Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В экономической и социальной политике этот термин означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и работодателями на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. В широком смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

Файлы: 1 файл

моя контрольная.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

1. Цели, задачи, и формы социального партнерства

профсоюз социальный работник партнерство

Цели и задачи социального  партнерства следует рассматривать  в контексте концепции «достойного  труда», что означает высокоэффективный  труд в хороших производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий достойную оплату и доставляющий каждому работнику удовлетворение, возможность проявить свои способности и мастерство. При таком труде достоинство и права трудящихся защищены, и они активно участвуют в деятельности организации.

В настоящее время  нет единства в определении понятия  «социальное партнерство», и в  различных источниках оно трактуется по-разному.

Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В экономической и социальной политике этот термин означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и работодателями на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

В широком смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

         В узком и наиболее распространенном значении социальное партнерство – это способ согласования интересов работников и работодателей в целях достижения социального мира с участием государственных структур, представляющих интересы общества. . При этом существуют два совершенно противоположных представления.

Первое представление, наиболее распространенное, исходит из того, что социальное партнерство есть система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену непримиримой классовой борьбе между антагонистическими классами. Поэтому социальное партнерство в этом случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Второе представление состоит в том, что социальное партнерство есть способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

Практика показывает, что противоречия между наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между работниками и работодателями возникают объективные противоречия. Если эти противоречия не устраняются, возникают серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество – при ведущей роли государства – должно быть способно предотвращать неуправляемое развитие таких событий.

Социальное партнерство  не должно вести к соглашательству  или, напротив, к постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке  таких позиций и договоренностей, которые позволяют удовлетворять  интересы сторон в конкретных условиях, достигать компромисса, способного установить социальный мир на предприятии, в организации, на территории, в отрасли и в стране в целом.

В сфере социально-трудовых отношений социальное партнерство  рассматривается как система  взаимоотношений между работодателями или их представителями, работниками или их представителями, органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов по вопросам регулирования трудовых отношений.

В Трудовом кодексе РФ дается следующее определение: социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Вся система отечественного социального партнерства основана на взаимодействии людей, профессиональных и социальных групп, их объединений и органов государственной власти и местного самоуправления.

Система социального  партнерства включает в себя следующие  элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы и механизмы функционирования.

Основной целью социального партнерства является разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.

Основными составляющими  этой цели являются:

  • формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
  • обеспечение занятости и социальной зашиты населения, охраны и безопасности труда;
  • профессиональное обучение работников;
  • сохранение трудового потенциала общества;
  • поэтапное повышение доходов работников на основе роста производительности труда;
  • повышение эффективности производства.

Важнейшей задачей совершенствования социального партнерства является разграничение различных групп интересов и разработка механизмов их согласования и реализации.

На данном этапе наиболее важными вопросами партнерских  отношений в социально-трудовой сфере между наемными работниками  и работодателями являются согласование вопросов оплаты труда, гарантий занятости, условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, социальных гарантий.

Большое значение имеет  реализация обозначенных в Трудовом кодексе РФ основных принципов социального партнерства:

  • равноправие сторон, уважение и учет их интересов;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятых на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Наряду с этими принципами необходимо соблюдать и принцип  социальной справедливости. Этот принцип  закрепляет, с одной стороны, условия для развития человеческой личности, с другой – наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Интересы работников могут представлять различные профсоюзные организации, в том числе и не входящие в структуры общероссийских объединений профсоюзов. Основной способ осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Отечественная система  социального партнерства включает следующие уровни:

  • федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  • межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ;
  • отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

Объектом социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства исходя из оценки уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по РФ, в ее субъектах, а также в районах, городах и организациях.

        Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

2. Роль и функции государства в системе социального партнерства

В системе регулирования  социально-трудовых отношений и развития социального партнерства важнейшая роль принадлежит государству.

В соответствии с рекомендациями МОТ (международная организация труда) государство призвано активно участвовать в законодательном определении основных условий социального партнерства, но, как правило, без непосредственного вмешательства в переговорный процесс (за исключением случаев, когда государство выступает в роли работодателя, или в трудных экономических ситуациях). Органы государственной власти и местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.

МОТ считает, что государство  способно выполнять следующие функции  в регулировании трудовых отношений.

  1. Участвовать в переговорах и консультациях на национальном или отраслевых уровнях.
  2. Влиять на результаты двухсторонних переговоров между работодателями и профсоюзами (представителями работников).
  3. Побуждать предпринимателей и профсоюзы к переговорам по определенным вопросам, которые, по мнению государства, являются наиболее актуальными в данное время.
  4. Устанавливать юридические рамки, защищающие права трудящихся и профсоюзов и создающие организационные и процедурные основы коллективных переговоров и улаживания трудовых конфликтов.
  5. Как крупный работодатель в государственном секторе оказывать существенное влияние на социально-трудовые отношения и в других секторах экономики.

                   3. Занятость и ее виды :

    Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.

    Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Виды занятости:

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и  специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют  структурные виды занятости:

Профессионально – квалификационный признак:

- стаж работы;

- уровень образования;

- степень автоматизации  труда. 

Характер деятельности:

- личное подсобное  хозяйство;

- индивидуальная трудовая  деятельность;

- работа на заводах  и фабриках и общественных  организациях;

- служба в армии;

- работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

- предприниматели;

- рабочие;

- управленческий персонал;

- инженерно-технические работники и служащие.

    Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Информация о работе Социальное партнерство