Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Дать определение социального партнерства;
Раскрыть классификации моделей социального партнерства;
Охарактеризовать представительскую модель, модель прямой представительской демократии, плюралистическую модель социального партнерства;
Вскрыть преимущества и недостатки разных моделей на примере страны.

Файлы: 1 файл

Основы социального государства.docx

— 28.24 Кб (Скачать файл)

Теоретическая часть.

 

  1. Дать определение социального партнерства;
  2. Раскрыть классификации моделей социального партнерства;
  3. Охарактеризовать представительскую модель, модель прямой представительской демократии, плюралистическую модель социального партнерства; 
  4. Вскрыть преимущества и недостатки разных моделей на примере страны.

 

Ответ на теоретическое задание:

 

1. Социальное партнерство  в сфере труда (далее - социальное  партнерство) - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение  согласования интересов работников  и работодателей по вопросам  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений. 
Социальное партнерство - особый вид общественно-трудовых взаимоотношений, присутствующий лишь в рыночном обществе обеспечивающий оптимальное соотношение основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей.  
Социальное партнерство выступает как отдельный правовой институт. 
Система социального партнерства состоит из трех основных частей:

  1. совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
  2. совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений; 
  3. соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов. 

И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации.

  1. Существуют классификации моделей социального партнерства:
  2. по методам сотрудничества;
  3. по критериям политической ориентации; 
  4. по степени и форме участия работников в управлении и т.д. 

Принципы социального партнерства: равноправие сторон; уважение и учёт интересов сторон; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; добровольность принятия на себя сторонами обязательств; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.  Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном (уровень организации) уровнях.  Социальное государство характеризуется развитием социального партнерства. Существуют разные модели социального партнерства, итог длительного социально-экономического и политического развития стран, определяемый национальными и культурными особенностями и конкретными формами социальных отношений.

3. По критерию степени  и форме участия работников  в управлении предприятием выделяют  три модели социального партнерства. Попробую охарактеризовать эти  модели: в представительской модели работники участвуют в управлении на принципах представительства. Избранные в советы директоров, наблюдательные советы работники имеют те же права и обязанности что и представители акционеров. Во Франции, Испании, Греции, Люксембурге, Ирландии в государственном секторе представители рабочих участвуют в управлении компанией на принципах паритета с менеджерами по поводу любого крупного изменения в делах компании. В Норвегии меньшее представительство работников, но большая их степень участия в принятии решений, которое принимается на совместном собрании наблюдательного совета и совета предприятия до каких либо изменений. Кроме переговоров представители рабочих имеют право на информацию о предприятии, как и аудиторы (счета, планируемые затраты, отчеты).  
Финская, Шведская, Германская модели больше всего ограничивают менеджеров в принятии решений, могут запретить решение, если оно принято до окончания переговоров с представителями работников и противоречит их интересам.

Модель прямой представительской демократии: участие в управлении осуществляется через общественные организации и профсоюзы. На предприятиях заключаются коллективные договора, предусмотрены принудительный трудовой арбитраж и посредничество. Государство не вмешивается на стадии коллективных переговоров, но активно воздействует при появлении трудового конфликта сторон. Эта модель характерна для Канады, Японии, Франции. В Канаде, например, по Кодексу о труде государственные службы посредничества и примирения действуют в рамках Министерства труда. Без прохождения процедуры примирения стороны не могут прибегнуть к забастовке или локауту. 

Плюралистическая модель характеризуется опосредованным участием работников в управлении (Великобритания, США). Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Национальная ассоциация производителей и Торговая палата США участвуют в законодательной и политической деятельности, рекомендуют предпринимателям основные направления, но не вмешиваются в переговоры. Коллективный трудовой конфликт в США рассматривает Федеральная служба посредничества и примирения либо частная организация – Американская ассоциация арбитров. 

4. Ни в одной стране  названные модели социального  партнерства не представлены  в чистом виде. Согласование интересов  происходит путем социального  диалога. Одной из основ для  возникновения и условием развития  социального партнерства стало  создание в 1919г. Международной организации  труда (МОТ). Активно система социального  партнерства стала развиваться  после Второй мировой войны. Социальное  партнерство юридически закреплено  в нормах трудового права, является  инструментом социальной политики  государства и способом решения  социальных проблем в условиях  политических и гражданских свобод  в социальном рыночном хозяйстве. Социальное партнерство – альтернатива  социальному противостоянию, способ  согласования интересов различных  социальных групп. 

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В России система социального партнерства начала формироваться в ходе кризиса начала 1990-х г.В1991 г. был создан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Создана правовая основа системы социального партнерства. Законодательной базой российской системы социального партнерства являются конвенции и рекомендации МОТ, законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах…», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», региональные законы и др.  
Практика социального партнерства осуществляется в формах: 

  1. коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  2. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. участия работников в управлении организацией, в разрешении трудовых споров; 
  4. участия работников, их представителей в управлении организацией. 
     Законодательно определены представители работников в социальном партнерстве: профсоюзы или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников представляют первичные профсоюзные организации, если членами её является более половины работников данного работодателя. Если менее, то на общем собрании работников тайным голосованием для осуществления этих полномочий может быть избран из числа работников иной представитель (или представительный орган). Работодатель представляет свои интересы сам или его уполномоченные.  
    В системе социального партнерства важную роль играют комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправной основе по решению сторон и наделяются полномочиями.  
    На федеральном уровне постоянно действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, правительства РФ. Трехсторонние комиссии могут по закону образовываться и в субъектах РФ, на территориальном, отраслевом, локальном уровнях. 
    Органы социального партнерства имеют право участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Важной функцией системы социального партнерства в России является ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора.  
    Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений регулирует их на федеральном уровне, действует на основе закона РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений(1999 г.). От государства в ней выступают Министерство здравоохранения и социальной защиты и другие ведомства, от работников – профсоюзы, от работодателей – Российский союз промышленников и предпринимателей. За период своего существования Российская трехсторонняя комиссия стала важным инструментом в реализации принципов социального партнерства и социального государства в целом.  
     Многолетняя деятельность МОТ, мировой опыт показывают, что социальное партнерство – не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения. Возможно, более точным был бы термин “социальный диалог” - как система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Однако российское законодательство приняло формулу “социальное партнерство”. 
    Социальное партнерство в России прошло за последние годы трудный путь зарождения и становления. И сегодня решение многих проблем осуществляется на договорной основе.

  В настоящее время особенно островстает вопрос об укреплении и взаимодействии участников социального партнерства на всех уровнях, по внесению в договоры наиболее важных социально-экономических проблем, о повышении ответственности сторон за выполнение принятых на себя обязательств, реализацию подписанных соглашений и договоров, то есть о повышении эффективности социального партнерства. Эта проблема в равной степени относится ко всем сторонам – партнерам, и ее необходимо решать. 
К сожалению, практика последних лет убедила профсоюзы в том, что как во власти, так и в среде предпринимателей мало представителей, готовых к отношениям на принципах действенного социального партнерства. 
И поэтому профсоюзам предстоит нелегкая борьба за его реальное становление.  
 Сегодня условия труда, охрана труда во многом зависят от конструктивной, настойчивой позиции профсоюзов.

  Считаю, что охрана труда – это как раз то направление, где существует тесное взаимодействие профсоюзов и государства – наглядное проявление социального партнерства.

  С принятием нового Трудового Кодекса социальное партнерство стало, по сути дела государственной идеологией и значительная часть социально-трудовых отношений регулируется через договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон, и здесь очень важно помнить, чтобы реализовались не только права партнеров, но и выполнялись принятые ими обязательства.

IV съезд ФНПР еще раз  подтвердил, что социальному партнерству  нет альтернативы, эта система  является одним из основных  и действенных рычагов влияния  профсоюзов на социально –  экономическую политику как на  предприятии, как в отрасли так  и в государстве. 
Сегодня, несмотря на достигнутые определенные успехи, нельзя переоценивать уровень эффективности функционирования системы социального партнерства. Повышение эффективности системы социального партнерства, служащей целям защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов работников, в том числе в решении проблем охраны труда, во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, которые всегда выступают за взаимное сотрудничество. 
С развитием рыночных структур часть функций государства в области трудовых отношений резко меняется: в условиях переходного периода государство в системе социального партнерства выступает в качестве координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника или арбитра. 

Одной из самых главных функций государства есть разработка правовой базы и механизма развития форм организации социального партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами.

 

Тесты.

 

1. Какая модель социального партнѐрства  используется в США?

  1. представительская
  2. прямой представительной демократии
  3. плюралистическая

 

2.  Какой орган выступает от имени  государства в российской трехсторонней  комиссии (РТК) по регулированию  социально-трудовых отношений?

  1. Российский союз промышленников и предпринимателей
  2. Профсоюзы
  3. Министерство здравоохранения и социального развития РФ

 

3. Что подразумевается под социальным  аудитом?

  1. анализ эффективности социальных программ компании
  2. способ поиска баланса между экономическими и социальными функциями предприятия

 

4. Главной целью социального аудита  в США является:

  1. увеличение добавленной стоимости
  2. стремление управлять социальными рисками

 

5. В каком из документов содержится  следующее положение: «каждый человек  должен иметь возможность зарабатывать  себе на жизнь трудом по  свободно избранной специальности» 

  1. Конституция РФ
  2. Европейская социальная хартия

 

6. В каком документе говорится, что «каждый человек имеет  право на защиту от бедности  и социального отторжения»?

  1. Конституция РФ
  2. Европейская социальная хартия

 

7. Россия достигла мировых стандартов социального государства?

  1. Да
  2. Нет

 

8. Какой из устойчивых признаков  социального государства существует  реально в современной России?

  1. доступность социальной поддержки для всех членов общества
  2. принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан
  3. наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости

Информация о работе Социальное партнерство