Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:29, доклад
В соответствии с Законом РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) в стране стали создаваться специальные социально-консультативные службы. Такие отделения функционируют при многих муниципальных центрах социального обслуживания. Работники этих отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работают с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организует их досуг. Они также оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства.[3].
Доклад
«Социальное консультирование пожилых людей»
Социальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения [1,с.241].
Социальное консультирование пожилых людей
По мере становления в
нашей стране системы социальной
работы как профессиональной деятельности
консультирование находит все большее
применение в различных ее сферах.
Среди категорий граждан
В соответствии с Законом РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) в стране стали создаваться специальные социально-консультативные службы. Такие отделения функционируют при многих муниципальных центрах социального обслуживания. Работники этих отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работают с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организует их досуг. Они также оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства.[3].
Предметом возрастного консультирования
в старости являются особенности
проживания субъектом нормативных
возрастных кризисов. В пожилом возрасте
более или менее общепризнанным
нормативным возрастным кризисом является
период выхода на пенсию. Именно здесь
создается ситуация, характерная
для любого кризиса, - противоречие
между обстоятельствами жизни (изменение
социального статуса) и потребностями
человека (потребность продолжать социально
значимую деятельность, потребность
в сохранении своего положения в
семье и обществе). Содержание этого
главного кризиса позднего возраста
заключается в изменении
По мнению Глуханюка Н.С,
Гершковича Т. Б., в процессе возрастно-психологического
консультирования пожилой человек
должен обрести знания о содержании,
задачах и индивидуальных вариантах
прохождения этого нормативного
возрастного кризиса (другие кризисы
старости можно считать индивидуальными)
и оказаться готовым к
Рассмотрим технологию работы консультанта над первой проблемой старшего возраста - проблемой принятия «статуса пенсионера». По мнению М. Ермолаевой, субъективное отношение к выходу на пенсию - событию, кардинально меняющему образ жизни, - может служить примером отсутствия общего и единоличного способа реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, а другими - как возможность заняться, наконец, тем, к чему всегда лежала душа. Автором отмечается, что удачные варианты жизненного устройства по выходе на пенсию не только определяются положительными внешними условиями, но и - в большей степени - зависят от личных установок пожилого человека, его «умения строить свою жизнь»[5].
В связи с этим основная
задача консультанта в работе с человеком
предпенсионного возраста или только
вышедшим на пенсию заключается в
ориентации его на занятость определенным
делом, которое, с одной стороны,
увлекало бы его, а с другой стороны,
было социально значимо. Чем раньше
человек задумался над тем, чем
он будет заниматься в старости,
тем легче осуществится его личностное
самоопределение в пенсионном возрасте.
Психолог должен показать, что любая
форма деятельности пенсионера может
стать значимой для него. Например,
воспитание внуков и работа на садовом
участке чрезвычайно полезны
для психологического благополучия
пожилого человека тем, что создают
временную перспективу: ему захочется
заглянуть в будущее, узнать, как
взрослеет и развивается
Конкретная задача консультанта - помочь пожилому человеку обозреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его жизненный и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи пожилого человека с психологом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически квалифицированного обсуждения и оценки, и общение с психологом может исполнять роль «обратной связи» для самоутверждения человека, обретения уверенности в правильности выбранного им пути.
Не менее важная задача возрастного консультирования - это помощь в совладании человека со старостью как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и всей прошедшей жизни в целом, в поиске новых жизненных ориентиров. Психолог в ходе консультирования пожилого человека должен побуждать процесс его размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни. Направленность на поиски смысла жизни является для пожилого человека шансом обеспечить себе нормальное, достойное существование в старости.
Важно подчеркнуть, что осознание
нового жизненного статуса в преддверии
или в самом старческом возрасте,
понимание смысла своей новой
жизни как важного условия, обеспечивающего
сохранность временной
Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают, амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:
- демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;
- апеллировать к их жизненному опыту;
- следить за созданием
и поддержанием необходимого
психологического климата,
- подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;
- предоставлять максимальную возможность высказаться;
- говорить просто и
понятно, в частности не
- ограничивать контакт
25-30 минутами, так как пожилому
человеку трудно выдержать 50-
- использовать в процессе
работы приемы одобрения и
успокаивания, отражения содержания,
поскольку пожилой человек
Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий раскрывающих его потенциальные возможности. Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопонимания с клиентом. Представляясь клиенту, консультант разъясняет свои профессиональные возможности.
Затем начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема, в ходе интервью консультант может выдвинуть несколько гипотез о проблеме клиента и обсудить их, задавая вопросы. Потом консультант излагает одну проверенную фактами гипотезу и уясняет возможности клиента в решении этой проблемы.
На следующем этапе интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда желаемое будет достигнуто. На этом этапе важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознанием собственных возможностей в ситуации интервью. Консультант дает рекомендации, которые способствуют тому, чтобы переживаемые клиентом в ходе беседы изменения, привели и к изменениям в его поведении. Затем с клиентом обсуждаются различные варианты решения его проблемы, создаются условия для выбора им альтернатив. [7, с.68].
На завершающем этапе
интервью консультант обобщает результаты
взаимодействия с клиентом по поводу
его проблемы. При этом необходимо
учитывать индивидуальные особенности
клиента. И наконец, консультант
предпринимает усилие по изменению
мыслей, действий, чувств клиента вне
ситуации интервью, в его повседневной
жизни. Для этого очень важно,
чтобы интервью заканчивалось своеобразным
домашним заданием по закреплению установок
на изменение поведения клиента.
Причем консультант особо выделяет
необходимость клиента
Следует также отметить,
что на завершающей стадии интервью
некоторые консультанты подключают
и метод мини тренинга. Его применение
позволяет сформировать у клиентов
необходимые им навыки поведения
путем кратковременных
И, наконец, самое
главное в консультировании
Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении.
Список литературы:
Информация о работе Социальное консультирование пожилых людей