Социальная связь есть не что иное, как
зависимость, которая реализуется через
социальное действие и выступает в форме
социального взаимодействия. Рассмотрим
более подробно такие элементы социальной
жизни как социальное действие и взаимодействие.
Яркий пример взаимодействия - производственный
процесс. Здесь имеет место глубокая и
тесная координация системы действий
партнеров по вопросам, ради которых между
ними установилась связь, например производство
и распределение товара. Примером социального
взаимодействия может быть общение с коллегами
по работе, друзьями. В процессе взаимодействия
осуществляется обмен действиями, услугами,
личностными качествами и т.д.
Итак, по всем предметам, значимым
для удовлетворения своих потребностей,
человек входит в глубокое, сопряжимое
взаимодействие с другими людьми, с обществом
в целом. Социальные связи представляют,
таким образом, множество взаимодействий,
состоящих из действий и ответных реакций.
В результате повторения того или иного
типа взаимодействия возникают разные
типы отношений между людьми.
Отношения, которые связывают
социального субъекта (индивида, социальную
группу) с объективной действительностью,
и которые направлены на ее преобразование,
называются человеческой деятельностью.
Целенаправленная человеческая деятельность
состоит из отдельных действий и взаимодействий.
В целом человеческая деятельность отличается
творчески преобразующим характером,
активностью и предметностью.
Она может
быть материальной и духовной, практической
и теоретической, преобразовательной
и познавательной и т.п. В основе человеческой
деятельности лежит социальное действие.
Культура и ее влияние
на общественное развитие.
В настоящее время существует
около 300 вариантов определения культуры.
Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует
о том, что культура в жизни человечества
занимает особое место. Она является показателем
материальной и духовной зрелости общества.
В ней воплощены способности общества
в каждый, конкретный исторический период
обеспечивать функционирование общественной
жизни.
Эти способности характеризуются
уровнем достигнутых знаний, качеством
и разнообразием созданных орудий труда
и средств жизни, умением практически
их применять и использовать в созидательных
целях, степенью овладения стихийными
силами природы, совершенствования социальной
жизни в интересах общества. Культура,
очевидно, выступает как качественная
сторона любой деятельности, как способ
мышления и поведения. При этом она представляет
собой определенные ценности, как материальные,
так и духовные. В реальной жизни они слиты,
но есть и различия. Материальная культура,
как правило, предметна, осязаема. Духовные
ценности могут выступать не только в
предметно-вещественной оболочке, но и
в акте творческой деятельности.
Компоненты материальной
культуры имеют четкое стоимостное выражение.
Этого нельзя сказать о духовной культуре:
многие ее предметы бесценны, уникальны.
Одни исследователи отождествляют культуру
со всей социальной сферой, другие - с духовной
жизнью, третьи представляют ее как совокупность
материальных и духовных ценностей и т.п.
Однако, представляется, что
содержание указанной категории не может
быть ограничено какой-либо одной сферой
жизни (материальной или духовной), одной
ценностной характеристикой (эстетической,
нравственной или политической), одной
формой деятельности (познавательной,
просветительной, организационной и т.
п.).
Каждый этап общества отличается
определенной культурно-исторической
спецификой. Этих отличий множество: количество
накопленных предметов культуры и способов
их изготовления, усвоение и понимание
опыта предыдущих поколений, связь между
различными видами культурной деятельности,
предметами культуры и культурой человека,
дух культуры, влияющий на систему принципов,
норм и правил социальной жизни.
Культура выполняет многообразные
и ответственные социальные функции. Прежде
всего, она структурирует общественную
жизнь, то есть делает то же, что генетически
запрограммированное поведение в жизни
животных. Усвоенное поведение, общее
для целой группы людей и передающееся
из поколения в поколение, есть культура.
Сам этот процесс называется социализацией.
В его ходе ценности, убеждения, нормы,
идеалы превращаются в часть личности
и формируют ее поведение.
Тесно связана с социализацией
духовно-нравственная функция культуры.
Она выявляет, систематизирует, адресует,
воспроизводит, сохраняет, развивает и
передает вечные ценности в обществе -
добро, красоту, истину. Ценности существуют
как целостная система. Совокупность ценностей,
общепринятых в той или иной социальной
группе, стране, выражающих особое видение
ими социальной реальности, называется
менталитетом. Различают политические,
экономические, эстетические и другие
ценности. Доминирующим видом ценностей
являются нравственные ценности, которые
представляют собой предпочтительные
варианты взаимоотношений между людьми,
их связей друг с другом и обществом.
Культура обладает также
коммуникативной функцией, что позволяет
закрепить связь личности и общества,
увидеть связь времен, установить связь
прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние
(взаимообмен), провести отбор самого необходимого
и целесообразного для тиражирования.
Можно назвать
также такие аспекты назначения
культуры, как быть инструментом развития
социальной активности, гражданственности.
Активное развитие средств
массовой информации в ХХ в. привело к
появлению новых культурных форм. Среди
них особенно распространилась так называемая
массовая культура. Она возникла вместе
с возникновением общества массового
производства и массового потребления.
В последнее время, появилась
еще одна новая форма культуры - экранная
(виртуальная), связанная с компьютерной
революцией, основанная на синтезе компьютера
с видеотехникой.
Социологи отмечают,
что культура весьма динамична. Так, во
второй половине ХХ в. в культуре произошли
существенные изменения: получили колоссальное
развитие средства массовой информации,
возник индустриально-коммерческий тип
производства стандартизированных духовных
благ, увеличилось время досуга и затрат
на досуг, культура стала отраслью рыночной
экономики.
Заключение.
Человек существует
за счет обмена веществ с окружающей средой.
Он дышит, потребляет различные природные
продукты, существует как биологическое
тело в пределах определенных физико-химических,
органических и других условий окружающей
среды. Как природное, биологическое существо,
человек рождается, растет, взрослеет,
стареет и умирает. Все это характеризует
человека как биологическое существо,
определяет его биологическую природу.
Но вместе с этим он отличается от любого
животного и прежде всего следующими чертами:
производит свою собственную окружающую
среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет
окружающий мир не только по мерке своей
утилитарной потребности, но и по законам
познания этого мира, равно как и по законам
нравственности и красоты, может действовать
не только по потребности, но и сообразно
свободе своей воли и фантазии, действие
животного же ориентируется исключительно
на удовлетворение физической потребности
(голод, инстинкт продолжения рода, групповые,
видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность
делает предметом, осмысленно к ней относится,
целенаправленно изменяет, планирует.
Все его природные
задатки и чувства, включая слух,
зрение, обоняние становятся общественно-культурно
ориентированными. Он оценивает мир по
законам красоты, развитой в данной общественной
системе, действует по законам нравственности,
которые сложились в данном обществе.
В нем развиваются новые, не только природные,
но и социальные духовно-практические
чувства. Это, прежде всего чувства социальности,
коллективности, нравственности, гражданственности,
духовности.
Все вместе эти
качества, как прирожденные, так
и приобретенные, характеризуют биологическую и
социальную природу человека.
Культура
дает человеку чувство принадлежности
к сообществу, воспитывает контроль
над своим поведением, определяет
стиль практической жизни. Вместе с
тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий,
интеграции индивидов в общество.
Список
используемой литературы:
- А.И. Кравченко. Социология учебник. Москва, «Академичесий Проект»
2002. 4-е издание.
- Соколова В.А. Основы социологии. Ростов н /Д: Феникс, 2000.
- Д.Ж. Маркович. Общая социология. Москва, «Владос», 1998.
- С.С Фролов. Социология. Москва, «Гардарики»,
1999.
- Прокопова М.В. Основы социологии: Учебное пособие — Москва, Издательство РДЛ,
2001.
- Ерасов Б. С. «Социальная культурология». Москва,
1996.
- Комаров М. С. Введение в социологию. Москва, 2000.