Социальное партнерство в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Социальное партнерство – относительно новое для России явление, несмотря на то, что на Западе трипартизм существует уже не одно десятилетие. Зародившаяся в начале ХХ в., практика социального партнерства получила существенный импульс к развитию после Второй мировой войны, в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ в., что связано не только с периодом послевоенного восстановления Европы, но и с постепенным формированием так называемого государства благосостояния и благоденствия (welfare state, Wohlfartstaat).

Файлы: 1 файл

Лекция 21.docx

— 16.89 Кб (Скачать файл)

Социальное партнерство в России: проблемы и перспективы  
 
 
Социальное партнерство – относительно новое для России явление, несмотря на то, что на Западе трипартизм существует уже не одно десятилетие. Зародившаяся в начале ХХ в., практика социального партнерства получила существенный импульс к развитию после Второй мировой войны, в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ в., что связано не только с периодом послевоенного восстановления Европы, но и с постепенным формированием так называемого государства благосостояния и благоденствия (welfare state, Wohlfartstaat). Одним из его основополагающих принципов являлось повышение роли государства в регулировании экономического и социального развития, которое опиралось на поиски адекватных форм взаимодействия с различными социальными группами и разрешения конфликтов, в том числе и в трудовой сфере.  
 
Из этих поисков позднее родились различные варианты диалога между трудом и капиталом, представленными профсоюзами и предпринимательскими ассоциациями соотвественно при содействии или непосредственном участии государства.  
 
На данный момент трипартистские механизмы и институты можно условно подразделить на временные, созданные в чрезвычайных обстоятельствах в условиях кризисного развития и распавшиеся, как только были исчерпаны стоявшие перед ними антикризисные задачи, и постоянные, ставшие неотъемлемой частью системы политического представительства ряда стран.  
 
Однако, несмотря на внешние различия, все механизмы социального партнерства строятся и функционируют на основе единых принципов: участии в диалоге представителей работодателей, работополучателей и государства; полномочности сторон и их равенстве в переговорных процедурах; добровольности принятия обязательств, обязательности исполнения достигнутых договоренностей, ответственности сторон; систематичности проведения консультаций.  
 
В настоящее время социал-партнерские отношения предполагают институционализацию участия представителей бизнеса и профсоюзов как в разработке и принятии решений, касающихся регулирования рынка труда, так и в проведении в жизнь программ в социальной сфере.  
 
В России практика социального партнерства начала активно развиваться с начала 90-х гг. прошлого века. При этом на протяжении всей недолгой истории трипартизма предпринимались попытки не столько разработки собственной концепции и подхода к решению вопросов в социальной сфере, сколько опробовать различные схемы и варианты, применяющиеся на Западе. Так, в начале 90-х гг. активно внедрялась американская (неолиберальная) модель ведения переговорного процесса между участниками производственных отношений и государством, предусматривающая прежде всего принятие соответствующего законодательства. Однако в силу объективных причин она не прижилась, что, впрочем, не помешало заимствовать отдельные ее элементы, в частности законодательное регулирование практики трипартизма. Наглядным примером этого является тот факт, что существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база, на основе которой функционируют институты социального партнерства, является результатом законотворчества не столько органов законодательной, сколько исполнительной власти, прежде всего президентских указов, ряд из которых по существу носит директивный характер.  
 
Первым подобным указом стал принятый 15 ноября 1991 г. Указ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», в соответствии с которым в январе 1992 г. приступила к работе Российская трехсторонняя комиссия (РТК), что в конечном итоге положило начало практике социального партнерства. К числу основных задач РТК было отнесено разработка и заключение Генерального соглашения между Правительством РФ, профсоюзами и объединениями предпринимателей; контроль за ходом его выполнения и урегулирование отраслевых соглашений, по которым не достигнуто договоренности; урегулирование трудовых споров; проведение предварительных консультаций и обсуждение проектов нормативных актов по комплексу социально-трудовых вопросов.  
 
В 1992 г. было утверждено Положение «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», а также Положение «О порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. был принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», который вместе с законами «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и «Об общественных объединениях» определил параметры правового поля для законодательной защиты трудовых прав работников.1 
 
В соответствии с Указом Президента «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 21 ноября 1996 г. была заложена трехуровневая система социального партнерства: постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия на федеральном уровне, отраслевые комиссии – на отраслевом, система коллективно-договорных отношений на уровне предприятий. Одновременно трехсторонние (иногда – двухсторонние, в условиях отсутствия объединенного представительства интересов работодателей) комиссии стали создаваться на уровне регионов (в настоящее время они действуют практически во всех регионах России), городов и районов. 
 
Деятельность РТК регламентировалась Положением от 1992 г., а также принятым в 1999 г. Федеральным законом «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Среди ее основных задач выделялось обеспечение сотрудничества федеральной власти и социальных партнеров, содействие организации коллективно-договорной практики и разработке проекта Генерального соглашения.  
 
Работа велась в 8 рабочих группах с участием экспертов от каждой из сторон, причем число членов от каждой из сторон не должно превышать 30 человек.  
 
Полномочия РТК носили формальный характер, к тому же весьма ограниченный. В частности, она не была правомочна принимать решения по проблемам социально-трудовых отношений, обязательных для рассмотрения федеральными властями, или участвовать в заседаниях Правительства, где затрагиваются проблемы социально-трудовых отношений.  
 
Тем не менее, стоит отметить, что как площадка для согласования интересов между работодателями и работополучателями в рамках модели социального партнерства трехсторонняя комиссия на протяжении всего времени своего существования играла весьма важную роль. На ее основе происходила подготовка проекта генерального соглашения – основного документа, регулирующего отношения в социально-трудовой сфере, а также проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения.  
 
В этих консультациях наиболее активное участие принимали предпринимательские ассоциации, выступавшие в роли одного из социальных партнеров. В числе наиболее активных субъектов следует отметить Российский союз промышленников и предпринимателей, который после перерегистрации в Министерстве юстиции РФ в 2000 г. добавил к своему официальному названию – «Российский союз промышленников и предпринимателей» слово «работодателей».  
 
При активной поддержке РСПП в конце ноября 2002 г. был принят Федеральный закон «Об объединениях работодателей», согласно которому работодательские объединения получили право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами, органами государственной власти и местного самоуправления; защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке.  
 
Таким образом, следует отметить, что в последнее время деятельность бизнес-структур и их представительных организаций в сфере социально-трудовых отношениях заметно повысилась. Это позволяет говорить о том, что взаимоотношения власти и бизнеса в России начинают носить все более институционализированный характер, что в конечном счете способствует тому, что стратегия партнерства становится доминирующей. Тенденция к усилению партнерских отношений между властью и бизнесом в ближайшее время будет только усиливаться, что будет способствовать не только появлению новых форм взаимодействия (например, частно-государственного партнерства), но и более активному использованию уже имеющихся. Это является, безусловно положительным сигналом, свидетельствующим о том, что отношения власти и бизнеса выходят на новый уровень.  


Информация о работе Социальное партнерство в России: проблемы и перспективы