Социальное противоречие как фактор изменения общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:37, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении сущности социального противоречия как фактора изменения общества.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- изучение типологии и роли в современном обществе социальных противоречий;
- осмысление специфики проявления социальных противоречий в обществе;
- анализ диалектической концепции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность социального противоречия…………………………………4
Диалектическая концепция о природе и функциях противоречий….11
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Социальные противоречия как источник социальных изменений.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И  СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Социальное  противоречие как фактор изменения общества

Контрольная работа

по дисциплине «Социология  конфликта»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 25с801

Смирнова А.А.

 

Проверил:

 Хвесько Т.И.

                                                                                    к.соц.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2010

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Сущность социального противоречия…………………………………4
  2. Диалектическая концепция о природе и функциях противоречий….11

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Универсальными на  сегодня представляются вопросы глобальных противоречий современного мира, пересмотра их иерархического построения, качественного и количественного изменения самих социальных противоречий. Социальное противоречие есть не что иное, как общественное отношение между определенными социальными субъектами и другими элементами социальной системы. В его основе лежат разнообразные противоположные взаимосвязи и взаимодействия элементов системы. Они пронизывают социальную систему и способствуют ее развитию.

Цель работы заключается  в выявлении сущности социального  противоречия как фактора изменения общества.

Данная цель достигается  через решение следующих задач:

- изучение типологии  и роли в современном обществе социальных противоречий;

- осмысление специфики  проявления социальных противоречий  в обществе;

- анализ диалектической  концепции.

Объектом исследования данной работы является социальное противоречие в его разнообразных проявлениях. При этом социальное противоречие предстает как многофакторное явление, развертывание которого приводит общество к неоднозначным и вероятностно детерминированным последствиям.

Предметом исследования является сущностная специфика и  роль социальных противоречий как детерминантов развития общества.

Для написания работы были использованы выдержки  из трудов следующих авторов: К.Маркс, Энгельс, Д. Зеркин и др.

 

 

  1. Сущность социального противоречия

Социальное противоречие - взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания[2]. Научное понимание социального противоречия включает характеристику его как двустороннего отношения и в другом смысле. Это — отношение взаимного проникновения (взаимополагания) и взаимоисключения противоположностей в едином. Какое бы социальное противоречие ни было бы рассмотрено, в любом случае это, с одной стороны, соотносительные взаимообусловливающие, нераздельные моменты какого-то целого, а с другой — взаимоисключающие противоположности[6]. Примером служит взаимосвязь общества и личности, которая предполагает взаимоисключения. Общество — совокупность личностей, личность не существует вне общества. Личность — это отдельный индивид, член общества, а последнее есть объединение индивидов.

Социологическая трактовка  позволяет рассматривать социальное противоречие как взаимодействие противоположных  общественно значимых отношений, связанных с несовпадением интересов и целей различных социальных групп и слоев. Социальное противоречие - непременное условие самодвижения и саморазвития социальной системы[2]. Можно утверждать, что противоречия возникают только посредством деятельности человека, развиваются и разрешаются также в результате его действий, т.к. общественная форма движения постоянно воспроизводится в предметно-материальной деятельности людей. Социальное противоречие  всегда так или иначе выражает определенное общественное отношение, а значит, касается конкретных субъектов, которые оказываются включенными (непосредственно или опосредованно) в структуру этого противоречия. Субъектно-объектная ситуация, применительно к социальным противоречиям возможна в различных вариантах:

  • взаимные отношения субъектов в противоречии (по поводу экономических форм собственности, политической идеологии, межнациональных отношений и др.), сторонами которого они являются;
  • отношение социального субъекта к предметно существующему противоречию как объекту его практической деятельности (заинтересованность в сохранении и развертывании одних противоречий при стремлении не допустить или устранить другие);
  • внутрисубъектные отношения противоречия, обусловленные либо расчлененностью субъекта на фракции, либо его объективно существующим общественным статусом;
  • отношение человечества (субъекта) к природе (объекту), нашедшее свое выражение в поисках устойчивого баланса между окружающей средой и процессами социального развития[4].

В социальном противоречии всегда включено, во-первых, отношение противоположных субъектов к разделяющему их противоречию (заключающееся в стремлении к сохранению противоречия, его консервации, либо — к устранению последнего); во-вторых, связанная с этим оценка противоречия (положительная или отрицательная, как стимула развития или его тормоза). Следует отметить, что одни и те же противоречия могут оцениваться субъектами противоположным образом, в зависимости от того, какие проявления противоречий оказываются объектом оценки. Если принимаются во внимание моменты нарушения стабильности общественной системы, гармоничности в общественных отношениях, различного рода отклонения от намеченных программ деятельности и т.д., то противоречия характеризуются в таком случае как явления негативные, как патология в общественной жизни. Если же делается акцент только на позитивных последствиях противоречий, то, обычно, формируется противоположная оценка: чем больше противоречий, тем якобы лучше для общественного прогресса. В подходах к объяснению социального конфликта наблюдаются такие же крайности.

Определение социального  противоречия как отношения взаимного  проникновения и взаимного отрицания  сторон-субъектов характеризует  его сущность. Последний может  возникнуть и возникает между  общественными агентами, так или иначе связанными между собой, живущими, действующими в рамках определенной целостности, в границах единого экономического, социального или правового пространства. Правильное  определение социального противоречия, равно как и социального конфликта, позволяет правильно понять их функцию в качестве движущей силы, стимула общественного, процесса.

Если в противоречии и  в выражающем его конфликте видеть только единство, взаимообусловленность  противоположностей, то в таком случае единство превращается в непосредственное слияние, в «мертвое тождество», в единство без противоположностей. В то же время взаимное исключение сторон, их взаимное отрицание может быть понято как необходимый процесс, как момент противоречия только в неразрывной связи с единством[1].

Социальные противоречия можно классифицировать по следующим  критериям: социальное качество противоречия как общественного отношения; субъект - носитель противоречия; социальная сфера  обнаружения противоречия; способ существования  социального противоречия. По социальному качеству различают социальные противоречия антагонистического и неантагонистического характера - в зависимости от субъекта-носителя становится возможным определить противоречия общечеловеческие, национальные, классовые, групповые и др. В зависимости от социальной среды обнаружения различают противоречия экономические, политические, идеологические и др. По способу существования (реальному бытию общественных отношений и форм социальных действий) противоречия предстают как социальные противоположности, социальные различия и социальные тождества. Социальная противоположность - это отношение конфликта между людьми, выражающееся в столкновении их коренных интересов.

Качественно иное состояние противоречия представляет такая форма его  существования, как социальное различие. Социальное различие - это отношение несоответствия интересов людей по поводу отдельных социальных объектов, обусловленное их общественным бытием. Конкретное содержание социального различия выражается с помощью терминов "существенное (несущественное) различие", "разногласие", "совпадение (несовпадение)", "диспропорция" и др. В состоянии социального различия противоречие развертывается не в социальных действиях физической борьбы людей, а в использовании социальных механизмов регулирования несовпадающих интересов и субъектов деятельности или преодоления дисфункций в протекании социальных процессов[3].

Процесс возникновения различий и  противоположностей имеет несколько  стадий. На первоначальной стадии, зарождаясь в виде возможности, социальное противоречие выступает как тождество, включающее в себя несущественные различия. На следующей стадии, в составе диалектического тождества, нарождаются и углубляются существенные различия, т.е. при общей основе в объекте возникают значительно отличающиеся друг от друга свойства и тенденции. В процессе последующего развития, на его третьей стадии, существенное различие может перерасти в противоположность и выразить себя в таком особом состоянии противоречия, как кризис, война, революция и др.

Общественные противоречия разнообразны. Одни из них связаны с сущностью  социальной системы, другие — со спецификой составляющих ее подсистем, третьи —  с разнородностью элементов общественной системы, с ее сложностью, с такими процессами, как инерция в действиях людей, в стремлении одних к прогрессу, а других к регрессу, к объединению и разъединению и т.д. Социальные противоречия нередко обусловлены социально-психологическими, этническими и иными свойствами человеческих общностей[1]. Множество противоречий между людьми возникает на почве нарушения норм, общепринятых ценностей, в результате ошибочных действий управляющих структур и т.п. Одни противоречия закономерны и действительно выступают внутренним источникам динамизма общественной системы, другие — случайны и возникают под влиянием временно складывающейся ситуации. Но и они имеют определенную объективную сторону.

Общественные противоречия — это  деятельность, направленная на его  преодоление, разрешение. В процессе деятельности формируются общественные силы, которые стремятся осуществить разрешение противоречия в своих интересах. Это состояние развивающегося противоречия и будет конфликтом. Поэтому конфликт характеризует не только борьбу противоположностей, но также и взаимосвязь, социальную взаимообусловленность. Конфликт — результат, следствие развития противоречия в целом, что, однако, не исключает определяющей роли момента борьбы, момента взаимоисключения противоположностей.

Соответственно и конфликты  рождаются как на базе закономерных объективных противоречий, так и под определяющим воздействием субъективных факторов, в результате ошибок управляющих субъектов или разного рода нарушений нормального хода общественного процесса. Однако социальные противоречия, какими бы они ни были по своей природе, в конечном итоге представляют собою, субъектно-объектное отношение. Без понимания субъектного характера социального противоречия и, соответственно, конфликта его теория перестает быть таковой. В этом плане прав был Т.Парсонс, утверждая, что без субъективной точки зрения не может быть теории социального действия[5].

Конфикт есть социальное противоречие на высшем уровне его напряжения. Естественно, не всякое противоречие является конфликтом, а только то, которое из латентного, объективного отношения развилось  в явное субъективное отношение. Конфликт — это состояние конкретного противоречия, при котором на первый план выходят противостоящие общественные субъекты, вступающие в борьбу за свои противоречивые интересы и цели, а в случае единства цели — за взаимоисключающие средства для ее достижения.

Не всякое противоречие затрагивает  непосредственно интересы личностей, групп, иных объединений людей. Веками существуют противоречия между производством  и потреблением, а взрывной характер они приобретают только в моменты  экономических кризисов, становясь противоречием социальным — между интересами социальных групп, обществом и властью. Только тогда, когда ущемляются интересы одних, за счет чего удовлетворяются интересы других, и это становится достоянием общественного сознания первых, формируется конфликт.

Можно назвать множество постоянно  воспроизводящихся в обществе противоречий, не разделяющих интересы людей и  самих их на противоборствующие группы. Каждодневно сталкиваются активное и пассивное начала, новое и  старое, инерция и динамизм, действие и противодействие, интеграция и отторжение, властвование и подчинение, управляющее и управляемое и т.д. Однако постоянной «войны всех против всех» в здоровом обществе не бывает[3].

 Интересы — вот  камертон общественных отношений.  Противоречия, достигшие сферы интересов, таят в себе конфликты, но для того, чтобы они стали реальностью, нужны определенные условия. В их числе противоположные взгляды людей, представления о своих интересах и путях их реализации, существенно различное отношение к интересам других, противоречивые цели, ставящиеся людьми для достижения собственных интересов, претензии, ожидания, чувства, страсти и т.д., то есть все то, что произрастает на базе интересов, что их выражает и что, в свою очередь, придает им конкретный человеческий характер, превращая в двигатель действия и поведения[2].

Информация о работе Социальное противоречие как фактор изменения общества