе добровольных  взносов граждан и других средств;

- развития различных форм  участия населения в финансировании  социальных программ, например на  основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых  медицинских компаний (помощь семье  или отдельному человеку в  выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских  услуг);

- сочетания платных и  бесплатных услуг, что способствует  обеспечению воспроизводственных  возможностей субъектов социальной  защиты, создает дополнительные  системы для накопления населением  денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;

- поддержания величины  денежных доходов на уровне  не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием  различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка  труда, использованием общественных  работ и другое.

В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались  с точки зрения возможности социально  защитить людей в процессе будущей  реализации, с позиций противодействия  развитию негативных социальных явлений.

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и другое.

 

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность  в критериях оценки нуждаемости  в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

- размер совокупного семейного  или среднедушевого дохода –  он должен быть ниже суммы  установленных на региональном  уровне прожиточных минимумов  всех членов семьи по социально-демографическим  группам или по соответствующей  величине регионального прожиточного  минимума (ниже уровня минимальной  заработной платы, минимальной  пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого  дохода в качестве единственного  критерия, без учета потенциальных  возможностей клиентов иметь  дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости,  сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее), может стимулировать  иждивенчество и не способствует  развитию инициативы и социальной  активности нуждающихся;

- отсутствие средств к существованию;

- одиночество и неспособность  к самообслуживанию;

- материальный ущерб или  физические повреждения (вследствие  стихийных бедствий, катастроф, в  результате исполнения служебных  обязанностей и других).

 

На основании таких  критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся  в адресной помощи и оказывается  помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

- инвалидам 1-й и 2-й  групп;

- одиноким пенсионерам  и одиноким супружеским парам,  не способным к самообеспечению;

-престарелым гражданам  в возрасте 80 лет и старше;

- детям-сиротам, выпускникам  детских домов, школ-интернатов;

- семьям, воспитывающим детей  дошкольного возраста и детей-инвалидов;

- многодетным и неполным  семьям;

- семьям безработного;

- лицам, попавшим в  экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате  стихийных бедствий, и так далее);

- лицам, которые не  могут получить трудовой доход  в достаточном размере по объективным  причинам (уход за нетрудоспособным  членом семьи, инвалидность и  другие);

- лицам, которые не  имеют родственников, обязанных  по закону содержать граждан,  неспособных к самообслуживанию, и других.

Круг лиц, нуждающихся  в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов  власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Материальное положение  названных категорий нуждающихся  тоже необходимо проверять, используя  социальные гарантии.

Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

Принцип адаптивности системы  социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать  упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и  экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления  и другие. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность  к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Информация о работе Социальная защита населения в Российской Федерации