Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:07, контрольная работа
Дать определение социального партнерства;
Раскрыть классификации моделей социального партнерства;
Охарактеризовать представительскую модель, модель прямой представительской демократии, плюралистическую модель социального партнерства;
Вскрыть преимущества и недостатки разных моделей на примере страны.
Теоретическая часть.
Ответ на теоретическое задание:
1. Социальное партнерство
в сфере труда (далее - социальное
партнерство) - система взаимоотношений
между работниками (представителями
работников), работодателями (представителями
работодателей), органами государственной
власти, органами местного
Социальное партнерство - особый вид общественно-трудовых
взаимоотношений, присутствующий лишь
в рыночном обществе обеспечивающий оптимальное
соотношение основных интересов различных
социальных групп, в первую очередь наемных
работников и работодателей.
Социальное партнерство выступает как
отдельный правовой институт.
Система социального партнерства состоит
из трех основных частей:
И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации.
Принципы социального партнерства: равноправие сторон; уважение и учёт интересов сторон; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; добровольность принятия на себя сторонами обязательств; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном (уровень организации) уровнях. Социальное государство характеризуется развитием социального партнерства. Существуют разные модели социального партнерства, итог длительного социально-экономического и политического развития стран, определяемый национальными и культурными особенностями и конкретными формами социальных отношений.
3. По критерию степени
и форме участия работников
в управлении предприятием
Финская, Шведская, Германская модели
больше всего ограничивают менеджеров
в принятии решений, могут запретить решение,
если оно принято до окончания переговоров
с представителями работников и противоречит
их интересам.
Модель прямой представительской демократии: участие в управлении осуществляется через общественные организации и профсоюзы. На предприятиях заключаются коллективные договора, предусмотрены принудительный трудовой арбитраж и посредничество. Государство не вмешивается на стадии коллективных переговоров, но активно воздействует при появлении трудового конфликта сторон. Эта модель характерна для Канады, Японии, Франции. В Канаде, например, по Кодексу о труде государственные службы посредничества и примирения действуют в рамках Министерства труда. Без прохождения процедуры примирения стороны не могут прибегнуть к забастовке или локауту.
Плюралистическая модель характеризуется опосредованным участием работников в управлении (Великобритания, США). Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Национальная ассоциация производителей и Торговая палата США участвуют в законодательной и политической деятельности, рекомендуют предпринимателям основные направления, но не вмешиваются в переговоры. Коллективный трудовой конфликт в США рассматривает Федеральная служба посредничества и примирения либо частная организация – Американская ассоциация арбитров.
4. Ни в одной стране
названные модели социального
партнерства не представлены
в чистом виде. Согласование интересов
происходит путем социального
диалога. Одной из основ для
возникновения и условием
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В России система социального
партнерства начала формироваться в ходе
кризиса начала 1990-х г.В1991 г. был создан
Указ Президента РФ «О социальном партнерстве
и разрешении трудовых споров (конфликтов)».
Создана правовая основа системы социального
партнерства. Законодательной базой российской
системы социального партнерства являются
конвенции и рекомендации МОТ, законы
РФ «О коллективных договорах и соглашениях»,
«О профессиональных союзах…», «О порядке
разрешения коллективных трудовых споров»,
региональные законы и др.
Практика социального партнерства осуществляется
в формах:
В настоящее время особенно
островстает вопрос об укреплении и взаимодействии
участников социального партнерства на
всех уровнях, по внесению в договоры наиболее
важных социально-экономических проблем,
о повышении ответственности сторон за
выполнение принятых на себя обязательств,
реализацию подписанных соглашений и
договоров, то есть о повышении эффективности
социального партнерства. Эта проблема
в равной степени относится ко всем сторонам
– партнерам, и ее необходимо решать.
К сожалению, практика последних лет убедила
профсоюзы в том, что как во власти, так
и в среде предпринимателей мало представителей,
готовых к отношениям на принципах действенного
социального партнерства.
И поэтому профсоюзам предстоит нелегкая
борьба за его реальное становление.
Сегодня условия труда, охрана труда во
многом зависят от конструктивной, настойчивой
позиции профсоюзов.
Считаю, что охрана труда – это как раз то направление, где существует тесное взаимодействие профсоюзов и государства – наглядное проявление социального партнерства.
С принятием нового Трудового Кодекса социальное партнерство стало, по сути дела государственной идеологией и значительная часть социально-трудовых отношений регулируется через договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон, и здесь очень важно помнить, чтобы реализовались не только права партнеров, но и выполнялись принятые ими обязательства.
IV съезд ФНПР еще раз
подтвердил, что социальному партнерству
нет альтернативы, эта система
является одним из основных
и действенных рычагов влияния
профсоюзов на социально –
экономическую политику как на
предприятии, как в отрасли так
и в государстве.
Сегодня, несмотря на достигнутые определенные
успехи, нельзя переоценивать уровень
эффективности функционирования системы
социального партнерства. Повышение эффективности
системы социального партнерства, служащей
целям защиты социально-экономических
и трудовых прав и интересов работников,
в том числе в решении проблем охраны труда,
во многом зависит от консолидации усилий,
солидарности и единства действий всех
профсоюзов, профсоюзных органов, членов
профсоюзов, которые всегда выступают
за взаимное сотрудничество.
С развитием рыночных структур часть функций
государства в области трудовых отношений
резко меняется: в условиях переходного
периода государство в системе социального
партнерства выступает в качестве координатора
и организатора регулирования трудовых
отношений, контролера, посредника или
арбитра.
Одной из самых главных функций государства есть разработка правовой базы и механизма развития форм организации социального партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами.
Тесты.
1.
Какая модель социального
2.
Какой орган выступает от
3.
Что подразумевается под
4.
Главной целью социального
5.
В каком из документов
6. В каком документе говорится, что «каждый человек имеет право на защиту от бедности и социального отторжения»?
7. Россия достигла мировых стандартов социального государства?
8.
Какой из устойчивых признаков
социального государства