Социальное консультирование пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:29, доклад

Описание работы

В соответствии с Законом РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) в стране стали создаваться специальные социально-консультативные службы. Такие отделения функционируют при многих муниципальных центрах социального обслуживания. Работники этих отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работают с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организует их досуг. Они также оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства.[3].

Файлы: 1 файл

доклад по Технологии с.р..docx

— 28.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Социальное консультирование пожилых людей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения [1,с.241].

 

Социальное консультирование пожилых людей

По мере становления в  нашей стране системы социальной работы как профессиональной деятельности консультирование находит все большее  применение в различных ее сферах. Среди категорий граждан страны, которые нуждаются в консультационной помощи, особое место занимают люди пожилого возраста и инвалиды [2, с.126].

В соответствии с Законом  РФ "О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) в стране стали создаваться специальные социально-консультативные службы. Такие отделения функционируют при многих муниципальных центрах социального обслуживания. Работники этих отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работают с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организует их досуг. Они также оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства.[3].

Предметом возрастного  консультирования в старости являются особенности  проживания субъектом нормативных  возрастных кризисов. В пожилом возрасте более или менее общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию. Именно здесь  создается ситуация, характерная  для любого кризиса, - противоречие между обстоятельствами жизни (изменение  социального статуса) и потребностями  человека (потребность продолжать социально  значимую деятельность, потребность  в сохранении своего положения в  семье и обществе). Содержание этого  главного кризиса позднего возраста заключается в изменении внутренней позиции по отношению к жизни, принятии нового этапа своего жизненного пути, переоценке ценностей.

По мнению Глуханюка Н.С, Гершковича Т. Б., в процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек  должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах  прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы  старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению  образа жизни и внутренней позиции  по отношению к жизни[4].

Рассмотрим технологию работы консультанта над первой проблемой  старшего возраста - проблемой принятия «статуса пенсионера». По мнению М. Ермолаевой, субъективное отношение к выходу на пенсию - событию, кардинально меняющему  образ жизни, - может служить примером отсутствия общего и единоличного способа  реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как  трагическая изоляция от общества, а другими - как возможность заняться, наконец, тем, к чему всегда лежала душа. Автором отмечается, что удачные  варианты жизненного устройства по выходе на пенсию не только определяются положительными внешними условиями, но и - в большей  степени - зависят от личных установок  пожилого человека, его «умения строить  свою жизнь»[5].

В связи с этим основная задача консультанта в работе с человеком  предпенсионного возраста или только вышедшим на пенсию заключается в  ориентации его на занятость определенным делом, которое, с одной стороны, увлекало бы его, а с другой стороны, было социально значимо. Чем раньше человек задумался над тем, чем  он будет заниматься в старости, тем легче осуществится его личностное самоопределение в пенсионном возрасте. Психолог должен показать, что любая  форма деятельности пенсионера может  стать значимой для него. Например, воспитание внуков и работа на садовом  участке чрезвычайно полезны  для психологического благополучия пожилого человека тем, что создают  временную перспективу: ему захочется  заглянуть в будущее, узнать, как  взрослеет и развивается ребенок, как растет посаженный им сад.

Конкретная задача консультанта - помочь пожилому человеку обозреть и  оценить свои интересы и жизненные  ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить  его жизненный и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи  пожилого человека с психологом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой  человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически квалифицированного обсуждения и оценки, и общение  с психологом может исполнять  роль «обратной связи» для самоутверждения  человека, обретения уверенности  в правильности выбранного им пути.

Не менее важная задача возрастного консультирования - это  помощь в совладании человека со старостью  как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и всей прошедшей  жизни в целом, в поиске новых  жизненных ориентиров. Психолог в  ходе консультирования пожилого человека должен побуждать процесс его  размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни. Направленность на поиски смысла жизни является для  пожилого человека шансом обеспечить себе нормальное, достойное существование  в старости.

Важно подчеркнуть, что осознание  нового жизненного статуса в преддверии или в самом старческом возрасте, понимание смысла своей новой  жизни как важного условия, обеспечивающего  сохранность временной перспективы, когда будущее признается моментом настоящего, а настоящее - моментом прошлого и когда в связи с  этим настоящее и будущее перестают  казаться смутными и пугающими, определяют целенаправленность и свободу выбора стратегии адаптации к старости. Открытие смысла в новом своем  состоянии во многом обусловливает  структуру эмоциональных переживаний  пожилых людей, характеризующихся  сохранением социальных связей в  этом возрасте, поскольку смысл жизни  именно переживается как «причастность  жизни» и эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни [6 с. 13 - 22].

Консультанту, работающему  с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости  и потребность в проецировании  на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся  к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают, амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:

- демонстрировать безусловное  уважение к пожилым клиентам;

- апеллировать к их  жизненному опыту;

- следить за созданием  и поддержанием необходимого  психологического климата, способствующего  обоюдному доверию и обсуждению  значимых проблем;

- подчеркивать искренний  интерес к пожилым людям и  подлинное желание помочь им;

- предоставлять максимальную  возможность высказаться;

- говорить просто и  понятно, в частности не увлекаться  психологической терминологией;

- ограничивать контакт  25-30 минутами, так как пожилому  человеку трудно выдержать 50-минутную  беседу;

- использовать в процессе  работы приемы одобрения и  успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто  говорит длинно и запутанно,  перескакивает с одной темы  на другую.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного  процесса. Одной из основных форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью  вопросов и специальных заданий  раскрывающих его потенциальные  возможности. Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопонимания с клиентом. Представляясь  клиенту, консультант разъясняет свои профессиональные возможности.

Затем начинается процесс  сбора информации о клиенте и  решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема, в ходе интервью консультант может выдвинуть  несколько гипотез о проблеме клиента и обсудить их, задавая  вопросы. Потом консультант излагает одну проверенную фактами гипотезу и уясняет возможности клиента  в решении этой проблемы.

На следующем этапе  интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что  изменится в его жизни, когда  желаемое будет достигнуто. На этом этапе важно, чтобы у клиента  возникли переживания, связанные с  осознанием собственных возможностей в ситуации интервью. Консультант  дает рекомендации, которые способствуют тому, чтобы переживаемые клиентом в ходе беседы изменения, привели  и к изменениям в его поведении. Затем с клиентом обсуждаются  различные варианты решения его  проблемы, создаются условия для  выбора им альтернатив. [7, с.68].

На завершающем этапе  интервью консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности  клиента. И наконец, консультант  предпринимает усилие по изменению  мыслей, действий, чувств клиента вне  ситуации интервью, в его повседневной жизни. Для этого очень важно, чтобы интервью заканчивалось своеобразным домашним заданием по закреплению установок  на изменение поведения клиента. Причем консультант особо выделяет необходимость клиента отчитаться о выполнении задания, определяя  для этого сроки. В ряде случаев  на данном этапе интервью консультант  может порекомендовать клиенту  обратиться к специалисту из смежной  области или прочитан определенную книгу, которая может быть ему  полезна.

Следует также отметить, что на завершающей стадии интервью некоторые консультанты подключают и метод мини тренинга. Его применение позволяет сформировать у клиентов необходимые им навыки поведения  путем кратковременных тренировок. Например, консультант может предложить клиенту "проиграть" ситуацию схожую с его проблемой и затем  обсудить его ошибки и ограничения  в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению  его мыс лей и действий в  реальной жизни.

 И, наконец, самое  главное в консультировании пожилого - создание корпоративной формы  психологической работы, отведение  пожилому клиенту равноценной  роли в консультативном процессе  наряду с консультантом, подчеркивание  веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность  самому определять свой жизненный  путь и нести ответственность  за принятые решения.[8]

Таким образом, консультирование располагает большими возможностями  позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке  и испытывающих трудности в социальном общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. А.А.Бадхен, А.М.Родина. Мастерство психологического    консультирования. - СПБ, 2006.- 184 с.
  2. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Социально-     технологический институт, 2007.-320с.
  3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Консультант плюс.
  4. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.- 112 с.
  5. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2007.-132 с.
  6. Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. № 4  2008. - № 4 – с. 13 – 22
  7. Курбатов В.И. Социальная работа, Ростов н/Д, 2006.-576с.
  8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2008.-240 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальное консультирование пожилых людей