Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 14:42, контрольная работа
В современном мире социально-трудовые отношения наполняются различными формами взаимодействия общественных организаций и государственных структур. Создание рыночной основы экономики и её деятельности, приводит к необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнёрства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
ВВЕДЕНИЕ.
В современном мире социально-трудовые отношения наполняются различными формами взаимодействия общественных организаций и государственных структур. Создание рыночной основы экономики и её деятельности, приводит к необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнёрства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя и вопрос социального партнёрства является очень важным для каждого из нас. Но к сожалению далеко не каждый знает, что социальное партнёрство в сфере труда существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.
В своей работе я попробую охарактеризовать социальное партнёрство в сфере трудового законодательства, и рассмотрю его формы, принципы, а так же постараюсь определить роль государства в его развитии.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И ЕГО ФОРМЫ.
Социальное партнерство—система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового, характера.
Сторонами социального партнерства являются
работники и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке представителей.
Социальное партнерство в сфере труда
включает как двусторонние отношения
между представителями работников и работодателем
(работодателями, представителями работодателей),
так и трехстороннее взаимодействие с
участием органов государственной власти
или органов местного самоуправления.
При этом надо иметь в виду, что непосредственно
в системе социального партнерства участвуют
лишь органы исполнительной власти или
органы местного самоуправления. Они направляют
своих представителей для создания постоянно
действующих комиссий, участвуют в заключении
соглашений на соответствующих уровнях
и т.п.
Целью социального партнерства признается
согласование интересов работников и
работодателей, т.е. принятие решений,
которые в равной степени учитывают необходимость
обеспечения эффективной деятельности
организаций и создания системы гарантий
трудовых прав работников.
Система социального партнерства
включает несколько уровней:
- федеральный уровень, устанавливающий
основы регулирования отношений в сфере
труда в Российской Федерации;
- межрегиональный уровень, устанавливающий
основы регулирования
- региональный уровень, устанавливающий
основы регулирования отношений в сфере
труда в субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий
основы регулирования
- территориальный уровень, устанавливающий
основы регулирования
- локальный уровень, устанавливающий
конкретные взаимные обязательства в
сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнёрство осуществляется в разных формах (это способы осуществления социального партнёрства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых отношений), это:
1. коллективных переговоров по
подготовке проектов
2. взаимных консультаций (переговоров)
по вопросам регулирования
3. участия работников, их представителей в управлении организацией;
4. участия представителей
Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров и соглашений.
Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.
Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.
Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров - комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.
Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.
Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении:
1. государственных служащих;
2. работников военных и
3. работников органов внутренних дел;
4. работников учреждений и
5. работников органов уголовно-
6. работников таможенных органов;
7. работников дипломатических
Социальное партнерство может осуществляться на пяти уровнях:
трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений,
заключение генерального соглашения).
2. На региональном уровне
3. Взаимоотношения сторон на
отраслевом или межотраслевом
уровнях носят двусторонний
4. На территориальном уровне
или уровне муниципальных
5. На уровне конкретной
Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, которая позволяет решать многие вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений.
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА.
Социальное партнерство подчинено определенным принципам. Принципы социального партнерства - правила, которым должны следовать в
ходе своей деятельности стороны социального партнерства.
Согласно ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерства являются:
-равноправие сторон;
-уважение и учет интересов сторон;
-заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
-содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
-соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
-полномочность представителей сторон;
-свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
-добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
-реальность обязательств, принимаемых
на себя сторонами;
-обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
-контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
-ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).
Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга.
Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений). Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может
выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений.
Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам, пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.
Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.
Принцип содействия государства
в укреплении и развитии социального партнерства
на демократической основе говорит о том,
что государство не может диктовать свою
волю сторонам, а должно быть одной из
равноправных сторон социального партнерства
и содействовать его демократическому
развитию. Государство не может издавать
законы и иные нормативные правовые акты,
нарушающие права сторон социального
партнерства.
Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.
Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми актами и четко определен нормами права. Он обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.
Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.