Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:53, контрольная работа
Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был "первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов", - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.
Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность социального неравенства и его причины……………….4
2. Система социальной стратификации. Основные………………….. 6
классовые строи в индустриальном обществе.
3. Динамика социальной стратификации в России…………………..13
Заключение……………………………………………………………..17
Библиографический список…………………………………………...18
Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.
Эта "естественная" стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина - кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал - социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.
Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию - во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально - эротической пропагандой. Вторая стратификационная система - рабовладельческая - так же основана на прямом насилии. Но неравенство людей здесь детерминируется не физическим, а военно - физическим принуждением.
Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразно. Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но , например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств ( арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр. ). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая идеология.
Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - "тягло" в виде податей или трудовых повинностей.
Примеры развитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия. Сословие, это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, этническо - религиозное или экономическое деление. важно также и то. что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.
Некоторое сходство с сословной системой
наблюдается в представляющей пятый тип
эктаратической системе ( от французского
и греческого - "государственная власть"
). В ней дифференциация между группами
происходит, в первую очередь, по их положению
во властно государственных иерархиях
( политических, военных, хозяйственных
), по возможностям мобилизации и распределения
ресурсов, а так же как и ощущаемый ими
престиж, связаны здесь с формальными
рангами, которые эти группы занимают
в соответствующих властных иерархиях.
Все прочие различия - демографические
и религиозно - этнические, экономические
и культурные играют производную роль.
Масштабы и характер дифференциации (
объемы властных полномочий ) в эктаратической
системе находятся под контролем государственной
бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться
формально - юридически - посредством чиновничьих
табелей о рангах, военных уставов, присвоения
категорий государственным учреждениям,
а могут оставаться и вне сферы государственного
законодательства ( наглядным примером
может служить система советской партноменклатупы,
принципы которой не прописаны ни в каких
законах ). Формальная свобода членов общества
( за исключением зависимости от государства
), отсутствие автоматического наследования
властных позиций также отличают этакратическую
систему от системы сословий.
Этакратическая система
обнаруживается с тем большей
силой, чем более авторитарный характер
принимает государственное
Поэтому мы хотели бы обратить внимание как на историческое значение, так и на аналитическую роль этого типа социальной дифференциации.
Далее следует шестая, социально - профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и подержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой - то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.
Социально - профессиональное
деление является одной из базовых
стратификационных систем, разнообразные
примеры которой можно найти
во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда
. Это строй ремесленных цехов средневекового
города и разрядная сетка в современной
государственной промышленности, система
аттестатов и дипломов о получении образования,
система научных степеней и званий, открывающих
дорогу к более престижным рабочим местам.
Седьмой тип представлен популярной классовой
системой. Классовый подход нередко противопоставляют
стратификационному. Но для нас классовое
членение есть лишь частный случай социальной
стратификации. Из множества трактовок
понятия "класса" мы остановимся
в данном случае на более традиционной
- социально - экономической. В данной трактовке
классы представляют социальные группы
свободных в политическом и правовом отношении
граждан. Различия между группами, прежде
всего в характере и размерах собственности
на средства производства и производимый
продукт, а также в уровне получаемых доходов
и личного материального благосостояния.
В отличие от многих предыдущих типов,
принадлежность к классам - буржуа, пролетариев,
самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется
высшими властями, не устанавливается
законодательно и не передается по наследству.
В чистом виде классовая система вообще
не содержит никаких внутренних формальных
перегородок (экономическое преуспевание
автоматически переводит вас в более высокую
группу).
Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое. Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральных духом Соединенных Штатах Америки.
Восьмой тип - культурно
- символической. Дифференциация возникает здесь из различий
доступа к социально значимой информации,
неравных и возможностей фильтровать
и интерпретировать эту информацию, способностей
быть носителем сакрального знания (мистического
или научного). В древности эта роль отводилась
жрецам, магам и шаманам, в средневековье
- служителям церкви, составляющим основную
массу грамотного населения, толкователям
священных текстов, в новое время - ученым,
технократам и партийным идеологам, Претензии
на общение с божественными силами, на
обладание научной истиной на выражение
государственного интереса существовали
всегда и везде. И более высокая положение
в данном отношении занимают те, кто имеет
лучшие возможности манипулирования сознанием
и действиями прочих членов общества,
кто лучше других может доказать свои
права на истинное понимание владеет лучшим
символическим капиталом.
Несколько упрощая картину, можно сказать,
что для доиндустриальных обществ более
характерно теократическое манипулирование;
для индустриальных - партократическое;
а для пост - индустриальных - технократическое.
Девятый тип стратификационной
системы следует назвать
Элита не является категорией только политики. В современном обществе существует множество элит- политические, военные, экономические, профессиональные. Где-то эти элиты переплетаются, где-то соперничают друг с другом. Можно сказать, что существует столько элит, сколько есть областей социальной жизни. Но какую бы сферу мы ни взяли, элита суть меньшинство, противостоящее остальной части общества. его средним и нижним слоям как некоей "массе". При этом положение элиты как высшего сословия или касты может закрепляться формальным законом или религиозным уложением, а может достигаться совершенно неформальным образом.
Элитаристские теории возникли
и формировались в значительной
мере, как реакция на радикальные и социалистические
учения и были направлены против разных
течений социализма: марксистского, анархо
- синдикалистского. Потому марксисты,
на самом деле, очень скептически относились
к этой теориям, не желали их признавать
и применять их на материале западных
обществ. Ибо это означало бы, во - первых,
признание того, что нижние слои являются
слабой или вовсе не организованной массой,
которой необходимо управлять, массой,
не способной к самоорганизации и революционному
действию, а во - вторых, признание в какой-то
мере неизбежности и "естественности"
такого резкого неравенства. В результате
пришлось бы пересматривать коренным
образом взгляды на роль и характер классовой
борьбы.
3.ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В РОССИИ
9О-е годы ХХ века,
по всей видимости, войдут в
историю России как эпоха трех
революций, или, возможно, трех
стадий одной революции,
Подобная расстановка приоритетов вполне естественна: политика и экономика - это злободневные темы, а злобой дня сегодня является задача "накормить народ". Нет ничего очевиднее с точки зрения здравого смысла. Согласно уверениям некоторых политиков, правительство может достаточно быстро осуществить свои декларации: стабилизировать рынок, укрепить финансовую систему и сбалансировать госбюджет. Исполнится сон реформаторов: народ будет "накормлен" (то есть удовлетворит критический минимум своих потребностей), так и не восстав.
Очевидно, однако, что за эту идиллию, по всей вероятности, стране придется расплачиваться долго и мучительно. Удары топора, которым строят светлое рыночное завтра, неминуемо чем-то отзовутся в нашей судьбе: будущее имеет обыкновение жестоко мстить за легковесность, с которой решаются проблемы настоящего.
Самым ужасным результатом реформ будет сокрушительный удар по социальной структуре, унаследованной от советской эпохи. Эта структура оказалась настолько стабильной и ударопрочной, что выдержала падение «реального социализма» Падение властвующей элиты не привело к сколь-либо серьезным социальным конфликтам или катастрофам (о чем предупреждали некоторые социологи) не в последнюю очередь и потому, что наиболее резкое расслоение осуществлялось в советском обществе именно по признаку обладания властью. Падение партократической элиты было сравнительно мягким, поскольку другие признаки, расслаивающие общество индустриального типа (доход, обладание собственностью, образование, профессия, социальный престиж и т.д.) в советском обществе не были значимыми в той степени, которая с неиэбежностью обуславливает жестко конфликтные отношения социальных страт.
Прочное сцепление разнородных слоев в советских условиях имело место не только благодаря короткой социальной дистанции между ними, но и в силу такого явления как определенная взаимоуравновешенность статусов: низкая зарплата и абсолютное безвластие интеллигента обесценивали его высокий образовательный ранг и относительную свободу в глазах рабочего, имевшего, по крайней мере, более солидный доход, - что не позволяло подспудной недоброжелательности перерасти в открытую ненависть. Напротив, представитель умственного труда компенсировал свое унижение сознанием престижности высшего образования и интеллектуальной профессии, карьерными перспективами и большей свободой распоряжения своим рабочим временем.
Иными словами: материальное положение не было доминирующим фактором расслоения, противовесом ему служили не менее значимые - внеэкономические - параметры.
Информация о работе Социальное неравенство и его анализ в социологии