Социальное партнерство и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

В современном мире социально-трудовые отношения наполняются различными формами взаимодействия общественных организаций и государственных структур. Создание рыночной основы экономики и её деятельности, приводит к необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнёрства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Файлы: 1 файл

соц.партнёрство.docx

— 36.62 Кб (Скачать файл)

                                      ВВЕДЕНИЕ.

 

В современном мире социально-трудовые отношения наполняются различными формами взаимодействия общественных организаций и государственных структур. Создание рыночной основы экономики и её деятельности, приводит к необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнёрства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя и вопрос социального партнёрства является очень важным для каждого из нас. Но к сожалению далеко не каждый знает, что социальное партнёрство в сфере труда существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.

В своей работе я попробую охарактеризовать социальное партнёрство в сфере трудового законодательства, и рассмотрю его формы, принципы, а так же постараюсь определить роль государства в его развитии.

 

 

   ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА И ЕГО ФОРМЫ.

 

Социальное партнерство—система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений

 

                                             1

и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового,  характера. 

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.  
   Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.  
   Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.  
   Система социального партнерства включает несколько уровней:  
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- межрегиональный уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда в двух и  более субъектах РФ;  
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; 

- отраслевой уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда в отрасли (отраслях);

                                                         2

- территориальный уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда в муниципальном  образовании;  
- локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнёрство осуществляется в разных формах (это способы осуществления социального партнёрства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых отношений), это:

1. коллективных переговоров по  подготовке проектов коллективных  договоров, соглашений и их заключению;                                               

2. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников  и совершенствования трудового  законодательства;

3. участия работников, их представителей  в управлении организацией;

4. участия представителей работников  и работодателей в досудебном  разрешении трудовых споров.

Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров и соглашений.

Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

                                             3           

Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров - комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.

Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.                                               

Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении:

1. государственных служащих;

2. работников военных и военизированных  органов и организаций;

3. работников органов внутренних  дел;

4. работников учреждений и органов  безопасности;

5. работников органов уголовно-исполнительной  системы;

6. работников таможенных органов;

7. работников дипломатических представительств  РФ.

Социальное партнерство может осуществляться на пяти уровнях:

    1. На федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на

трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений,

                                       4

заключение генерального соглашения).

2. На региональном уровне стороны  взаимодействуют также на трехсторонней  основе (деятельность Региональной  трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, заключение  регионального соглашения).

3. Взаимоотношения сторон на  отраслевом или межотраслевом  уровнях носят двусторонний характер  и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли либо отраслях. Социальное партнерство на уровне отрасли может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта федерации или муниципального образования.

4. На территориальном уровне  или уровне муниципальных образований  взаимоотношения сторон обычно  складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере  труда на уровне муниципального  образования).                                                  

5. На уровне конкретной организации  отношения сторон носят двусторонний  характер (заключение коллективного  договора, устанавливающего конкретные  обязательства в сфере труда, действие которых ограничено  рамками соответствующей организации).

Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, которая позволяет решать многие вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений.

 

 

               ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА.

 

Социальное партнерство подчинено определенным принципам. Принципы социального партнерства - правила, которым должны следовать в

 

                                               5

ходе своей деятельности стороны социального партнерства.

Согласно ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерства являются:

-равноправие сторон;

-уважение и учет интересов сторон;

-заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

-содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

-соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-полномочность представителей сторон;

-свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

-добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

-реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;                                                 

-обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

-контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

-ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга.

Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений). Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может

 

                                              6

выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. 

Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам, пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.

Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.

Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.                                                

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми актами и четко определен нормами права. Он обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.

 

                                              7

Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.

Информация о работе Социальное партнерство и его формы