Социальное значение и социальные функции спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:57, творческая работа

Описание работы

I.Дискуссии о социальном значении спорта и пути их решения.
1.Предмет дискуссий.
II.Социальное значение и социальные функции спорта: потенциальные возможности.
1.Гуманистический потенциал спорта для социализации личности.
2.Диалектически-противоречивый характер потенциальных возможностей спорта.
III. Реальные социальные функции и социальное значение спорта.
1.Гуманистическая роль спорта.
2.Проблемы реализации гуманистического потенциала спорта и негативные явления в этой сфере.
3.Ситуация в современном международном и олимпийском спорте.

Файлы: 1 файл

multi_5.ppt

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Социальное значение и  социальные функции спорта

План

 

I.Дискуссии о социальном значении спорта и пути их решения.

1.Предмет дискуссий.

II.Социальное значение и социальные  функции спорта: потенциальные  возможности.

1.Гуманистический потенциал спорта  для социализации личности.

2.Диалектически-противоречивый характер  потенциальных возможностей спорта.

III. Реальные социальные функции  и социальное значение спорта.

1.Гуманистическая роль спорта.

2.Проблемы реализации гуманистического  потенциала спорта и негативные  явления в этой сфере.

3.Ситуация в современном международном  и олимпийском спорте.

 

2

                                

                                                                             3

                            Разнонаправленность оценок значимости спорта.

 1. Опрос показал, что большинство спортсменов позитивно оценивают спорт.

2. Негативные оценки спорта: бесчестным -19%, бесчеловечным, политизированным -40%; неприятным, опасным, эгоистичным– 48% ; , воинственным , враждебным, насильственным – 26%  такую характеристику дали опрошенные финские и венгерские спортсмены .

3. Преобладает позитивная оценка занятий спортом на социокультурное развитие детей и процесс их социализации.

      4. Но существует и негативная оценка. Спорт, как состязание двух сторон, всегда содействует развитию чувства первенства.

      5. Детям школьного и семейного возраста не следует предлагать чувственных развлечений, а следовательно, и таких, которые связаны с развитием стремления к первенству.

      6. Спорт с соревнованием не должен быть допущен ни и школьном, ни в семейном возрасте ребенка». Кубертен категорически возражал против организации детских Олимпийских игр. В "Олимпийских мемуарах" в качестве одного из важных результатов Конгресса в Париже (23 июня 1894 г.), на котором был создан МОК, он отметил решение о «недопущении детских соревнований» в программе Олимпийских игр».

 

Возможности спорта для социализации  личности

 

        1. Спорт воздействует: на здоровье, физические качества и способности, телосложение, исправляет дефекты формирует умения, интересы потребности,. ценностные ориентации, формирует физическую культуру и здоровый образ жизни.

        2. Спорт интегрирует технологии спортивной подготовки в процесс физического воспитания детей, подростков и молодежи.

        3. Спорт используют для подготовки к трудовой деятельности и участия в различных сферах общественной жизни.

        4. Важная роль спорта в воспитании волевых качеств и саморегуляции.

        5. Спорт развивает творческие способности человека – эвристическая функция.

        6. Спортивная деятельность приобщает к ценностям нравственной культуры. Соперничество в спорте создает условия для возникновения конфликта и спортсмен должен осуществлять постоянный нравственный выбор: оказать или не оказать помощь товарищу или сопернику; довести или не довести борьбу до конца и т.д.

        7. В спортивной деятельности есть возможности для воспитания эстетической культуры личности. Высокое спортивное мастерство  спортсмена важное условие эстетической оценки  его действий.

        8. Проявление прекрасного зависит от специфики спорта и условий соревновательной борьбы. Привести пример в футболе и гимнастике.

 

4

    9. В спорте прекрасное неразрывно связано с безобразным (грубость, невыдержанность и др.).

      10. В спорте постоянно соседствуют героическое и трагическое. Привести примеры.

      11. Спорт предоставляет широкие возможности для проявления комического , которое иногда приобретает форму сатиры, нередко переходящей в фарс. Привести пример.

       12. К эстетическим феноменам спорта относятся воспитательная, зрелищная, и рекреационная функция.

          Необходимо учитывать, что в разных видах спорта эстетические явления имеют различный удельный вес. Например, в художественной гимнастике и футболе.

         13. Спорт выполняет важную познавательную функцию.

          Поэтому спорт служит своеобразным «испытательным полигоном», исследовательской лабораторией, позволяющей выявить возможности человека и пути их совершенствования.

      

             В спорте заложены возможности для реализации не только гуманистических ценностей , но для негативного воздействия на личность, так как в природе спорта заложен конфликт.

 

 

5

      
1. Жесткая система отбора и спортивной иерархии(«звезды»,«зачетники», «неудачники») приводят к переживаниям спортсмена  своей незначительности (комплекс вины) «звездной болезни». 
2. Спорт может содействовать проявлению агрессивности спортсменов и зрителей. 
3. Спорт нередко используется реакционными  милитаристическими, националистическими, шовинистическими и др. общественно-политическими силами в экономических, политических идеологических и других целях. 
 
Гуманистическая роль спорта 
1. Гуманистическая роль спорта проявляется по отношению к детям. Социолог из Германии Г. Люшен говорит, что спорт оказывает позитивное влияние на школу. Школьники определенной команды отождествляют себя со школой и защищают ее интересы. Спорт выполняет функцию социального контроля, отвлекая учащихся от ненужных размышлений, сомнений и актов девиантного поведения.

 

6

7

 

   
 
В литературе  называют 5 основных причин, обуславливающих важность школьного спорта. 
 
1. Спорт способствует укреплению здоровья школьников. 
 
2. Воспитательное значение спорта, определяется уровнем физической подготовленности, овладением двигательными навыками требующими проявления волевых усилий и самодисциплины. 
 
3. Школьный спорт способствует укреплению единства и сближению всех членов школьного коллектива. 
 
4. Спортивные интересы, сформировавшиеся в школе нередко находят продолжение в других спортивных организациях. 
 
5. Школьный спорт - это первая cтупень к спортивным достижениям, на национальном и международном уровнях.  
 
6. Профилактическая роль спорта в решении проблемы наркомании и других проявлений девиантного поведения детей и подростков. 

.

 

 

Спорт - фактор реализации гуманистически ориентированной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями (инвалидам).

В 1964 г. Игры для людей с повреждением  позвоночника впервые были названы «Паралимпийскими», связав термин «параолимпиада» со словами «параплегия» и «олимпиада

 

Программа Паралимпийских игр  включает следующие виды спорта:

  • стрельба из лука и спортивная стрельба;
  • легкая атлетика (метание копья на дальность и толкание ядра, метание диска, забеги на различные дистанции, гонки на колясках, слалом, пентатлон и т.д.);
  • фехтование;
  • настольный теннис;
  • игры: баскетбол, футбол, волейбол, голбол, бильярд, боулинг;
  • плавание;
  • тяжелая атлетика, дзюдо и др..

 

 

 

8

Роль спорта в системе социальных  отношений.

 

1.Интегративная функция в укреплении  мира и дружбы между народами  позволяет:

  • установить контакты между странами, которые находятся в определенном конфликте;
  • народам разных стран познакомиться с достижениями культуры;
  • сформировать общие убеждения, взгляды и образцы поведения, способствующие преодолению межкультурных барьеров;
  • объединить непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей различных городов, стран, континентов.

2.Спорт выполняет в настоящее  время символическую функцию,  демонстрируя культурные образцы,  смыслы, значения, символические  (знаковые) модели:

  • мирного соперничества «символ мирного соревнования между народами в условиях взаимопонимания»;

 

9

  • единства сотрудничества и соперничества, несмотря на наличие определенных конфликтов;
  • гуманного разрешения и ограничения конфликтов;
  • социального взаимодействия на основе принципа справедливости и равенства шансов;

3.Спорт выполняет и важную  воспитательную функцию, предоставляя  возможность для решения воспитательных  задач педагогики культуры мира:

  • миролюбия, способности мирного разрешения конфликтов;
  • терпимости (толерантности);
  • навыков демократического поведения;
  • нравственного поведения в условиях соперничества.

 

10

Проблемы в реализации гуманистического  потенциала спорта

 

Со спортом связаны психические, нравственные, эстетические, коммуникативные  и другие ценности, он проявляет  себя как феномен не только  физической, но также психической, нравственной, эстетической культуры, культуры общения, культуры мира  и других сфер культуры.

 

11

 

1. Гуманистический культурный  потенциал спорта реализуется недостаточно полно и эффективно.

2. У детей и молодежи, занимающейся  спортом не развивается интерес  к различным видам интеллектуальной и художественной деятельности.

3. В спорте наблюдается девальвация духовно-нравственных ценностей.

4. Победа любой ценой, в ущерб здоровью.

5. Проблема спортивного травматизма.

12

 

5. Агрессия и насилие среди спортсменов и зрителей  в спорте высших достижений и в профессиональном спорте.

6. Физические манипуляции составляют важную и очевидную предпосылку достижения спортивного успеха.

7. Увеличивается продолжительность и интенсивность тренировки, физические нагрузки становятся все более тяжелыми.

8. Все чаще используются психические манипуляции атлетов.

9. Проявления агрессивности и эгоизма у спортсменов и тренеров.

10. Употребление анаболических стероидов, нередко в детском возрасте.

Негативные проявления в международном  и олимпийском движении, когда  спорт используется:

 

13

 

1. Средства одурманивания масс, отвлечения их от насущных социально-политических проблем, манипуляции общественным мнением, решения узкокорыстных политических целей и т.д.;

2. Для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений (Футбольная война между Гондурасом и Сальвадором);

3. Использование спорта в военно-политических целях (немецкое гимнастическое движение в борьбе против агрессии Наполеона 1812-1815 гг., национал-социалисты после 1933 г. создавали «спортивные группы защиты» используя тренировки для террористических групп. Физкультура и спорт в СССР использовалась для подготовки людей к защите страны и т.д.

 

 

Позитивные решения МОК в  олимпийском движении

 

14

 

В последнее десятилетие  в  МОК предприняты шаги направленные  на повышение роли спорта в укреплении мира и международного взаимопонимания

1. Запрещена политическая и расовая дискриминация.

2. Устранена  дискриминация в отношении женщин в сфере спорта.

3. Активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи.

4. Усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств.

5. Впервые в МОК появились женщины.

Негативные явления в олимпийском  движении.

 

15

 

1. Коммерциализация спорта.

2. Коммерциализация культурной  программы олимпийских игр.

3. «Культурная гегемония» олимпийского  движения (большинство видов спорта В МОК имеют западное происхождение).

4. Прагматический подход в  спорте и олимпийском движении. 

(восприятие спорта, не как феномена культуры, а как обыкновенной услуги, «товара»)

         Гуманистический потенциал спорта не реализуется автоматически. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под влиянием различных факторов меняется содержание, характер, направленность, социальное значение и социальные функции спорта.

Вопросы для повторения (самопроверки)

 

16

 

1.В чем суть дискуссий о  социальном значении спорта?

2.Чем определяется огромный  гуманистический потенциал спортивной  деятельности?

3.Каковы потенциальные возможности  спорта для социализации личности?

Информация о работе Социальное значение и социальные функции спорта