Социальная защита пенсионеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена также следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;
- во-вторых, социальный работник - это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;
- в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и использование наиболее эффективных способов по их устранению.

Содержание работы

Введение ......................................................................................................... 3
Глава 1. Социальная защита пожилых людей………………………………..6
1.1. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа ………6
1.2. Социальные проблемы пожилых людей…………………………………. 8
1.3. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей………........10
Глава 2. Формы социальной защиты пенсионеров…………………………..13
2.1. Основные формы социальной защиты…………………………………….13
2.2. Реабилитационные центры как форма социальной защиты
пенсионеров……………………………………………………………………..16
2.3. Центры социального обслуживания пенсионеров как форма
социальной защиты……………………………………………………………18
2.4. Деятельность социальных работников по социальной защите
пенсионеров………………………………………………………………….…24
Заключение……………………………………………………………………....26
Список используемых источников……………………

Файлы: 1 файл

курсовая пенсионеры.docx

— 60.34 Кб (Скачать файл)

К материально-финансовым проблемам  этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень  пенсий, который, зачастую, находится  ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала  проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции. Финансово-экономический кризис 17 августа 1998 г. существенно ухудшил материальное положение пенсионеров, доведя многих из них до полной нищеты. За последнее время государство нашло возможность дважды проиндексировать пенсии: в ноябре 1999 и феврале 2000 г. пенсии были увеличены в общей сложности на 40%. С мая 2000 г. правительство приняло решение об увеличении коэффициента соотношения средней пенсии к средней заработной плате, что также вызовет повышение её номинального уровня. Однако и этот уровень является недостаточным для достойной жизни пожилых людей.

Однако, несмотря на все сложности, можно говорить, что сегодня руководству  страны удаётся принимать меры, способствующие постепенному повышению доходов  пенсионеров. Новый президент России

В.В. Путин поставил перед  правительством задачу довести к  концу 2000 г. уровень средней пенсии до 1 тыс. р., а к середине 2001 года - до 1,5 тыс. р.

Другой социальной проблемой  пожилых людей, решение которой  во многом способствовало бы повышению  их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории  населения. Как уже говорилось выше, далеко не все из них к пенсионному  возрасту теряют трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, а значит иметь ещё один источник доходов. Однако, сегодня определенное количество пенсионеров работает лишь в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансирование их заработной платы производится не за счёт средств предприятий, а из бюджетов разного уровня. С другой стороны, невысокая заработная плата в бюджетной сфере способствует возникновению вакансий, которые занимают пенсионеры. Те же люди, которые работали в различных формах акционерных предприятий (заводы, фабрики, НИИ и т.д.) по достижении пенсионного возраста, практически сразу увольняются в связи с уходом на пенсию.

По данным Госкомстата  РФ из 166 тыс. пенсионеров, рискнувших обратиться в государственные службы занятости  в 1995 г. по вопросу трудоустройства, получили работу только 31 тыс. человек или менее 20 %.5 Пожилых людей, и даже людей предпенсионного возраста практически выталкивают на пенсию, освобождая место молодым. Это не только отечественная проблема. В США по инициативе Президента Р. Рейгана еще в 1988 г. был принят специальный закон, запрещающий какую-либо дискриминацию при приеме на работу людей в возрасте до 70 лет. В принципе не должно быть вообще никаких ограничений, в том числе и для тех, кому за 70 лет.

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных  возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как «...полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности  осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим  поведением, а также заниматься трудовой деятельностью».6 Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка - психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.

 

1.3. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

         В развитых странах социальная защита всех категорий населения осуществляется как через систему государственных учреждений, так и внегосударственными благотворительными организациями. В России частные формы поддержки и помощи людям пожилого возраста развиты пока очень слабо и основную роль в их социальной защите играет государство, которое осуществляет её различных видах через структуру общих и специализированных учреждений. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, различных видов натурального обеспечения, широко спектра услуг и льгот. Одной из основных задач этого направления социальной защиты пожилых людей на современном этапе является обеспечение достойной жизни данной категории населения через повышение уровня их доходов.

Бюджет ПФ складывается из суммарных отчислений работающих граждан (1 % от начисляемой заработной платы) и предприятий - работодателей (28 % от фонда заработной платы). Однако в  связи с тем, что финансовая ситуация на многих крупных предприятиях находится  в кризисном состоянии они  имеют большие долги по перечислению взносов в ПФ РФ. Ряд частных  коммерческих предприятий преднамеренно  скрывает реальный уровень заработной платы своих сотрудников для  того, чтобы уменьшить сумму отчислений. Постепенное оздоровление экономической  ситуации в стране приводит к улучшению  ситуации с бюджетом Пенсионного  Фонда, а введение с 1997 г. системы  идентифицированного учета отчислений физических лиц должно привести к  уменьшению количества скрываемых доходов.

Облегчению материального  положения пенсионеров способствуют различные льготы, вводимые для этой категории граждан на федеральном  и региональном уровнях. К ним  можно отнести бесплатный проезд в муниципальном автотранспорте, обеспечение лекарственными препаратами  бесплатно или с 50% скидкой, снижение стоимости проезда в электропоездах в летний период и т.д. Для ветеранов  труда введена 50% льгота по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, пользования  телефоном. Большое количество льгот  предоставляется участникам Великой  Отечественной войны согласно закону о ветеранах, принятого к 50-летию  Победы в 1995 г.

Важная роль в социальной защите пожилых людей принадлежит  учреждениям, обеспечивающим стационарные и нестационарные формы обслуживания. К стационарным формам можно отнести  дома-интернаты, сеть которых существует ещё с советских времен, а количество этих учреждений приближается в нашей  стране к тысяче. Они предназначены, в основном, для одиноких пожилых  людей, испытывающих в силу возраста или болезней затруднения в организации  быта. Кроме того, дома-интернаты  позволяют решать проблемы общения, досуга и медицинского обслуживания пенсионеров. Однако, построенные по типу общежитий, они далеко не всегда удовлетворяют в уровне комфорта и уюта, качестве питания и обслуживания. Более перспективной формой таких  учреждений становятся дома ветеранов, которые представляют собой обычные  жилые дома, все квартиры, в которых  занимают люди пожилого возраста. Первые этажи в этих домах отводятся  под социальную инфраструктуру: магазин, аптека, парикмахерская, прачечная, комнаты  для проведения досуга и занятий  спортом, медицинский пункт, в котором  круглосуточно дежурят врач и  медицинская сестра. Таким образом, при достаточно высоком уровне автономизации (отдельные квартиры, вместо комнат в домах-интернатах) пенсионерам  предоставляется большой спектр социальных услуг и возможностей для медико-социальной реабилитации.

Службы срочной социальной помощи обеспечивают остро нуждающихся  горячим (и чаще всего бесплатным) питанием, поддерживают их через выдачу продуктовых наборов, одежды, обуви, предметов первой необходимости. Формы  стационарной о нестационарной помощи людям пожилого возраста развиты  в большей или меньшей степени  в различных субъектах Российской федерации. Уровень их развития во многом зависит от заинтересованности и  активности местных органов самоуправления. Тем не менее, все они должны быть основаны на следующих принципах  социальной помощи:

- адресности, предусматривающем учет потребностей клиентов социальной работы в определенных формах и видах социальной защиты;

- гарантированности, то  есть обязательности оказания  социальной помощи людям пожилого  возраста;

- комплексности, предполагающий предоставление пенсионерам нескольких видов социальной помощи одновременно;

- дифференциации, то есть  учета при организации социальной  защиты региональной, половозрастной  и культурной специфики;

- динамики социальной  защиты, который предусматривает  пересмотр социальных нормативов  в связи с ростом стоимости  жизни.

Социальная помощь и поддержка  пожилых людей - одно из важнейших  направлений социальной политики государства. Но во многом эмоциональное состояние  представителей этой возрастной группы зависит и от отношения к ним  окружающих, близких людей и людей  незнакомых. Уважение к старости, к  заслугам и возрасту пожилого человека - это показатель культуры общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы  социальной защиты пенсионеров

 

2.1. Основные формы социальной защиты

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения  со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях находящихся  на длительном или постоянном иждивении  государства и общества живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.

Социальная политика государства  может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д.

Организации социального  обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном  порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов  на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Таким образом, наряду с предоставлением  традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей  включает в себя пенсии и различные  пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в  специальных учреждениях органов  социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение  осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата  из фондов определяется не трудовым вкладом  и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

В 2005 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц  пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.).

Наиболее развитая сеть социального  обслуживания в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая  от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер  до выхода на пенсию. Однако в любом  случае каждому пенсионеру гарантирована  выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются  пенсии по инвалидности и не зависят  от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств  пенсионного фонда, образуемого  из отчислений предприятий и организаций  в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности  предприятия получают возможность  создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Кроме пенсий из средств  государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные  пособия и выплаты различным  категориям нуждающегося населения. Пособия  и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной  социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых  людях не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых.

Информация о работе Социальная защита пенсионеров