Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:11, курсовая работа
Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей занятостью, решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ОВ обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.
Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.
Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.
Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 - 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).
Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) - стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста.
Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.
Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями.
Остаются нерешенными многие социально-медицинские,
психолого-педагогические проблемы, в
том числе неудовлетворительное
оснащение медицинских
1.3 Социальная защита детей-
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Виды социальной защиты:
обеспечение пенсиями и пособиями;
социальная помощь семьям, имеющим
детей; обеспечение жильем за счет государственных
фондов; бесплатное медицинское обслуживание
(в том числе
Социальная защита инвалидов обеспечивается путем предоставления социальной помощи, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, образования и иных мер, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная защита и
медико-педагогическая коррекционная
поддержка детей-инвалидов
Для создания инвалидам равных возможностей в различных сферах жизнедеятельности основное место во всех вышеперечисленных документах занимают вопросы реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, улучшения материального обеспечения их семей.
Коррекционные организации образования обеспечиваются специальным оборудованием, вспомогательными техническими и компенсаторными средствами обучения: сурдотехникой (беспроводные и проводные учебные классы, аудиомеры), тифлотехникой (читающие машины, тифлокомплексы), сенсорными и мягкими комнатами для релаксации, логопедическими и лечебными тренажерами.
В центре постоянного внимания находятся вопросы, связанные с обеспечением детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими вспомогательными средствами реабилитации и оказанием социальных услуг. Так, в течение трех последних лет свыше 7 тыс. ребят оказана протезно-ортопедическая помощь. Почти 3 тыс. детей с нарушениями зрения и слуха обеспечены слуховыми аппаратами, многофункциональными сигнальными системами, мобильными телефонами с текстовым сообщением и приемом передач, диктофонами, плейерами для воспроизведения звукозаписи и так далее. 1 748 кресел-колясок выдано детям, имеющим инвалидность.
Ежегодно около 1 000 детей направляются на санаторно-курортное лечение. Столь значительное финансирование было направлено на введение в медико-социальных организациях дополнительных штатных единиц специалистов по социальной работе, методистов, учителей-дефектологов, логопедов, учителей физкультуры, инструкторов по труду, музыкальных руководителей, невропатологов, врачей-педиатров, физиотерапевтов, диетологов. Организовано комплектование групп с учетом возраста - от 6 до 12 человек в группе, исходя из уровня социального развития ребенка, тем самым был обеспечен к каждому индивидуальный подход.
Оснащение домов-интернатов современным
вспомогательным, медицинским, учебным
оборудованием позволило
В целях формирования конкурентного рынка предоставления специальных социальных услуг к выполнению государственного социального заказа все шире привлекаются неправительственные организации.
Значительная часть детей-инвалидов воспитывается в неполных семьях, чаще всего без отца, и, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным. С внедрением новых форм социального обслуживания появилась возможность трудоустройства матерей, воспитывающих детей-инвалидов с психоневрологическими патологиями, с нарушением опорно-двигательного аппарата без ущемления при этом прав ребенка на получение необходимого комплекса услуг.
Трудоспособным членам семей, воспитывающим детей с инвалидностью, государство предоставляет льготы по налогообложению. Так, не облагаются индивидуальным подоходным налогом доходы в пределах 55-кратного минимального размера заработной платы в год одного из родителей ребенка-инвалида, инвалида с детства. Также данная категория граждан не является плательщиками земельного налога, они освобождены от уплаты сборов и государственных пошлин.
Глава 2. Социальная реабилитация детей-инвалидов
1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
В системе социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, определенная роль принадлежит психологу. Он занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, анализом её обстановки, консультированием и коррекцией психологического состояния членов семьи.
Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, вопросам трудоустройства.
Важная роль в системе социальной помощи семье отводится социальному работнику. Он является связующим звеном между семьёй ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, общественные движения, фонды и др.). В функции социального работника входит организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи в вопросах экономической независимости в условиях рыночной экономики. Одна из задач социального работника - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи с ребенком-инвалидом, повышать её ситуационно-ролевую адаптированность, которая предполагает способность членов семьи овладеть новыми поведенческими ролями в новой, весьма неблагоприятной ситуации.
Органы здравоохранения
должны заниматься диспансерным наблюдением,
оформлением в
Органы социальной защиты предоставляют социальные услуги, организуют материальную и другие виды помощи. В числе организаций, оказывающих специальные услуги, - организации по производству протезно-ортопедических изделий, изготовлению технических и вспомогательных средств. К специальным социальным услугам относятся: обеспечение специальными техническими и компенсаторными средствами; предоставление услуг социальных работников и др.
Органы образования
предоставляют специальные
Благотворительные организации, фонды способствуют созданию условий для общения, адаптации.
В работе с семьей ребенка-инвалида могут быть использованы различные технологические модели взаимодействия. В их числе - кризисинтервентная и проблемно-ориентированная, относящиеся к краткосрочным моделям взаимодействия с точки зрения продолжительности. Кризисинтервентная модель работы с клиентом предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации. Кризисная ситуация требует быстрого реагирования, поэтому её оценка не предполагает детальной диагностики, а требует использования средств её преодоления. В зарубежной практике вмешательство в кризисную ситуацию является общепризнанной моделью оказания помощи. Возможные виды помощи: образовательная (предоставление семье информации относительно этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, возможностях установления временной инвалидности и связанных с ней льготах); посредническая (между медицинским персоналом и семьёй, другими родственниками семьи, вовлечение в программу семейной терапии и обучающих тренингов). Проблемно-ориентированная модель взаимодействия направлена на решение конкретных практических задач, заявленных клиентом. Иными словами, в центре внимания специалиста должна быть сама проблема и её решение, а не причины этой проблемы. Возможные виды помощи: найти источник материальной помощи для лечения; разрешить проблемы с официальной организацией в случае несоблюдения прав, обязательств и др. При этом важным моментом является совместное решение проблемы.
В числе долгосрочных моделей взаимодействия - психосоциальная модель, которая предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний, чтобы помочь клиенту развивать свой потенциал. Здесь важно понять человека в ситуации, соотнести его чувства, поступки с внешним влиянием, установить причинно-следственные связи и найти выход из положения. Работа с клиентом включает диагностику (с использованием метода составления генограмм семейного дерева), конкретное вмешательство (индивидуальная работа с клиентом, с другими людьми, связанными с ним, другими специалистами).