Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:57, творческая работа
I.Дискуссии о социальном значении спорта и пути их решения.
1.Предмет дискуссий.
II.Социальное значение и социальные функции спорта: потенциальные возможности.
1.Гуманистический потенциал спорта для социализации личности.
2.Диалектически-противоречивый характер потенциальных возможностей спорта.
III. Реальные социальные функции и социальное значение спорта.
1.Гуманистическая роль спорта.
2.Проблемы реализации гуманистического потенциала спорта и негативные явления в этой сфере.
3.Ситуация в современном международном и олимпийском спорте.
Социальное значение и социальные функции спорта
План
I.Дискуссии о социальном значении спорта и пути их решения.
1.Предмет дискуссий.
II.Социальное значение и
1.Гуманистический потенциал
2.Диалектически-
III. Реальные социальные
1.Гуманистическая роль спорта.
2.Проблемы реализации
3.Ситуация в современном
2
Ра
1. Опрос показал, что большинство спортсменов позитивно оценивают спорт.
2. Негативные оценки спорта: б
3. Преобладает позитивная оценка занятий спортом на социокультурное развитие детей и процесс их социализации.
4. Но существует и негативная оценка. Спорт, как состязание двух сторон, всегда содействует развитию чувства первенства.
5. Детям школьного и семейного возраста не следует предлагать чувственных развлечений, а следовательно, и таких, которые связаны с развитием стремления к первенству.
6. Спорт с соревнованием не должен быть допущен ни и школьном, ни в семейном возрасте ребенка». Кубертен категорически возражал против организации детских Олимпийских игр. В "Олимпийских мемуарах" в качестве одного из важных результатов Конгресса в Париже (23 июня 1894 г.), на котором был создан МОК, он отметил решение о «недопущении детских соревнований» в программе Олимпийских игр».
Возможности спорта для
1. Спорт воздействует: на здоровье, физические качества и способности, телосложение, исправляет дефекты формирует умения, интересы потребности,. ценностные ориентации, формирует физическую культуру и здоровый образ жизни.
2. Спорт интегрирует технологии спортивной подготовки в процесс физического воспитания детей, подростков и молодежи.
3. Спорт используют для подготовки к трудовой деятельности и участия в различных сферах общественной жизни.
4. Важная роль спорта в воспитании волевых качеств и саморегуляции.
5. Спорт развивает творческие способности человека – эвристическая функция.
6. Спортивная деятельность приобщает к ценностям нравственной культуры. Соперничество в спорте создает условия для возникновения конфликта и спортсмен должен осуществлять постоянный нравственный выбор: оказать или не оказать помощь товарищу или сопернику; довести или не довести борьбу до конца и т.д.
7. В спортивной деятельности есть возможности для воспитания эстетической культуры личности. Высокое спортивное мастерство спортсмена важное условие эстетической оценки его действий.
8. Проявление прекрасного зависит от специфики спорта и условий соревновательной борьбы. Привести пример в футболе и гимнастике.
4
9. В спорте прекрасное неразрывно связано с безобразным (грубость, невыдержанность и др.).
10. В спорте постоянно соседствуют героическое и трагическое. Привести примеры.
11. Спорт предоставляет широкие возможности для проявления комического , которое иногда приобретает форму сатиры, нередко переходящей в фарс. Привести пример.
12. К эстетическим феноменам спорта относятся воспитательная, зрелищная, и рекреационная функция.
Необходимо учитывать, что в разных видах спорта эстетические явления имеют различный удельный вес. Например, в художественной гимнастике и футболе.
13. Спорт выполняет важную познавательную функцию.
Поэтому спорт служит своеобразным «испытательным полигоном», исследовательской лабораторией, позволяющей выявить возможности человека и пути их совершенствования.
В спорте заложены возможности для реализации не только гуманистических ценностей , но для негативного воздействия на личность, так как в природе спорта заложен конфликт.
5
1. Жесткая система отбора и спортивной
иерархии(«звезды»,«зачетники», «неудачники») приводят к переживаниям
спортсмена своей незначительности
(комплекс
вины) «звездной болезни».
2.
Спорт может содействовать проявлению агрессивности
спортсменов и зрителей.
3.
Спорт нередко используется реакционными милитаристическими,
националистическими, шовинистическими и др. общественно-политическими
силами в экономических, политических идеологических
и других целях.
Гуманистическая роль спорта
1.
Гуманистическая роль спорта проявляется
по отношению к детям. Социолог из Германии
Г. Люшен говорит, что спорт оказывает позитивное влияние
на школу. Школьники определенной команды отождествляют
себя со школой и защищают ее интересы.
Спорт выполняет функцию социального контроля, отвлекая учащихся от ненужных размышлений,
сомнений и актов девиантного поведения.
6
7
В литературе называют 5 основных причин,
обуславливающих важность школьного спорта.
1. Спорт способствует укреплению здоровья школьников.
2.
Воспитательное значение спорта, определяется уровнем физической
подготовленности, овладением двигательными
навыками требующими проявления волевых усилий и самодисциплины.
3. Школьный спорт способствует укреплению единства
и сближению всех членов школьного коллектива.
4.
Спортивные интересы, сформировавшиеся
в школе нередко находят продолжение
в других спортивных организациях.
5.
Школьный спорт - это первая cтупень к спортивным достижениям,
на национальном и международном уровнях.
6.
Профилактическая роль спорта в решении
проблемы наркомании и других проявлений девиантного
поведения детей и подростков.
.
Спорт - фактор реализации гуманистически ориентированной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями (инвалидам).
В 1964 г. Игры для людей с повреждением
позвоночника впервые были
Программа Паралимпийских игр
включает следующие виды
8
Роль спорта в системе
1.Интегративная функция в
2.Спорт выполняет в настоящее
время символическую функцию,
демонстрируя культурные
9
3.Спорт выполняет и важную
воспитательную функцию,
10
Проблемы в реализации
Со спортом связаны
11
1. Гуманистический культурный
потенциал спорта реализуется н
2. У детей и молодежи,
3. В спорте наблюдается деваль
4. Победа любой ценой, в ущерб здоровью.
5. Проблема спортивного травматизма.
12
5. Агрессия и насилие среди спортсменов и зрителей в спорте высших достижений и в профессиональном спорте.
6. Физические манипуляции составляют важную и очевидную предпосылку достижения спортивного успеха.
7. Увеличивается продолжительн
8. Все чаще используются психи
9. Проявления агрессивности и эгоизма у спортсменов и тренеров.
10. Употребление анаболических стероидов, нередко в детском возрасте.
Негативные проявления в
13
1. Средства одурманивания масс, отвлечения их от насущных социально-политических проблем, манипуляции общественным мнением, решения узкокорыстных политических целей и т.д.;
2. Для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений (Футбольная война между Гондурасом и Сальвадором);
3. Использование спорта в военно-политических целях (немецкое гимнастическое движение в борьбе против агрессии Наполеона 1812-1815 гг., национал-социалисты после 1933 г. создавали «спортивные группы защиты» используя тренировки для террористических групп. Физкультура и спорт в СССР использовалась для подготовки людей к защите страны и т.д.
Позитивные решения МОК в олимпийском движении
14
В последнее десятилетие в
МОК предприняты шаги
1. Запрещена политическая и расовая дискриминация.
2. Устранена дискриминация в отношении женщин в сфере спорта.
3. Активизировалась работа по олимпийскому образованию детей и молодежи.
4. Усилена борьба с допингом, с применением медикаментозных средств.
5. Впервые в МОК появились женщины.
Негативные явления в
15
1. Коммерциализация спорта.
2. Коммерциализация
3. «Культурная гегемония»
4. Прагматический подход в
спорте и олимпийском движении.
(восприятие спорта, не как феномена культуры, а как обыкновенной услуги, «товара»)
Гуманистический потенциал спорта не реализуется автоматически. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под влиянием различных факторов меняется содержание, характер, направленность, социальное значение и социальные функции спорта.
Вопросы для повторения (самопроверки)
16
1.В чем суть дискуссий о социальном значении спорта?
2.Чем определяется огромный
гуманистический потенциал
3.Каковы потенциальные
Информация о работе Социальное значение и социальные функции спорта