Социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе развития человеческого общества, характеризующегося процессом глобализации, глобализация в нынешнем ее состоянии, с одной стороны, способствует развитию социальной сферы, а с другой – тормозит, препятствует ее развитию и функционированию, особенно в слаборазвитых или развивающихся странах. Достаточно сказать, что в силу неэквивалентного обмена, «ножниц» цен и других причин разница в доходах на душу населения в развитых и развивающихся странах составляет более 10 раз. Ныне более 3 млрд. человек живут ниже официально определенного ООН порога нищеты, имея ежедневный бюджет менее 2 долл. Жители России, к примеру, в 40 раз беднее жителей США. Порог нищеты в стране составляет 38 долл. в месяц, а в США – 1500.

Файлы: 1 файл

Социальная защита.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Введение

 

На современном этапе развития человеческого общества, характеризующегося процессом глобализации, глобализация в нынешнем ее состоянии, с одной стороны, способствует развитию социальной сферы, а с другой – тормозит, препятствует ее развитию и функционированию, особенно в слаборазвитых или развивающихся странах. Достаточно сказать, что в силу неэквивалентного обмена, «ножниц» цен и других причин разница в доходах на душу населения в развитых и развивающихся странах составляет более 10 раз. Ныне более 3 млрд. человек живут ниже официально определенного ООН порога нищеты, имея ежедневный бюджет менее 2 долл. Жители России, к примеру, в 40 раз беднее жителей США. Порог нищеты в стране составляет 38 долл. в месяц, а в США – 1500.

Государственные стратегии  повышения уровня жизни населения  и улучшения ее качества обусловливают  необходимость роста эффективности  российской системы социального  обслуживания. Особенностями этой системы  на современном этапе являются постоянное увеличение потребности в разнообразных  ресурсах при их фактической ограниченности, поиск новых источников финансовых средств. Даже в период экономического кризиса общество стремится не допустить  снижения уровня развития социальной защиты, социального обслуживания, образующих важную часть системы  жизнеобеспечения населения. Система  социального обслуживания является нравственным критерием экономики и проводимой государством социальной политики.

Особенностью социального  обслуживания как отрасли социальной сферы является то, что действие большинства факторов, от которых  зависит эффективность социального  обслуживания, практическая реализация социальных изменений носят территориальный, региональный характер.

Целью контрольной работы является изучение основ социального  обслуживания населения в Российской Федерации.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и основные принципы социального обслуживания в Российской Федерации;
  • изучить основные формы социального обслуживания населения;
  • рассмотреть сферу социального обслуживания на примере Архангельской области.

Объект исследования –  функционирование и развитие социального  обслуживания в Российской Федерации.

При написании контрольной  работы использовались методы анализа  и синтеза данных их опубликованных информационных источников.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных  специалистов в области социального  обслуживания таких, как: В.А. Ершов, И.А. Толмачев, М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, Е.И. Холостова и др.

 

 

1. Понятие и основные принципы социального обслуживания населения Российской Федерации

 

Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы  социальной защиты населения, одним  из ведущих и динамично развивающихся  компонентов социальной сферы.

Е.И. Холостова определяет социальное обслуживание как разновидность  специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий  населения, но не только тех, которые  попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей – от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития.1

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»2 (далее Закон), социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 3 Закона, социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»3, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Ст. 17 Закона устанавливает  перечень учреждений и предприятий социального обслуживания. К учреждениям относятся:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального  обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

В соответствии с п. 4 ГОСТ Р 52143-20034, социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
  • социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
  • социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
  • социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Ст. 4 ГОСТ Р 52884-20075 определено, что социальные услуги гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в т.ч. к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:

  • соблюдения прав гражданина и человека;
  • ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • приоритета мер по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.

Кроме того, ст. 5 Закона также определены основные принципы социального обслуживания:

  • адресности;
  • доступности;
  • добровольности;
  • гуманности;
  • приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • конфиденциальности;
  • профилактической направленности.

Рассмотрим основные принципы более подробно.

Деятельность по социальному  обслуживанию населению осуществляется в соответствии с принципом адресности, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

  • населению, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
  • инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;
  • населению, частично утратившему способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;
  • населению, пострадавшему от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  • иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Принцип доступности социального  обслуживания граждан выражается в следующем:

  • в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;
  • в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;
  • в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;
  • в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;
  • в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип добровольности в  сфере социального обслуживания российских граждан проявляется  в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

  • самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  • согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается  только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами. Например, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Кроме того, решение вопроса  о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять  свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Деятельность по социальной поддержке населения страны должна осуществляться в соответствии с  принципом гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых  составляет смысл и нравственное содержание социального обслуживания в РФ. Следовательно, граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.

Реализация принципа приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации, напрямую связана с созданием  условий для активного включения  детей и подростков в социально-экономическую  и культурную жизнь общества; необходимостью совершенствования деятельности по реализации мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование  системы учреждений социального  обслуживания, повышение качества и  доступности социальных услуг для  несовершеннолетних, находящихся в  трудной жизненной ситуации, а  также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности – сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (например, по ст. 137 Уголовного кодекса РФ за нарушение неприкосновенности частной жизни).

Деятельность по социальному  обслуживанию должна осуществляться в  соответствии с принципом профилактической направленности и ориентироваться  на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства и детства, с приоритетным проведением мероприятий и процедур профилактической, санитарно-гигиенической и оздоровительной направленности. 

Информация о работе Социальное обслуживание населения