Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть существующую систему социальной защиты населения на территории города Красногорск и пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения.
Предмет исследования – система социальной защиты населения.
Задачи , решаемые в работе:
- рассмотреть теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России ;
- охарактеризовать систему социальной защиты населения города Красногорска;
- предложить пути совершенствования системы социальной защиты населения города Красногорска.

Содержание работы

Введение 2
Раздел 1. Теоретическая часть 4
Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения 4
1.2 Современная система социальной защиты 6
Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения 8
Раздел 2. Аналитическая часть 11
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования 11
2.2 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите 13
2.3 Характеристика управления социальной защиты населения муниципального образования 14
2.4 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения 19
2.5 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения 21
2.6 Анализ финансирования социальной защиты населения 24
2.7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп 26
Раздел 3. Проектная часть 33
3.1 Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов 33
Организация срочного социального обслуживания 38
3.3 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы 41
Раздел 4. Экономическая часть 46
Заключение 50
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения - курсовая.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

 

          Как видно из представленных данных ( табл.2.1) объем финансирования по статьям затрат сохраняется примерно на одном уровне и год от года увеличивается.

           В соответствии с целевыми программами получили помощь – 1749 чел (78,2%).  611 семей, поставлены на учет в ОСЗН, как имеющие доходы ниже прожиточного минимума , в этих семьях проживает 843 ребенка, 73 из них инвалиды.21

         Средства по программам направлены  на решение проблем семей и  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Многие малоимущие семьи являются одновременно и социально неблагополучными. По выявлению таких семей проводится мероприятие месячник «Семья» второй этап комплексной операции подросток. Детям из таких семей необходима социальная помощь и социальные услуги, реабилитационные услуги.

          На реализацию мероприятия - месячник  «Семья» израсходовано 30,0 тыс.  руб. из местного бюджета, из  областного фонда социальной  поддержки населения 50 семей получили продуктовые наборы на сумму 20,0 тыс. руб.  24  многодетные семьи пользуются 30% скидкой по оплате жилья и коммунальных услуг, это только малообеспеченные семьи 

          Ежегодно организуются   проведение  мероприятий День семьи, День  матери, Международный день защиты  детей уже стало традицией, что позволяет привлечь  внимание общественности к роли семьи в обществе.       

         Работа отдела социальной защиты  населения по организации летнего  отдыха и оздоровления детей  является составной частью целого  блока организации отдыха и оздоровления детей в городе, где каждый комитет, ведомство имеет свою цель, решает свои задачи, имеет свою сферу деятельности. Мероприятия отдела по организации летнего отдыха и занятости детей проводились на основании целевой программы «Лето –2007г.»  и были направлены на оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: дети-инвалиды, безнадзорные дети, дети оставшиеся без попечения родителей.

          Ежегодно организуются 25 лагерей с дневным и круглосуточным пребыванием,  где оздоравливаются до 3000 несовершеннолетних.     

          Организация оздоровительных лагерей способствует сокращению детской беспризорности, снижению количества противоправных действий; в каждом лагере разработаны программы, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, приобщение к труду и культурному досугу.      

        Отличительную особенность имеет  лагерь с трудовой направленностью,  где подростки имели возможность  заработать деньги и интересно  провести свободное время. Несовершеннолетние  работали на благоустройстве города. Была продолжена работа семейно воспитательных групп, в которых 9 несовершеннолетних в течение трех смен прошли курс реабилитации  в семейных условиях.

        На реализацию программы «Старшее  поколение» израсходовано 167,5 тыс. руб. , «Социальная поддержка инвалидов»  – 75,0 тыс. руб22.

        Проблемы активной жизнедеятельности ветеранов и пожилых людей сегодня очень актуальны. Всего на учете состоит пенсионеров 7682 чел. в т.ч. льготных категорий –5900 чел. 

В рамках программы «Старшее поколение», «Социальная поддержка инвалидов» проведен  цикл мероприятий. Это и обследования социально-бытовых условий жизни инвалидов войны, ветеранов, вдов с целью выявления малоимущих одиноких граждан.  Обследовано более 1500 чел. ( инв. ВОВ –69 чел., УВОВ – 243 чел. Оказана материальная помощь на мелкий ремонт жилья и приобретение дров малообеспеченным ветеранам. Проводились встречи, благотворительные обеды, организованы  поездки, выставки творчества инвалидов. 

Ежегодно в городе проводится декада инвалидов, их в Крангорском районе 1671 чел. На проведение мероприятий к декаде израсходовано 25,0 тыс. руб. по программе «Социальная поддержка инвалидов» и 19,0 тыс. руб.- «Дети инвалиды»23

        То, что мероприятия программ  реализуются полностью, позволяет укрепить и материально-техническую базу центра социального обслуживания населения, сформировать устойчивую систему поддержки социально уязвимых групп населения.

В 2006 г средства выделялись на следующие мероприятия и распределились следующим образом 24:

  • на оказание адресной помощи нуждающимся пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми  102,2 тыс. руб. (535 чел.);
  • на укрепление материально-технической базы социального обслуживания населения 32,0 тыс. руб.
  • на проведение мероприятий ко Дню Победы, День семьи, День матери, Международный день защиты детей, День пожилых людей, Дека инвалидов, Золотые свадьбы 31,2 тыс. руб.

На учете в отделе социальной защиты г.Красногорске состоит 632 семьи с доходами ниже прожиточного минимума, в которых проживает 883 ребенка.

           За 2006 г в отдел проблем семьи, женщин и детей обратилось порядка 1200 человек, в рамках программы «Семья» 960 из них были охвачены различными  видами социальной помощи: материальной - 129 чел. (22,0 тыс.руб.), натуральной - 239 чел. (43,5 тыс.руб.), помощи в виде предоставления льгот и услуг - 523 чел. и др.

Выводы:

Не смотря на оказываемую  материальную и другую помощь незащищенным категориям населения, потребность в помощи остается не просто востребованной, а необходимой. Большинство нуждается в адресной помощи и ждет её.

 Для более рационального  распределения бюджетных средств,  их учета и целевого направления  на конкретные цели рекомендуется  внедрить социальный паспорт гражданина, который  должен оформляться на каждого гражданина, которому требуется социальная  помощь и поддержка. На первых порах социальные паспорта могут вестись локально в службах социальной защиты муниципальных образований района, в дальнейшем система должна стать электронной, к ней необходимо подключить все учреждения, имеющие отношение к распределению и оказанию помощи.

 

Раздел 3. Проектная часть

 

3.1 Совершенствование  организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов

Основной целью совершенствования  организационной работы с льготными категориями является обеспечение адресной и дифференцированной поддержки социально-незащищенных  слоев населения; сохранение гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети соц. защиты на территории округа, укрепление ее материально-технической базы.

Для достижения этих целей  целесообразно на льготные категории  составить социальные паспорта, в которых содержатся сведения о составе семьи, наличии документов о праве на льготы, полученной помощи, а самое главное их нуждаемость в конкретных ее видах.

Социальный паспорт, поможет  повысить эффективность адресной помощи. Социальный паспорт будет базой данных, куда будут вноситься сведения о тех, кому должна быть предоставлена помощь.  
Информация о товарах и услугах (от холодильника до операции), в которых нуждается пенсионер, будет получаться с помощью соседей и знакомых   

Окончательное решение  о выдаче социальной помощи после  анализа достоверности информации будет принимать комиссия, в которую  войдут представители Пенсионного  фонда, депутаты районного собрания, общественные организации социальной защиты. Помощь будет предоставляться в День Победы, День инвалида, и День пожилого человека.

Ниже приведена примерная  форма социального паспорта гражданина, которая может быть предложена автором дипломного проекта в качестве основной

 

 

 

Таблица 3.1

Предлагаемая  форма социального паспорта  может  быть следующей:

Характеристики

Основные показатели жизни гражданина

Оказанная помощь

Фамилия

 Имя,

 отчество

Иванов Сергей Петрович

 

Год  и дата

рождения

образование

02.11.1933

 

высшее

 

Профессия

Учитель истории

 

Адрес места регистрации

Г. Красногорск

Ул. Веселова д.5 кв. 18

 

 

Адрес места проживания, телефон

 

Т.432-56

 

Место бывшей работы

Школа № 4

 

 

Состав семьи, проживающей  вместе с гражданином

Проживает один

 

 

Статус

( ветеран войны. Ветеран труда,  инвалид, многодетная мать и т.д.)

Ветеран труда, инвалид 2 группы

 

Документы, подтверждающие статус

Удостоверение ветерана

Удостоверение инвалида

 

 

Назначенные выплаты  и их размеры

( пенсия, пособие и т.д.)

 

Пенсия 2520 руб

 

Размер основного дохода с учетом всех выплат

2520 руб

 

Адрес и телефон ближайших  родственников

Сестра в Ижевске

 

Адрес и телефон , ФИО  тех. кто может оказать помощь в экстренных случаях (соседей. друзей)

Соседи :        

Сидоров Геннадий Иванович

Сидорова Екатерина Егоровна

Тел. 434-55          

 

Объект проживания

(квартира, общежитие, комната в  коммунальной квартире и т.п.)

Отдельная квартира

 

Описание жилищных условий

(этаж.  площадь. кол-во комнат, бытовые условия, наличие лифта, соседи и т.п.)

Двухкомнатная квартира на 3 этаже, без  лифта, бытовые условия хорошие

 

Кол-во м2 на 1 проживающего

   

Необходимость ремонта

   

Наличие основных бытовых  приборов

-холодильник

-телевизор

-пылесос

Имеются все необходимые приборы в рабочем состоянии

 

Наличие дачного участка  или огорода

Нет

 

Наличие имущества

Квартира находится в собственности

 

Серьезные заболевания

 

Полиартрит

 

Необходимость и периодичность посещения социальным работником

1 раз в неделю

 

Какая помощь требуется  постоянно

   

- покупки в магазине

- доставка в поликлинику

- доставка лекарств

- уборка квартиры

Требуется

Требуется

Требуется

Требуется

 

В какой помощи нуждается  гражданин постоянно

Посещение социального работника

Льготы на транспорт

Питание со

Скидкой или бесплатно

 

Особые отметки 

 

 

Состоит в дружбе с соседями. Которые ему оказывают разностороннюю помощь

 

Социальный паспорт  составлен:

1 февраля 2005 года

   

 

Социальный паспорт  – документ, содержащий совокупность сведений о человеке, определяющих его общественный, имущественный и правовой статус. Социальный паспорт будет представлять собой пластиковую карту, дающую доступ к информации о здоровье человека, социальных льготах, образовании, профессии и другой социально значимой персональной информации.

В социальном паспорте будет  зафиксирована информация о конкретном человеке, что позволит получать точную информацию о всех полагающихся ему льготах и пособиях, а также о факте их целевого использования.

Социальный паспорт  включает социально-значимые сведения о человеке, определяющие его общественный, имущественный и правовой статусы. Создание социального паспорта позволит эффективно решать задачи адресного взаимодействия с основными категориями социально незащищенных граждан.

В дальнейшем необходима разработка и реализация  мультиагентной системы адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти в социальной сфере, когда к электронной системе паспортов будут подключены базы данных департамента социальной защиты населения.. Кроме того, в этих учреждениях могут быть установлены интернет-киоски для организации свободного доступа населения к системе адресного взаимодействия. Использование такой системы обеспечит прозрачность управления и адресность предоставления услуг гражданам в социальной сфере, повышение открытости, доступности и достоверности информации по социальным льготам и выплатам, интеграцию в едином месте для граждан информации о законах в области социальной сферы, регионального и муниципального уровней, сокращение времени и упрощение механизма оформления документов, подтверждающих право на получение социальной льготы.

Социальный паспорт  избавит граждан от необходимости  многократного посещения различных организаций социальной сферы, будет способствовать эффективному обмену социальной информацией в регионе между госорганами, повысит доступность получения информации о проходящих мероприятиях, событиях, проектах в области культуры.

В дальнейшем после апробации  системы могут быть доработаны ее функциональные и сервисные возможности, расширена информационная база законодательных документов в области социальной сферы, к системе адресного взаимодействия может быть подключен департамент образования.

Главной целью работы по созданию социального паспорта является оказание адресной помощи жителям, когда в условиях ограниченных ресурсов необходимо обеспечить согласованную работу всех учреждений социальной сферы. Применение новых информационных технологий и, прежде всего, мультиагентных систем, позволит гарантировать возможность проверки и контроля средств  бюджета, социальных дотаций и со стороны государства, и со стороны человека.

Анализ социальных паспортов  позволит сформулировать социальную программу  по поддержке льготных категорий, которая  может быть основой работы управы по данному направлению.

    1. Организация срочного социального обслуживания

 

Срочное социальное обслуживание осуществляется в учреждениях социального обслуживания в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также пожилым гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:25

Задачами отделения срочной социальной помощи могут быть:

- Разовое обеспечение  остро нуждающихся граждан бесплатными  продуктовыми наборами.

- Обеспечение одеждой,  обувью и другими предметами  первой необходимости.

- Предоставление необходимой  информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи.

- Организация юридических, психологических и иных консультаций

- Обеспечение талонами  на льготно-бытовое обслуживание.

Получателями государственной  социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Отделение срочного социального  обслуживания могут осуществлять следующие специалисты: заведующий отделения, специалисты по социальной работе, социальные работники, а также психолог.( рис.2)

 

Рис.2 Структура Отделения  срочной социальной помощи

 

 

 

Отделение срочного социального  обслуживания должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, для оказания срочной доврачебной помощи.  

Деятельность отделения  срочного социального обслуживания должна быть направлена на :

  • максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса. 
  • выявление и  учет граждан, остро нуждающихся в натуральных видах помощи, с целью предоставления им этой помощи.
  • дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.
  • разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием, в т.ч. путем предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами.
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.
  • разовое оказание материальной помощи.
  • оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия».
  • предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи.
  • привлечение различных государственных, муниципаль<sp

Информация о работе Социальная защита населения