Социальное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.46 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что некоторые  отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах  понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные  отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное  отношение. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно  одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие  отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно  отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для  большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы, гомосексуалисты. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке. 

 

Причины социальных отклонений.

 

Каковы же причины девиантного  поведения? В первую очередь культурно  осуждаемого поведения.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в  данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).  Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного  поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или  культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим  нормам служит семья. Когда ребенок  социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в  себе и в окружении, хорошо воспитанная  личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами  в воспитании, в усвоении норм и  с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей  с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны также  случаи проявления отклоняющегося поведения  в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий  в социализации личности. Нормы, воспринятые  с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в  частности с социальным окружением.

Девиантное поведение отдельных  индивидов может стать также  результатом такого явления как  аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.

Когда нравственные нормы запрещают  совершать некоторые действия, которые  многие личности желают совершить, возникает  другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Таким образом, отклоняющееся поведение  играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.

Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и  разрушение социального порядка. 

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых  цивилизаций сообщества должны время  от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы  редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми  членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся. 

 

Заключение.

 

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение  индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими  нарушаются. Девиантное поведение - следствие  неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов  идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко  впадает в состояние «социальной  дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи  отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что  девиантное поведение может принимать  самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать  данное явление, проявляя дифференцированный подход. 

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению  общественных потребностей. Вместе с  тем вопрос о том, в какой степени  должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы  для общества, до сих пор практически  не разрешён. Если рассматривать любые  области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определённо ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские  культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или  нормы этикета наших отцов  и дедов?). Удовлетворительный ответ  на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного  поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные  отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению  полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что  подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

 

Система социальных санкции

 

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять  нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции — разветвленная  система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с  ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность.

конформизм представляет собой  внешнее согласие с общепринятым, потому что внутренне индивид  может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм — цель социального  контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она  должна завершаться внутренним согласием  с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

формальные позитивные санкции(Ф+) — публичное одобрение со стороны  официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные  награды, го­сударственные премии и  стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к  высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем  правления).

неформальные позитивные санкции(Н+) — публичное одобрение, не исходящее  от официальных организаций: дружеская  похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава,-почет, лестные отзывы, признание  лидерских или экспертных качеств, улыбка.

формальные негативные санкции(Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских  прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация  имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

неформальные негативные санкции(Н—) — наказания, не предусмотренные  официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют  ключевую роль в системе социального  контроля.

Вывод: санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального  контроля.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное  открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного  поступка, то надеемся, что он знает  не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции  соединены в единое целое. Если у  какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она  перестает быть элементом социального  контроля.

Применение социальных санкций  в одних случаях требует присутствия  посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом  кадров учреждения и предполагает предва­рительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной  процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится  судебное решение. Привлечение к  административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, иногда и  милиционера. Присвоение ученой степени  предполагает не менее сложную процедуру  защиты научной диссертации и  решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых  привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается  самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму  контроля надо считать самоконтролем.

Обобщим сказанное и  сделаем выводы: социальные санкции  представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости  от способа вынесения санкций  — коллективного или индивидуального  — социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции  бывают строгими, или жесткими, и  нестрогими, или мягким

 

Литература

 

Кравченко А.И. Социология: Учебник  для вузов. - М.: Академический проект, 2000.

Фролов С.С. Социология: Учебник. –  М.: Гардарики, 2000.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.

 

 

 

 


Информация о работе Социальное поведение