Социальная защита — система мер, направленных
на соблюдение прав человека, на удовлетворение
его социальных потребностей.
Принципы социальном
защиты.
Практика социальной защиты
населения выработала ряд принципов ее
организации. Остановимся на следующих:
- принцип надежности системы
социальной зашиты населения. Он предусматривает разработку
системы правового обеспечения проводимых
мер по социальной защите, создание самой
системы социальной защиты и механизма
ее реализации, разработку комплекса целевых
региональных программ, дополняющих и
развивающих республиканские и
федеральные программы социальной защиты с учетом демографических,
социально-экономических и других особенностей региона
и наличия в его распоряжении финансовых
средств и используемых услуг
- принцип максимального использования
заработной платы как основного источника обеспечения
социальной зашиты занятого трудоспособного
населения. Государство должно формировать социальную инфраструктуру в том направлении, чтобы она способствовала развитию человеческого фактора и росту производительности его труда
- принцип непрерывного совершенствования
системы социальных гарантий, направленных
в первую очередь на укрепление стабильности,
а также непрерывное поэтапное повышение
таких ее характеристик, как минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендия, пособие,
других выплат и доведение их до уровня
бюджета прожиточного минимума, а в перспективе
— и до минимального потребительского
бюджета соответствующих слоев и демографических
групп населения.
- создание единой системы адресной
поддержки нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих
групп населения. Здесь не должны присутствовать
какие-либо национальные, религиозные
или этнические ограничения. Перед
социальной политикой все должны быть равны и равнозначны
- стимулирующий принцип социальной
политики, который с одной стороны, должен
быть направлен на активизацию деятельности
работающего, а с другой — на то, чтобы
средства социальной помощи и поддержки
расходовались на улучшение жизни населения Как и в сфере трудовой занятости,
в распределении социальных благ не должно быть уравниловки.
Более высокую пенсию должен получать тот, кто
лучше трудился, от чьих доходов большие
отчисления шли в фонды социального страхования;
больший размер стипендии должен получать
хорошо успевающий студент: лучший работник
должен иметь возможность получить путевку в более престижный
санаторий и т.д.
- принцип контроля и проверки
нуждаемости в социальной защите. Он предполагает разработку
и использование ряда критериев для выявления
размера средств к существованию домохозяйств
и отдельных членов семьи, соотношения
среднедушевого размера дохода с установленным
минимальным размером прожиточного минимума,
возможности или отсутствия таковой для
увеличения среднедушевого дохода, наличия
или отсутствия родственников, обязанных
по закону содержать нуждающихся граждан. Помощь оказывается в первую очередь остро нуждающимся, чей доход находится ниже или на границе черты бедности, а затем, по возможности, и другим категориям нуждающихся
- принцип самофинансирования
системы социального страхования, в соответствии
с которым пенсионные фонды по старости
и нетрудоспособности должны носить
накопительный характер за счет отчислений
от доходов фирм, домохозяйств и отдельно
взятых работников. Сейчас осуществляется
переход на трехуровневую пенсионную систему, когда
первый уровень образует социальная пенсия,
второй — трудовая (страховая), а третий
— дополнительная негосударственная
пенсия. Ее источником выступят отчисления от доходов
работников за период их занятия общественно
полезным и нужным трудом. Социальная
пенсия будет формироваться за счет средств
государства, и ее величина будет зависеть
от экономического состояния общества
на данном этапе развития. Дополнительная пенсия будет начинаться обществом тогда она будет выплачиваться из государственных средств, либо же работник сам будет производить дополнительные отчисления в пенсионный фонд, и тогда она будет иметь своим источником эти отчисления и проценты за их хранение в банке
- принцип регулирования и соотношения
сверхвысоких и низких доходов различных
групп населения, с тем чтобы сглаживать
экономическое неравенство в обществе
и предотвращать возможные социальные
взрывы и потрясения
- принцип селективности (избирательности)
предполагает поддержку государством малообеспеченных
граждан через и посредством разработки
и реализации гибких программ, имеющих
целевое на значение по оказанию помощи
детям нуждающихся родителей или сиротам
через систему дошкольных учреждений
(минимальная их оплата), школьные учреждения
(бесплатные учебники, бесплатные обеды),
инвалидам с детства и т.д.
Эти принципы будут носить действенный
характер и играть роль социально значимых
в условиях обеспечения общей стабильности
экономического, социального и политического
положения в обществе.
Объекты социальной
защиты
Федеральное и региональное
законодательство выделяет следующие
категории населения, защищаемые теми
или иными правовыми актами, поскольку
они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной
ситуации:
- граждане пожилого возраста
одинокие и одиноко проживающие;
- инвалиды Великой Отечественной
войны и семьи погибших военнослужащих;
- инвалиды, в том числе инвалиды
с детства, и дети-инвалиды;
- граждане, пострадавшие от последствий
аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных
выбросов в других местах;
- безработные;
- вынужденные беженцы и переселенцы;
- дети — сироты, дети, оставшиеся
без попечения родителей и семьи, в которых
они проживают;
- дети с девиантным поведением;
- малообеспеченные семьи;
- многодетные семьи;
- одинокие матери;
- граждане, инфицированные ВИЧ
или больные СПИДом;
- лица без определенного места
жительства.
Основные формы социальной
защиты:
- законодательно определенные
социальные гарантии и их удовлетворение
на основе базовых стандартов и программ;
- регулирование доходов и расходов
населения;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование;
- социальные услуги;
- целевые социальные
программы
Действующая система
социальной защиты в России базируется
на принципах:
1. принцип поощрительности,
- властными структурами с целью
общественно-политического резонанса
на те или иные социально значимые события,
получившие общественную оценку, либо
для поддержания важных государственных
деяний, принимаются решения, ориентированные
на социальную поддержку отдельных социальных
групп, слоев населения, а в некоторых
случаях – индивидов;
2. принцип заявительности,
- социальная помощь предоставляется нуждающемуся
гражданину по мере письменного обращения
заявителя или лица, представляющего его
интересы;
3. принцип патернализма,
обозначающего государственную
опеку («отеческую заботу») по отношению
к менее социально и экономически защищенным
слоям и группам населения.
Политически ангажированная
поощрительность, в совокупности с патернализмом,
привела к масштабной численности и большому
актуальному значению в социальной защите
населения России разнообразных льгот.
Эти льготы в действительности стали эквивалентом
материальных видов социальной поддержки
отдельных групп, слоев населения. В то
же время длительно большинство российских
граждан было не в полной мере осведомлено
о льготах, поскольку сведения о них в
основном публиковались в специальных
для служебного пользования нормативно-правовых
и методических документах. В условиях
гласности и рыночных отношений информация
о правах на те или иные льготы стала доступной
различным категориям населения, которые
активно заявили на них свои претензии.
В настоящее время свыше 70% россиян имеют
разнообразные льготы по разным основаниям.
Такое положение привело к непомерной
нагрузке на федеральный и местные бюджеты,
льготы стали обременительными для государства.
В России вопрос модернизации политики
льгот приобрел острую актуальность и
стал центральным в реформировании системы
социальной защиты населения. В настоящее
время очевидна попытка валюнтористского
ухода от государственных обязательств
по выполнению этой категории социальных
гарантий. Однако реализация такого подхода
вызовет социальную напряженность, но
не приведет к ожидаемых экономическим
и позитивным социальным результатам.
В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее
время, всегда были альтернативой денежных
выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии,
социальным пособиям. В этой связи лишение
льгот приведет к существенному ухудшению
материального положения многих пенсионеров,
инвалидов, семей с детьми и других социально
неблагополучных, уязвимых слоев населения.