Социальное партнерство - важнейший механизм реализации защитной функции профсоюзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:20, реферат

Описание работы

В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование "социальное партнерство". Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

Социальное партнерство может осуществляться на пяти уровнях:

1) федеральном (РФ в целом);

2) региональном (субъекта РФ);

3) отраслевом (определенной сферы экономической деятельности);

4) территориальном (муниципальных образований);

5) конкретной организации.

Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, способную обеспечить социальный мир в обществе.

На федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).

На региональном уровне стороны взаимодействуют также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального соглашения).

Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). Социальное партнерство на уровне отрасли (отраслей) может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта Федерации или муниципального образования.

На региональном уровне взаимоотношения сторон обычно складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).

В конкретной организации отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие которых ограничено рамками соответствующей организации).

Формы социального партнерства - это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

    • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
    • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
    • участия работников, их представителей в управлении организацией;
    • участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений.

Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров - комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя на паритетной основе, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.

Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении:

а) государственных служащих;

б) работников военных и военизированных органов и организаций;

в) работников органов внутренних дел;

г) работников учреждений и органов безопасности;

д) работников органов уголовно-исполнительной системы;

е) работников таможенных органов;

ж) работников дипломатических представительств РФ.

Изучая сущность социального партнерства, приходим к выводу, что оно является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

 

Задача

 

Профсоюзная организация предприятия обратилась к работодателю с извещением о желании начать переговоры по заключению коллективного договора и направлении своих представителей в состав комиссии по ведению коллективных переговоров. Директор издал приказ о создании комиссии по ведению коллективных переговоров, включив состав комиссии от имени работников представителей, предложенных профсоюзной организацией, и лиц, избранных на собраниях некоторых структурных подразделений предприятия.

Правомерен ли приказ директора?

Согласно ст.37 ТК РФ "Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов)".

Таким образом, профсоюзная организация самостоятельно формирует единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, и после этого извещает работодателя о желании начать переговоры.

Согласно ст.36 ТК РФ "Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий".

Таким образом, директор должен был издать приказ о создании комиссии по ведению коллективных переговоров, включив состав комиссии от имени работников представителей, предложенных профсоюзной организацией и представителей работодателя. Лица, избранные на собраниях некоторых структурных подразделений предприятия включаться в состав комиссии от имени работников по решению директора не должны.

 

Список использованной литературы и нормативных актов

 

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 28 февраля 2008 /Министерство юстиции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2008.
  2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (седьмое издание, переработанное и дополненное). // Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2008
  3. Федеральный закон "О Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 01.05.1999 № 92-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф / АО "Консультант Плюс". - М., 2008.
  4. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) // Консультант Плюс: Версия Проф / АО "Консультант Плюс". - М., 2008.
  5. Конвенция № 98 Международной организации труда "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956.Т.I. - Женева: Международное бюро труда, 1991.
  6. Российское трудовое право / Под ред. А.Д. Зайкина. - М.: Норма, 2000
  7. Нестерова Э. Социальное партнерство и коллективное трудовое право // Российская юстиция. - 2004. - № 1. - С.32.
  8. Сошникова Т.А. Проблемы развития социального партнерства в Российской Федерации // Законодательство и экономика. - 2003. - № 4. - С.36
  9. Молодцов М.В., Трудовое право России: Учебник для вузов [Текст] / М.В. Молодцов, С.Ю. Головина. - М.: Издательство НОРМА, 2008.
  10. Трудовое право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция": с учетом новой ред. Трудового кодекса РФ / Н.А. Бриллиантова и др.; под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой; Академия труда и социальных отношений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - С.96.
  11. Лушников, М.В. Очерки теории трудового права. Монография /А.М. Лушников, М.В. Лушников. - М.: Юридический центр Пресс, 2006. -С.48.

Информация о работе Социальное партнерство - важнейший механизм реализации защитной функции профсоюзов