Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:53, контрольная работа
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.
Введение3
Социальное проектирование: сущность, этапы, методы 4
Виды социального проектирования8
Роль социального проектирования10
Заключение12
Список литературы13
Некоммерческое акционерное общество
«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа №1
По дисциплине: Социология
Тема: «Социальное проектирование».
Выполнил: Турганов А.А. Группа БВТ-09-5
Проверил: Орынбекова Д.С.
___________________________«__
Содержание
Введение3
Социальное проектирование: сущность, этапы, методы 4
Виды социального проектирования8
Роль социального проектирования10
Заключение12
Список литературы13
Введение
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.
На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.
В настоящее время
наряду с традиционными видами
складываются новые
1.Социальное проектирование: сущность, этапы, методы.
Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование «матрицы идей», когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей.
Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т. е. переход времени с момента его появления до окончания практической реализации. Этот цикл можно разделить на фазы (этапы, стадии), которые представляют собой определенные микроциклы:
– замысел (идеи);
– анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы;
– разработку проекта;
– реализацию проекта;
– оценку результатов (итогов);
– подведение итогов (закрытие проекта).
Выполнение (реализация) социального
проекта требует определенной совокупности
работ, которые делятся на основные и обеспечивающие.
К основным работам относятся:
– предпроектный анализ (изучение социальной проблемы и ее характеристик);
– определение главных целей;
– планирование социального проекта (кто и в какие сроки будет разрабатывать проект);
– собственно разработка проекта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. д.;
– принятие и утверждение тем или иным субъектом социального проекта;
– его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив;
– подведение итогов выполнения проекта (его закрытие).
Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект.
Важным методом социального
проектирования является аналогия.
Эти подходы к делу в известных пределах
могут служить образцом, эталоном, даже
если не все в них в должной степени проработано.
Беря самое лучшее и освобождаясь от неоправдавших
себя идей, социальный проект, созданный
по аналогии, может быть использован для
конструирования социальных задач и целей.
Наиболее приемлема в социальном проектировании ассоциация, когда решение социальных проблем в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче пройти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает накопление знаний, разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.
В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на вышеупомянутые и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Осборном, связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода – метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение оценки заслуг, званий участников конкурса.
Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуется последовательность событий, определенная логика.
В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. был осуществлен очень смелый проект – Днепрогэс, реализация которого была вызвана потребностью в минимальный срок построить невиданными в истории промышленности темпами совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать все возможное в тех условиях для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала бы объективным критериям.
На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта.
На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.
Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса.
На базе полученной информации составляется задание на проектирование и то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей.
На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.
Опыт социального проектирования накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты проектирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей. Так, в недалеком прошлом для большинства производств основной социальной целью являлось создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при проектировании тщательно разрабатывались такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, стимулирование труда, повышение профессиональной подготовки и т. д.
Итак, социальное проектирование – это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.
Существует множество видов проектов. Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани или стороне проекта (табл. 2).
Таблица 2
Классификация видов проектов
Признак классификации |
Вид проекта |
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат |
Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный |
Содержание |
Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный |
Срок реализации |
Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный |
2.Виды социального проектирования.
Социальное проектирование новых производств
Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.
Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при их проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и его отношение к делу.
При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании целесообразности и экономической перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет требованиям науки.
Однако многолетний опыт формирования новых производств показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Многие «хорошие» проекты и планы испытывали трудности при их осуществлении не только по технико-экономическим причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.
При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие – в корне изменить свое содержание, а третьи – стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.
Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности, и в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эстетики. Видное место при проектировании занимают вопросы повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в отдыхе.
Теория и практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального развития новых производств, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии.
Итак, социальное проектирование новых производств – это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы – работников и членов их семей – в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.