Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:48, контрольная работа
Одной из важных проблем социологической науки является проблема управления социальными процессами во всем их многообразии. В управлении, как рациональном способе организации любого социального процесса, нуждаются все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура, трудовая деятельность, быт и др. Поэтому управление представляет объект изучения многих наук и учебных дисциплин: экономической теории, политологии, социальной психологии. Специфика социологического похода к управлению состоит в том, что оно рассматривается как общественное явление, пронизывающее собой все стороны деятельности человека, его интересы, поведение, взаимодействие социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства и подчинения.
- Предмет социального управления и его объективные предпосылки.
- Структура социального управления.
- Типы, принципы социального управления и требования к управленческим кадрам.
Подготовка взаимозаменяемых работников происходит сложнее на том предприятии, где высока текучесть кадров, приходит много молодых специалистов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями, но не имеющих практических навыков в своей профессии, тем более в профессиях смежных. Поэтому проблема взаимозаменяемости на предприятии - это и проблема борьбы с текучестью кадров, укрепления стабильности трудового коллектива.
Функция регулирования производственного процесса имеет не только социальную, человеческую сторону, но и сторону техническую. Выходить из строя в процессе выполнения управленческого решения могут не только люди, но и техника, средства труда. Они нередко ломаются, требуют срочного ремонта, замены как раз в тот момент, когда они должны исправно работать, когда без них нельзя обойтись. Поэтому на стадии организации деятельности объекта управления должны быть предусмотрены меры по созданию резерва техники, запасных частей, подготовки ремонтной базы и специалистов-ремонтников.
Действующая на предприятии система подготовки взаимозаменяемых инженерно-технических и рабочих кадров, резерв техники являются основой функции регулирования производственного процесса со стороны субъекта управления в любых неблагоприятных условиях. Руководитель при необходимости всегда будет иметь возможность перегруппировать силы и средства, укрепить отстающий участок, сохранить равновесие управляемой системы, придать ей новый импульс для выполнения поставленных задач.
Заключительная стадия управленческого цикла - подведение итогов выполнения объектом управления поставленной задачи. На этой стадии субъект управления осуществляет функцию контроля, содержанием которой является получение информации о том, как выполнено управленческое решение, каковы были сильные и слабые стороны в деятельности субъекта и объекта управления. На данном этапе делаются обобщения, выводы, извлекаются уроки из проделанной работы.
Вместе с тем, контроль - не разовый акт, осуществляемый при подведении итогов управленческой деятельности по выполнению определенной задачи. Он действует на протяжении всего управленческого цикла, особенно при организации и регулирования деятельности управляемой системы. На этих стадиях осуществляется промежуточный, текущий контроль, без которого субъект управления не будет располагать информацией о ходе выполнения его организационных указаний, мероприятий по взаимозаменяемости и сохранению работоспособности трудового коллектива. Данные текущего контроля позволяют руководству вносить коррективы в процесс деятельности предприятия, принимать дополнительные меры по преодолению негативных факторов, возникающих в ходе работы. Главным образом содержанием функции контроля является итоговый контроль, осуществляемый субъектом управления на заключительной стадии управленческого цикла. Получив итоговую информацию о достижении цели и полноте выполнения поставленных задач, руководство предприятия намечает ориентиры на последующий управленческий цикл, очерчивает круг проблем для предприятия последующего решения.
Таким образам, контроль как функция субъекта управления представляет собой установление и действие обратной связи к нему от управляемой системы, без которой он не будет знать ход выполнения поставленной задачи, вследствие чего руководитель не сможет оперативно влиять на рабочий процесс. В ходе контроля могут видоизменяться, уточняться первоначальные задачи с учетом получаемой информации. Достоверность информации о состоянии объекта управления, системная периодичность ее поступления - важнейшая сторона организации контроля. Без такой информации контроль станет не действительным.
После подведения итогов крупномасштабного управленческого цикла руководство предприятия или региона может пригласить группу социологов для проведения социологического исследования с целью выявления положительных и негативных сторон деятельности субъекта управления по решению стоявшей задачи. Исследовательская группа сделает выводы и выдаст рекомендации руководству по дальнейшему совершенствованию управленческой деятельности.
Перечисленные функции, составляющие содержание управленческого цикла, выполняются субъектом управления не порознь, а в совокупности, в их взаимосвязи. Так, выработка решения осуществляется не только на начальной стадии управленческого цикла, но и на последующих стадиях, где закладываются основы будущего решения. Функции организации и регулирования выполняются уже на этапе принятия решения, в котором предусматриваются меры по организации и регулированию социальной системы в ходе выполнения данного решения. Только в единстве и взаимосвязи функций субъекта управления образуют целостный управленческий цикл.
3. Типы, принципы социального
Управленческая деятельность весьма разнообразна по своему объему и содержанию в зависимости от того, каков ее объект - то ли это общество, страна в целом, то ли это предприятие, учреждение. Но при всем своем многообразии процесс управления имеет много общего, сходного в основном и главном. Это общее в управлении находит свое выражение в основных принципах управленческой деятельности руководящих органов, лиц, специальных институтов. Принцип, как известно, есть отражение в головах людей объективных закономерностей, по которым развивается тот или иной процесс. Люди по-разному воспринимают и отражают в своем сознании эти закономерности, а значит, неодинаково формулируют и принципы управления процессами и явлениями социальной действительности. Поэтому, в социологической литературе мы встречаем разное количество и разную их трактовку.
Таким образом, принцип, как
понятие, объективен по своему
содержанию, поскольку отражает
объективные законы
Под общими принципами социального управления понимаются основные правила, которыми руководствуются люди (субъекты управления) в своей управленческой деятельности. В разное время различными отечественными теоретиками-управленцами неодинаково формулировались принципы социального управления. Значительный вклад в их раскрытие был сделан вначале 20-х годов прошлого столетия применительно к тем условиям в нашей стране новой социально-экономической системы. Затем несколько десятилетий труды по научному управлению социальными процессами не издавались, поскольку их содержание противоречило утвердившемуся в СССР волюнтарискому методу управления как в целом обществом, так и в его отдельными сферами: экономической, социальной, духовно-культурной и других сферах.
Исследования в области научной теории управления возобновились, как известно, на рубеже 60 -70-х годов. Был опубликован ряд трудов, в которых получили новую трактовку общие принципы управления социальными процессами. Одним из первых по этой проблематике вышли работы академика В. Н. Иванова, посвященные дальнейшей разработке принципов и методов научного управления были приняты и поддержаны многими авторами выходивших в дальнейшем публикаций монографического и учебного характера. Эти принципы наполнялись конкретным содержанием в соответствии с условиями управленческой деятельности, в которых они применялись. Были плодотворные попытки дополнить число принципов, изменить формулировки некоторых из них.
На сегодня наиболее употребительными и доступными для понимания являются следующие общие принципы управления социальными процессами.
Принцип объективности. Социальные процессы, подчиненные действию объективных законов и тенденций, на их основе проистекает вся деятельность людей. Чтобы результативно управлять, необходимо глубоко знать эти законы и тенденции, в каком направлении они действуют, и строить управленческую деятельность в соответствии с вектором их действия. В этом и заключается суть принципа объективности. Если же законы субъектом управления не познаны или требования игнорируются, то они действуют вопреки желаниям людей, что приводит к негативным последствиям.
Объективный характер законов общественного развития состоит в том, что законы не создаются и не могут быть отменены людьми. Они действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали люди их или нет. Это объективные связи самой системы общественных отношений, объективная логика общественного развития. Вместе с тем люди не бессильны перед действием объективных законов. Во-первых, они могут изменить условия, в которых действует тот или иной закон и тем самым видоизменить формы и в какой-то степени результат его действия, поставить его действие себе на службу. Во-вторых, познав закон, направление его действия, люди определяет принципы своей деятельности, правила поведения, способствующие объективному развитию социальных процессов.
При этом надо иметь в виду, что познание законов общественного развития зависит не только от мыслительных способностей людей, но и от степени зрелости общественных отношений. Их «недоразвитость» порождает незрелые общественные теории, недостаточную глубину проникновения в сущность объективного хода истории. Современный уровень развития общественных отношений позволяет глубоко познать действие объективных социальных законов и управлять обществом в целом и его сферами, в том числе сферой производственной, на основе этого познания, с учетом действия законов.
Принцип конкретности. Он требует от субъекта управления не только общего знания объективных законов, но глубокого изучения конкретного проявления их в определенном процессе. Внешние факторы нередко модифицируют действие того или иного закона, вызывают изменение его направленности; это необходимо учитывать в практике использования данного закона, а управление строить в соответствии с его конкретным проявлением. Для того чтобы управлять конкретно, необходима достоверная информация о внутреннем состоянии управляемого объекта, о внешних условиях его функционирования.
Конкретность социального управления в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение. Подготовленные в специальных заведениях управленческие кадры обладают глубокими знаниями в области теории управления, действия системы общественных закономерностей. Но сталкиваясь на практике с конкретным проявлением законов и закономерностей в различных отраслях производства, руководители предприятий и регионов подчас не могут разглядеть за общей теорией реальное положение вещей на подведомственных объектах, затрудняются организовать рациональное управление ими.
Так, например, закон стоимости,
согласно которому стоимость
товаров определяется
Принцип эффективности. В нем заключается главная цель управленческой деятельности - обеспечить решение поставленной задачи в возможно короткий срок при наименьших затратах трудовых и материальных ресурсов. Главное в принципе эффективности - режим экономии, но не только материальных средств, а и времени, физических и умственных сил человека. Руководствоваться требованиями этого принципа должен субъект в любой сфере социальной жизни - в государственном и культурном строительстве, в воспитании и обучении, в научной и учебной работе.
Эффективность управления как результат деятельности управляющей структуры - явление многомерное. Она может определяться по различным критериям применительно к конкретному объекту управления и условиям, в которых он функционирует. Одни критерии будут при управлении обществом в целом или какой-либо иной широкомасштабной социальной системой и другие - при управлении предприятием, производственным коллективом. Но для любого управленческого цикла главным критериями эффективности управления являются три критерия:
1. Сопоставление достигнутых
2. Мера влияния выполненных
3. Размер цены, которой «оплачено»
достижение управленческой
Принцип основного звена. В процессе управленческой деятельности субъект управления встречается с множеством проблем и задач, которые он должен решать. В цепи задач, как правило, бывает главная, составляющая основное звено этой цепи, ухватившись за которое, то есть, решив главную задачу, можно вытащить всю цепь, решить остальные проблемы. В этом суть данного принципа. Его иногда называют принципом генеральной перспективы.
Содержание и объем главной задачи, соответственно, различны для различных социальных систем. На производственном предприятии - это повышение производительности труда и улучшение качества продукции. На территории региона, в крупном городе - эта задача связана с социальным положением населения. В общем и целом главная задача на каждом историческом этапе его развития имеет разное содержание. В нашей стране такими задачами были: индустриализация (конец 20-х годов), защита от фашистской агрессии (1941-1945), восстановление народного хозяйства (вторая половина 40-х годов), развитие экономики (60-70-е годы). В настоящее время в послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года определен ряд важнейших задач развития страны на ближайшую перспективу. Такими задачами являются: обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования, смягчение проблемы бедности, развитие транспортной инфраструктуры, модернизация армии, развитие гражданского общества. Среди этих задач президент называет главную - создание в Росси свободного общества свободный людей. Это и самая главная и самая сложная задача. Главная задача - потому что несвободный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей Родине. Сложная задача - потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, позаимствовать. Эти социальные качества у людей надо сформировать всем укладом нашей жизни, воспитывать комплексом духовно-культурных средств. Подготовив таких людей, будет легче решать все остальные задачи развития нашей страны.