Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:46, реферат
Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.
Брак и семья выступают для каждого человека и в качестве социальной, и в качестве индивидуальной необходимости. Значит, чем больше они изучаются и в чем большей мере результаты их изучения становятся достоянием масс, тем полнее и прочнее обеспечивается свобода людей в одной из самых важных для них сфер жизни
Введение..................................................................................................................3
1. Историческое развитие семьи...........................................................................4
2. Понятие «семьи».................................................................................................5
3. Социальное значение семьи и ее функции.......................................... ..........12
Заключение............................................................................................................16
Список использованных источников...................
Содержание
Введение......................
1. Историческое
развитие семьи.........................
2. Понятие
«семьи».......................
3. Социальное
значение семьи и ее функции.......................
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение
Семья считается
одним из четырёх фундаментальных институтов
общества, придающим ему стабильность
и способность восполнять население в
каждом следующем поколении. Одновременно
семья выступает малой группой - самой
сплочённой и стабильной ячейкой общества.
На протяжении своей жизни человек входит
в состав множества самых разных групп
- группу сверстников или друзей, школьный
класс, трудовую бригаду, клуб по интересам
или спортивную команду, - но лишь семья
остаётся той группой, которую он никогда
не покидает.
Активная
роль семьи не ограничивается лишь областью
общественного бытия, а продолжается в
других сферах общественной жизни. Как
первичная форма общности людей, семья
непосредственно сочетает в себе индивидуальное
и коллективное начала. В этом смысле она
является звеном, связующем не только
биологическую и социальную, но также
индивидуальную и общественную жизнь
людей, служит для них первым источником
социальных идеалов и критериев поведения.
При этом семья не только передаёт, но
и создаёт духовные ценности, такие, как
супружеская и родительская любовь, уважение
и любовь детей к родителям, семейная солидарность.
Брак и семья
выступают для каждого человека и в качестве
социальной, и в качестве индивидуальной
необходимости. Значит, чем больше они
изучаются и в чем большей мере результаты
их изучения становятся достоянием масс,
тем полнее и прочнее обеспечивается свобода
людей в одной из самых важных для них
сфер жизни. В свою очередь степень свободы
в принятии решения прямо и непосредственно
определяет как степень ответственности
за него, так и величину тех усилий, которые
будут направлены на его реализацию.
Семья –
это малая группа, основанная на кровно-
родственных связях и регулирующая отношения
между супругами, родителями и детьми,
а также ближайшими родственниками. Отличительными
признаком семьи является совместное
ведение домашнего хозяйства. Основу семьи
составляет как правило, брачная пара.
Однако есть семьи, характеризующиеся
совместным проживанием, общим ведением
хозяйства, но юридически не оформленные.
Количество таких семей в последнее время
заметно увеличилось. Социологи вообще
отмечают снижение желания и готовности
населения к заключению брака, что особенно
характерно для современных развитых
стран. Кроме того есть и неполные семьи,
где отсутствует один из родителей или
родительское поколение по каким-либо
причинам не присутствует вообще(например,
когда дети живут с бабушками-дедушками
без родителей).
Семья это такой фундамент
общества и такая микросреда, климат которой
способствует или препятствует развитию
моральных и физических сил человека,
становлению его как социального существа.
Именно в семье закладываются те нравственные
основы, которые способствуют развитию
личности. Семья оказывает самое большое
влияние на личность ребенка. В сфере воздействия
семьи одновременно сказываются и интеллект
и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы,
навыки и привычки. Семейное воспитание
имеет практически всеобъемлющий характер,
ибо оно не сводится только к внушению,
а включает в себя все формы воздействия
на формирующуюся личность: через общение
и непосредственное наблюдение, труд и
личный пример окружающих. Иными словами,
развитие ребенка органически вписано
в жизнедеятельность семьи. Воспитательную
функцию семьи трудно переоценить.
Общество
кровно заинтересовано в прочной, духовно
и нравственно здоровой семье. Она требует
внимания и помощи со стороны государства
в выполнении социальных функций, воспитании
детей, в улучшении материальных, жилищных
и бытовых условий.
1. Историческое
развитие семьи
Семья - один
из наиболее древних социальных институтов:
она возникла в недрах первобытного общества
значительно раньше классов, наций и государств.
Общественная ценность семьи обусловлена
её «производством и воспроизводством»
непосредственной жизни, воспитанием
детей, формированием их индивидуального
сознания.
В процессе
исторического развития отношения семьи
и общества, семьи и личности систематически
изменялись, прежде всего, под воздействием
господствующего в данном обществе способа
производства, образа жизни и общественных
отношений.
В своём историческом
развитии семья и брак прошли ряд стадий,
на которых они зародились, сформировались
в самостоятельные социальные институты
и преобразовались в соответствии с актуальными
потребностями общественной жизни, цивилизационными
устоями и социокультурными нормами.
Согласно
исследованиям ученых многие формы семьи
были унаследованы от животного мира.
Они и сегодня встречаются у “братьев
наших меньших”. Одна из таких форм - гаремная
семья. Но на заре человечества она была
не такой как средневековые или современные
семьи “гаремного типа”. Праобщина наших
далёких предков состояла из нескольких
неустойчивых гаремных объединений. И
эти гаремы время от времени перегруппировывались.
Это случалось либо тогда, когда умирал
глава, либо когда он в драке уступал главенство
новому главе.
Другой формой
человеческой семьи, тоже наблюдаемой
в стадах высших обезьян, была материнско-родовая,
когда главой становилась женщина. В таких
семьях запрещались брачные отношения
внутри рода. И в дальнейшем из этой формы
матриархата развился дуально-родовой
групповой брак, в котором все члены одного
рода имели право, и должны были вступать
в брак с любыми членами второго “братского”
рода: женщины первого - с мужчинами второго
рода, мужчины первого - с женщинами второго
и наоборот.
К концу эпохи
ранне-родовой общины постепенно сложился
парный брак. Однако его “парность” была
относительной, и обычно супруги, вступившие
в парный брак, продолжали иметь “дополнительных”
жён и мужей. Общество же относилось терпимо
как к добрачным, так и к внебрачным половым
связям. К тому же, муж и жена на протяжении
всей жизни оставались связанными каждый
со своим родом и не имели общей собственности,
а дети принадлежали только матери и её
роду.
На смену
матриархату пришёл патриархат. И непрочные
парно-брачные отношения были вытеснены
патриархальной семьёй, в которой супругов
прочно соединяло ведение общего хозяйства.
Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика
и главы) привела к тому, что уже не муж
переселялся к жене, а жена жила у мужа.
Установление
патриархата сопровождалось постепенным
ухудшением семейного и общественного
положения женщины. Если поначалу брачный
выкуп до некоторой степени ещё напоминал
традиционные подарки родне невесты, то
в дальнейшем, размеры выкупа увеличились.
И на женщину стали смотреть как на обычный
предмет купли-продажи. Поэтому замужняя
женщина должна была беспрекословно повиноваться
купившей её семье: своему мужу, “старшему”
и “старшей”. А если женщина хотела вернуться
в родительский дом, её родственники должны
были вернуть выкуп. Из-за этого развод
стал для женщины практически невозможен,
что не давало ей шанса вырваться из кабалы.
При патриархате имущество переходило
от отца к сыну, а для этого нужна была
твёрдая уверенность в отцовстве, что
и породило новые нормы брачной морали.
Супружеская неверность жены наказывалась
не только отсылкой домой или членовредительством,
но даже смертью, в то время как муж продолжал
пользоваться прежней сексуальной свободой.
Состоятельные же люди могли позволить
себе иметь наложниц. Что привело к появлению
узаконенного многожёнства.
В феодальном
обществе моногамный брак стал предметом
спекуляции. Мужчина, желающий жениться,
стремился приобрести вместе с женой и
имущество, чтобы улучшить материальное
положение своей семьи и усилить её влиятельность.
Брак превратился в средство умножения
состояния и заключался как обычное деловое
соглашение - прообраз брачного контракта.
В буржуазном обществе, как, впрочем, и
в феодальном, характерным для семей господствующего
класса было то, что зачастую оба супруга
имели любовников. Материальное положение
позволяло супругам содержать их, и даже
в пожилом возрасте “покупать” себе молодых
любовников. При этом буржуазная мораль
прощала “ошибки” мужа, но сурово осуждала
неверность жены. Правда, почти вековая
борьба за равноправие полов привела к
тому, что в настоящее время супружескую
неверность обоих супругов оценивают
почти одинаково, и чаще всего, к сожалению,
как нечто вполне допустимое.
Христианство
- одна из религий, приспособленных к частнособственническим
отношениям - не очень способствовало
равноправию супругов. Ещё евангелисты
Пётр и Павел в своём учении утверждали
господство мужчин. А католические проповедники
средневековья - Фома Аквинский, например
- изображали женщину неполноценной и
созданной лишь для похоти и вожделения.
Только с распространением культа девы
Марии церковь стала идеализировать женщину,
да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу
- до равноправия было ещё очень далеко.
В недрах
капиталистического общества зарождались
новые семейные отношения - пролетарская
семья. В ней, несмотря на то, что женщина
за труд получала меньше, чем за тот же
труд получал мужчина, у супругов было
одинаковое положение (по отношению к
средствам производства, ведь они оба
продавали свой труд и в этом были равноправны).
Такое равноправие повлияло и на семейные
отношения, и муж перестал быть хозяином
жены и детей. Появилось больше возможностей
вступать в брак по любви, ведь пролетариям
проще было вступить в брак по взаимной
влюблённости, которая могла бы развиться
в настоящую супружескую любовь. Но эти
возможности мало кого привели к счастью
из-за низкого уровня жизни, культуры и
образования.
Социалистическая
семья, как и пролетарская, основывалась
на равноправии супругов. Отсутствие частной
собственности и классовых различий способствовало
этому. И всё же социальное равенство,
общность интересов и взглядов, общая
ответственность за детей - это хорошая
почва для строительства семейного счастья,
но отсутствие реальных целей, традиций,
и сексуальной грамотности не дали миллионам
семей обрести при социализме семейное
счастье.
Таким образом,
основными этапами исторического развития
семьи и брака являются:
первобытная
орда, характеризуемая господством промискуитета
(неупорядоченных половых связей, в которые
могли вступать даже близкие родственники);
групповая семья, возникшая также при
первобытнообщинном строе периода матриархата,
но уже на основе табуирования и упорядочивания
некоторых форм социальных отношений
(например, на основе наложения табу на
близкородственные половые связи; убийство
сородича); парная семья впервые возникает
при сохранении матриархата и коллективного
брака, характеризуется выделением одного
мужчины в качестве «главного мужа», вокруг
которого начинает концентрироваться
имуществ семьи, происходит разделение
труда, зарождение ремёсел и частной собственности;
патриархальная семья оформляется при
переходе к патриархату, когда лидирующее
положение в семье и общине начинает занимать
мужчина, что закрепляется в мифологии
и ранних религиях; от мужчины начинает
вестись родословная, а женщина попадает
в полную зависимость от мужчины; моногамная
семья - разновидность парного брака, которая
сопровождает весь период цивилизации
от рабовладельческого строя до наших
дней, имея свою собственную историю и
множество вариантов заключения брака:
от родительского выбора, воровства невест
и сватовства до свободного выбора супругов
по любви.
2. Понятие
«семьи»
Жизненный
цикл семьи - последовательность значимых,
этапных событий в существовании семьи
- начинается с заключения брака и кончается
его расторжением, т.е. разводом. Многие
семьи, их называют стабильными или крепкими,
имеют только один момент (заключение
барака) и не имеют другого, а именно развода.
Неразведённые супруги проходят все стадии
жизненного цикла. Они-то и послужили учёным
в качестве идеального типа для выделения
этапов жизненного цикла семьи.
Жизненный
цикл семьи состоит в следующем. Заключение
брака - первая стадия или начальная. Фаза
от момента заключения брака до рождения
последнего ребёнка называется стадией
роста семьи.
Вторая стадия
- с момента рождения последнего ребёнка
до момента когда из родительской семьи
отделился первый взрослый ребёнок, обзаведшийся
собственной семьёй.
Третья стадия
может быть очень длинной или короткой
в зависимости от того, как быстро дети
покидают семью. Называют эту фазу «зрелой».
Продолжается она до тех пор, пока все
внуки не покинут дом своих бабушек и дедушек.
Четвёртая
стадия - одиночество в старости, или стадия
«затухания». Она заканчивается со смертью
одного из супругов.
Завершающая
стадия жизненного цикла как бы повторяет
первую - брачная пара остаётся наедине
с собой. Разница лишь в возрасте. Семья
из которой ушли все дети называется «пустым
гнездом».
В Европе
и Америке пожилых пар, проживающих отдельно
от детей больше, т.к. молодым легче найти
жильё, а так же в обществе преобладает
индивидуалистические ценности. В России,
особенно на селе, гораздо больше 3-х поколенных
семей: пожилая пара живёт совместно с
повзрослевшими детьми, которые заботятся
о ней духовно и материально. Под одной
крышей могут проживать и три и четыре
поколения. Это значит что стадии «пустого
гнезда» в такой семье нет.
Заключению
брака и образованию семьи предшествует
длинный процесс «примерки» т.н. добрачный
период. Добрачный период посвящён тому,
что подростки и юноши набираются жизненного
опыта. Это очень важный ответственный
период в жизни.
Если брак
распространяется на отношения супругов,
то семья захватывает супружеские родительские
отношения, кроме того семья является
ещё и социальной организацией.
Выделяют
два главных типа семей - традиционную
(или классическую), она же называется
расширенной (многопоколенной), и современную
нуклеарную (двухпоколенную) семью. Различают
также родительскую семью, или семью происхождения,
и прокреационную, или новообразованную
(она создаётся взрослыми детьми).
По числу
детей различают бездетную, однодетную
и многодетную семьи. По критерию господства
в семье мужа или жены выделяют патриархальную
и матриархальную семьи, а по критерию
лидерства - патернальную (глава семьи
мужчина), материальную (глава семьи женщина)
и эквалитарную (оба супруга в равной степени
считаются главой семьи).
Современная
семья - первичная социальная экономическая
ячейка, включающая обычно двух родителей
и одного ребёнка. Её называют нуклеарной
семьёй (от лат. nucleus - ядро). Она названа
так потому, что демографическим ядром
семьи, отвечающей за воспроизводство
новых поколений, являются родители и
их дети. Они составляют биологический,
социальный и экономический центр любой
семьи. Все остальные родственники - бабушки,
дедушки, тёти, дяди и т.п. относится к периферии
семьи. Если все они живут вместе, то семья
называется расширенной.
Нуклеарная
семья - это кровно-родственная группа,
образованная двумя поколениями. Повзрослевшие
дети создали свою семью и отделились
от родителей. У них появились свои дети.
Те повзрослели, создали семью, отделились.
Так продолжается цепочка ядерного деления
нуклеарной семьи. Если новая семья не
отъезжает, то образуется расширенная
семья. Но в этом случае хотя бы формально
надо различать два типа семей:
- родительская
семья, или первичная семья;
- новообразованная
семья, или вторичная семья.
Вторичная
семья, образованная браком взрослых детей
- членов первичной семьи, она включает
мужа, жену и их детей.
Нуклеарная
семья возможна только в тех обществах,
где взрослые дети имеют возможность после
брака жить отдельно от родительской семьи.
В настоящее
время многопоколенная семья всё больше
вытесняется двухпоколенной. Она называется
нуклеарной семьёй. В Западной Европе
США и России нуклеарные семьи составляют
более 70% семей.
При анализе
стадии развития социального общества
заметно, что нуклеарная семья претерпевает
определённую эволюцию. На ранней стадии
ей была присуща однокарьерная модель,
при которой отец был занят в общественном
производстве, зарабатывал деньги и содержал
семью, а мать была занята только домашним
хозяйством. На более поздней стадии для
нуклеарной семьи характерна двухкарьерная
модель, при которой отец и мать оба работают
и поровну делят домашние заботы. Такие
семьи называют ещё двухдоходными и семьями
с двумя кормильцами. Россия страна с большим
числом семей с обоими работающими супругами.
Работа не
только экономически, но и социально необходима
для многих женщин. Они не хотят быть оторванными
от коллектива и общения с людьми. Быт
засасывает, работа позволяет ей быть
всегда в «форме». Сравнивая кругозор
и уровень интеллектуального развития
работающих и неработающих женщин, психологи
отдают предпочтение первым. Хотя, конечно
же, необходимость дополнительного заработка
для семьи остаётся основным мотивом трудоустройства
для 80% работающих женщин в нашей стране.
Занятость
в производстве не освобождает женщину
от домашних дел, поэтому у работающих
женщин по сравнению с работающими мужчинами
трудовая нагрузка возрастает в два раза.
Снять двукратную нагрузку с жены может
только муж, вот почему учёные говорят,
что равное распределение домашних обязанностей
- справедливая плата за работу женщины
вне дома.
Женщина
выполняет три роли - супружескую, родительскую,
профессиональную. Работа вне дома, как
оказалось, компенсирует стресс, она помогает
женщине легче преодолевать напряжение
в супружеских отношениях. Но выясняется
и другое: когда женщина чрезмерно увлекается
работой и забывает о доме, напряжённость
в семье растёт. Она забрасывает не только
хозяйство, но и воспитание детей. У мужа
и детей растёт неудовлетворённость. Общество
традиционно закрепило за женщиной роль
хозяйки и воспитателя. Хотя профессионально
большинство женщин не уступает мужчинам,
но их зарплата во всех странах как минимум
на 30% меньше, поэтому главным добытчиком
всё равно остаётся мужчина.
Таким образом,
у большинства женщин неудовлетворённость
жизнью наступает, когда они не справляются
с родительской и супружеской ролями,
а у мужчин с профессиональной. Культурный
уровень супругов является очень важным
фактором. Именно с более высоким уровнем
образования мужья больше помогают жёнам.
В современных семьях где оба супруга
работают, наибольшее напряжение в выполнении
ролей испытывает женщина. Поэтому она
предпочитает ограничивать число детей,
а не отказываться от работы.
Мать гораздо
чаще чем отец является для подростков
авторитетом. С матерью обсуждаются учебные
дела, взаимоотношения с товарищами свои
занятия в свободное время. Для женщины
большее значение имеет помощь мужа в
уходе за ребёнком, нежели его помощь по
дому. Равный же вклад отцы и матери вносят
в процесс социализации нравственного
воспитания и развития социальных навыков.
Как же определяется
лидерство в семье?
В индустриальном
обществе власть мужа держится на общем
социальном статусе, успехах в профессиональной
деятельности и заработке. В современном
обществе супруги, отвечая на социологическую
анкету, затрудняются определить, кто
из них глава (глава семьи).
При принятии
решений в семье во всех странах главную
роль играет материальный фактор: тот
супруг, который больше зарабатывает,
имеет и больше власти в семье. Поскольку
заработок тем выше, чем выше квалификация,
а стало быть и уровень образования, постольку
мужчина оказывается на вершине семейной
пирамиды сразу по трём критериям: высокий
образовательный профессиональный статус,
а также высокий доход.
У жён обычно
более низкий доход, после появления детей
они становятся зависимыми от мужа, так
как в случае развода им самим придётся
содержать семью. Если женщина работает,
это автоматически не уравнивает их шансы
в семье. Отцовство имеет в обществе более
высокий социальный статус.
Супружеская
власть - весьма сложное явление. Казалось
бы, она зависит от материальных факторов,
а психологические и моральные факторы
как бы отходят на второй план. На самом
деле сила любви одного партнёра к другому,
как и степень потребности одного в другом
могут сыграть решающую роль. Тот из супругов,
кто в меньшей мере заинтересован в другом,
и будет доминировать в браке. Если женщина
сильнее испытывает потребность в любви
(а чаще всего так и происходит), то она
займёт подчинённую позицию. Но женщины
агрессивнее в выражении своих эмоций:
где криком, где плачем, они добиваются
того, что мужчина уступает просто, для
того чтобы не связываться с ними.
Для женщины
функция лидера - фактически дополнительная
нагрузка, которая добавляется к домашней
работе и воспитанию детей. Но вот парадокс:
женщина одновременно устаёт от своего
лидерства и постоянно его добивается.
Семья, под
каким бы углом зрения ее ни рассматривали,
столь многослойное социальное образование,
что неудивительны упоминания о ней почти
во всех разделах социологии. Она сочетает
в себе свойства социальной организации,
социальной структуры, института и малой
группы, входит в предмет изучения социологии
воспитания и, шире, социализации социологии
образования, политики и права, труда,
культуры и т.д., позволяет лучше понять
процессы социального контроля и социальной
дезорганизации, социальной мобильности,
миграции и демографических изменений.
Без обращения к семье немыслимы прикладные
исследования во многих сферах производства
и истребления, массовых коммуникаций,
она легко описывается в терминах социального
поведения, принятия решений, конструирования
социальных реалий и т.д.
Исходя из
этого, определения семьи должны стремиться
соединить разнокачественные проявления
семейной универсальности и, прежде всего,
в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять
друг другу признаки семьи как социального
института и как социальной группы. Прибегая
к представлениям об общесемейной деятельности
или о семейном поведении, можно получить
удовлетворительные дефиниции семьи,
объединяющие разнокачественные свойства
семьи, брака и родства.
Существует
множество дефиниций семьи, выделяющих
в качестве семьеобразующих отношений
различные стороны семейной жизнедеятельности,
начиная от простейших и крайне расширительных
(например, семья - это группа людей, любящих
друг друга, или же группа лиц, имеющих
общих предков либо проживающих вместе)
и кончая обширными перечнями признаков
семьи. По оценке известного польского
социолога Яна Щепаньского, жизнь семьи,
фазы её развития, её структура и изменения
во внутренней жизни зависят от изменений
в развитии цивилизации, более широких
общностей и глобального общества. Промышленная
революция, согласно Щепаньскому, повлекла
за собой ряд процессов, которые путём
эмансипации женщин, доступа женщин к
образованию и к профессиональному труду
изменили их роль в семье, привели к ограничению
многих функций, прежде всего экономических,
и т.д. Развитие индустриального общества,
изменение в демографической структуре,
преобразования, происходящие в общественных
классах, социальные и политические революции
всегда вызывают определённые изменения
в жизни семьи. Однако настойчиво повторяющиеся
на протяжении последних 150 лет теории
о повсеместном и принципиальном кризисе
семьи, утверждающие, что в современной
промышленной цивилизации семья перестаёт
выполнять свои социальные функции, что
она становится разлагающимся институтом,
в упадке, - словом, различные катастрофические
теории разложения семьи фактами не подтверждаются.
Семья изменяет структуру и функции, приспосабливается
к изменившемуся глобальному обществу.
Эти изменения вызывают различные явления,
неизвестные прежде. Однако число заключённых
браков не падает ни в одной стране. Внутренние
силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо
внешнее давление могло «уничтожить»
её как институт.
Согласно российским социологам А.И.Антонову
и М.В.Медкову («Социология семьи», 1996)
социальная сущность семьи заключается
в выполнении ею функции воспроизводства.
Воспроизводство населения характеризуется
рождением индивидов, количественным
замещением носителей статусов и ролей.
Воспроизводство населения создаёт демографическую
среду общества, тогда как социальные
процессы, относящиеся к формированию
и функционированию личностей, не просто
поддерживают существующие структуры
и институт, но и изменяют их. Эти изменения
социума в свою очередь влияют на демографические
процессы. То же самое относится и к семейным
процессам социализации и содержания
детей.
Таким образом,
Антонов и Медков подчёркивают, что семья
занимает ключевое положение среды социальных
институтов по своей экзистенциальной
сущности - по поддержанию существования
членов семьи и по рождению - социализации
детей. Семья является таким эволюционным
изобретением человечества, которое гармонично
соединяет существование с продлением
семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает
статусно-ролевыми исполнителями остальные
социальные институты, способствуя их
выживанию и существованию общества в
целом.
Семья
является предметом изучения многих общественных
наук. Каждая их этих наук стремится дать
дефиницию семьи и определить её функции.
С точки зрения содержания, структуры
и форм семьи есть исторически изменяющаяся
социальная группа, универсальными признаками
которой являются: гетеросексуальная
связь
система
родственных отношений, обеспечение и
развитие социальных и индивидуальных
качеств личности, осуществление определённой
экономической деятельности.
Социологическая
дефиниция семьи как парциальной социальной
группы указывает на то, что характер отношений
в семье, её структура и форма исторически
изменчивы, отчего и сама семья является
исторически изменчивой социальной группой.
Одновременно социологическая дефиниция
семьи указывает на её биологическую,
биосоциальную и экономическую основу.
В любом обществе
семья имеет двойственный характер. С
одной стороны, это социальный институт,
с другой - малая социальная группа, имеющая
свои закономерности функционирования
и развития. Отсюда её зависимость от общественного
строя, существующих экономических, политических,
религиозных отношений и одновременно
- относительная самостоятельность. С
институтом семьи тесно связан другой
общественный институт - институт брака.
Брак можно определить как санкционированную
обществом, социально и личностно целесообразную,
устойчивую форму половых отношений. Семья
- малая группа, основанная на родственных
связях и регулирующая отношения между
супругами, родителями и детьми, а также
ближайшими родственниками. Отличительным
признаком семьи является совместное
ведение домашнего хозяйства. Историческое
становление фамилистической культуры.
Семейная
жизнь - это вершина огромных усилий, предпринятых
супругами задолго до заключения брака.
Семья это не начала, а середина пути. А
начинается этот путь со знакомства, которое
может принимать три формы:
- самостоятельное
знакомство без посредников;
- знакомство
через формального посредника (брачное
агентство);
- знакомство
через неформальных посредников (родители,
знакомые, товарищи, свахи).
Первое свидание,
ухаживание играют важную роль в укреплении
взаимных чувств. Это самый романтичный
период совместной жизни. Период ухаживания
можно сравнить с «испытательным сроком»
для молодого специалиста. Здесь проверяется
всё: умение готовить, шить, прибирать
в комнате, заниматься мелким ремонтом,
способность рационально тратить деньги,
познание в практических и теоретических
науках, сексуальная грамотность и культура
поведения. В период ухаживания люди не
только познают, но и воспитывают друг
друга. Они что называется «притираются»:
учатся делать взаимные уступки, контролировать
свои эмоции, идти на мировую после ссоры,
оказывать знаки внимания и ласки.
Следующий
этап в добрачном поведении - сватовство.
Сватовство представляет обряд предложения
брака, согласно которому жених «просит
руки» своей избранной у её родителей.
Затем наступает
черёд помолвки. Это обряд объявления
будущих молодожёнов женихом и невестой.
Обычно оно объявляется в день подачи
в ЗАГС заявления о регистрации брака.
Брак в обществе
считается единственно приемлемой, социально
одобренной и закреплённой законом формой
не только разрешённых, но и обязательных
сексуальных отношений супругов. Сексуальная
неудовлетворённость или измена одно
из них в современном обществе служит
достаточным поводом для юридического
расторжения брака.
Брак представляет
совокупность формальных предписаний,
определяющих права, обязанности и привилегии
мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении
к своим детям, родственникам и обществу
в целом. Иными словами, брак - это контракт,
который заключается тремя сторонами
- мужчиной, женщиной и государством. В
отличие от всех других формальных контрактов,
существующих в обществе, в нём оговорена
только одна дата - дата заключения брачного
соглашения, подразумевая, что брачные
узы скрепляют людей до конца жизни. Институт
брака самим фактом своего существования
свидетельствует, что общество преднамеренно
разделяет все виды половых отношений
на одобряемые и неодобряемые, а государство
- на разрешённые и неразрешённые. Брак
- это санкционированный обществом сексуальный
союз определённой продолжительности
между двумя и более индивидуумами. Как
правило брак оформляется особой процедурой
(бракосочетанием), накладывает определённые
обязанности на супругов. Выделяют два
главных типа брака - эндогамный и экзогамный.
Кроме того существуют две другие формы
- моногамия (союз мужчины и женщины) и
полигамия (брачный союз более чем двух
партнёров). Каждая из этих форм, в свою
очередь, подразделяется на несколько
видов. Классификация форм брака по экономическому
критерию даёт неравный брак и покупной
брак, последний принимал дарообменную,
священную и выкупную (частный вид - колымный
брак) формы. Способ каким выбирается брачный
партнёр, подразделяет все виды брака
на два типа - экзогамный и эндогамный.
При эндогамии партнёр выбирается только
из той группы, к которой относится сам
выбирающий. Экзогамия предполагает выбор
брачного партнёра из чужой группы. Чужой
группой может стать класс, раса, нация,
территориальная группа, возрастная категория.
В государствах
Средней Азии до сих пор сильны традиции
эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи,
киргизы, туркмены, узбеки относятся к
тюркоязычной общности. Брак внутри этой
своей общности считается допустимым,
а за её пределами - нежелательным. Ещё
сильнее влияет на выбор брачного партнёра
религиозный фактор - брак с мусульманином
поощряется, а с немусульманином осуждается.
Классификацию формы брака можно провести
по самым разным критериям. Брак по сговору.
Брак по любви. Брак по расчёту. Брак по
рекомендации посредников. Посредники
- друзья и знакомые, которые рекомендуют
будущего жениха или невесту. На долю брака
по сговору приходится 5,8%, браков по сватовству
- 18,4%, по знакомству родственников - 37,5%,
по знакомству друзей - 24,1%, по личному
знакомству - 12,7%, прочих браков - 1,6%.
В любом обществе
древнем или современном семья формируется
через брак. Брак - совокупность обычаев,
которые регулируют супружеские отношения
мужчины и женщины. В современной европейской
культуре такие обычаи включают знакомство,
обручение, обмен кольцами, разбрасывание
риса или денег во время брачной церемонии,
медовый месяц и т.д. кроме того, брак подразумевает
некоторые правила поведения, ставшие
традицией, например добрачное целомудрие,
супружескую верность, обязательство
поддерживать супруга всю жизнь. Наконец,
брак неотделим от законов, связанных
с ним: регистрация брака, право на развод
по уважительным причинам, право признания
брака фиктивным в случае обнаружения
мошенничества, отсутствие родства между
вступающими в брак.
Все эти нормы,
по определению американского социолога
К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру,
которую называют институтом брака. В
обществе такой институт выполняет ряд
важных функций - воспроизводство людей,
воспитание детей, сексуальное и эмоциональное
удовлетворение.
Образно
говоря, брак - ворота в семейную жизнь.
По определению Э. Богардуса, брак является
институтом, допускающим мужчин и женщин
к семейной жизни. Брак - институт, регулирующий
отношения только супругов, а семья - институт,
регулирующий, кроме того, ещё и отношения
между родителями и детьми.
Брачные
отношения регулируются типовыми нормами
- юридическими и культурными. Юридическими
нормами обычно регулируются такие вопросы,
как владение имуществом; материальные
обязательства супругов по отношению
к детям и друг к другу и т.д. культурные
нормы регулируют брак на основе морали,
традиции и обычаев. К их числу относятся
нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного
поведения, распределения власти и обязанностей
между супругами, после разводного поведения.
Семья прежде
всего создаётся отношениями «родители-дети»,
а брак оказывается легитимным признанием
тех отношений между мужчиной и женщиной,
тех форм сожительства или сексуального
партнёрства, которые сопровождаются
рождением детей. Для более полного понимания
сути семьи следует иметь в виду пространственную
локализацию семьи - жилище, дом, собственность
- и экономическую основу семьи - общесемейную
деятельность родителей и детей, выходящую
за узкие горизонты быта и потребительства.Таким
образом, семья - это основанная на единой
общесемейной деятельности общность людей,
связанных узами супружества - родительства
- родства, и тем самым осуществляющая
воспроизводство населения преемственность
семейных поколений, а также социализацию
детей и поддержания существование членов
семьи. Лишь наличие триединого отношения
супружества - родительства - родства позволяет
говорить о конституировании семьи как
таковой в её строгой форме. Факт одного
или двух или названных отношений характеризует
фрагментарность семейных групп, бывших
прежде собственно семьями (по причине
«повзросления» и отделения детей, распада
семьи из-за болезни, смерти её членов,
из-за разводов и других видов семейной
дезорганизации) либо не ставших ещё семьями.
Например, семьи молодожёнов, характеризующиеся
только супружеством и ввиду отсутствия
детей не обладающие «родительством»
(отцовством, материнством), и родством,
кровным родством детей и родителей, братьев
и сестёр.
Обычно "ядром"
семьи считают супружескую пару, и все
статистические классификации состава
семей строятся в зависимости от добавления
к "ядру" детей, родственников, родителей
супругов(2).
С социологической
точки зрения, правильнее за основу брать
наиболее распространенный в населении
тип семьи с триединством названных отношений основной тип
семьи, а те семейные объединения, которые
образуются при вычитании одного из трех
отношений, лучше именовать семейными
группами. Данное уточнение связано с
тем, что в последние годы в социологии
семьи на Западе и в нашей стране стала
заметной склонность сводить суть семьи
к любому из трех отношений, чаще всего
- к супружеству, и даже партнерству. Не
случайно в американской энциклопедии
брака и семьи М. Сасмена и Сьюзен Стенмец
ряд глав посвящен "альтернативным
формам" семьи, т.е. тому, что точнее
называть семейными группами, хотя фактически
эти главы относятся к супружеству, скорее
даже к партнерству или сожительству.
3. Социальное
значение семьи и ее функции. Структура
и функции семьи.
Жизнь семьи
и ее социальные функции многогранны.
Они связаны с интимной жизнью супругов,
продолжением рода, воспитанием детей.
Все это основывается на соблюдении определенных
нравственных и правовых норм: любви, уважения,
долга, верности и т.д.
Социология
семьи уделяет первостепенное внимание
выяснению структуры и функций семьи.
Структура семьи - это не только её количественный
состав и число совместно живущих поколений,
но и система позиций, социальных ролей
отношений её членов. По структурным особенностям
различаются семьи нуклеарные и расширенные.
Нуклеарная семья - это семейная структура,
состоящая из взрослых родителей и детей,
находящихся на их иждивении. В большинстве
обществ именно такая семья считается
важным и даже основным социальным объединением.
Расширенная семья - это такая семейная
структура, которая помимо нуклеарной
семьи (супругов и их детей) включает других
родственников, например, дедушку или
бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.
Структура
семьи далеко не всегда совпадает со структурой
брака, что обусловлено различиями этих
двух тесно связанных друг с другом, но
всё-таки разных социальных явлений.
По своим
структурным параметрам выделяются следующие
формы брака:
1. Моногамия
- это брак между одной женщиной и одним
мужчиной;
2. Полигамия
- брак между одним и несколькими дружными
индивидами;
3. Групповой
брак - брак между несколькими мужчинами
и женщинами.
В зависимости
от предпочитаемого партнёра брак может
быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного
строя запретом браков в пределах одной
родственной группы) и эндогамией (брачной
связью внутри определённой социальной
группой, например, внутри племени).
По мере развития
общества брак из преимущественно экономического
института всё больше превращался в морально-правовой
союз мужчины и женщины, основанный на
любви, личном выборе. Происходит перераспределение
обязанностей мужа и жены в экономическом
обеспечении семьи, ведении домашнего
хозяйства и воспитании детей. В результате
ослабления давления экономических и
правовых уз в современной семье возрастает
роль внутрисемейных отношений в обеспечении
её устойчивости и прочности.
Ролевое
взаимодействие в семье есть совокупность
норм и образцов поведения одних членов
семьи по отношению к другим. Традиционные
роли, кода женщина вела домашнее хозяйство,
воспитывала детей, а муж был хозяином,
собственником имущества и обеспечивал
экономическую самостоятельность семьи,
изменились. На сегодняшний день подавляющее
число женщин участвуют в производственной
деятельности, экономическом обеспечении
семьи, принимают равное участие в общественных
решениях. С одной стороны, это способствовало
развитию женщины как личности, равности
супругов, но с другой - привело к снижению
уровня рождаемости увеличению числа
разводов.
Говоря о
функциях семьи, следует помнить, что речь
идёт об общественных результатах жизнедеятельности
миллионов семей, которые обнаруживаются
на уровне общества, имеют общезначимые
последствия, характеризуют роль семьи
как социального института. Нельзя делить
функции семьи на главные и второстепенные;
все семейные функции - главные, однако
необходимость различать среди них те
особые, которые позволяют отличать семью
от других социальных институтов, привела
к выделению специфических и неспецифических
функций семьи.
Специфические
функции семьи вытекают из сущности семьи
и отражают её особенности как социального
явления, тогда как неспецифические функции
- это те, к выполнению которых семья оказалась
принуждённой или приспособленной в определённых
исторических обстоятельствах. Таким
образом, специфические функции семьи,
к которым относятся рождение (репродуктивная
функция), содержание, социализация детей,
остаются при всех изменениях общества,
хотя характер связи между семьёй и обществом
может изменяться в ходе истории.
Неспецифические
функции семьи, связанные с накоплением
и передачей собственности, статуса, организацией
производства и потребления, домохозяйства,
отдыха и досуга, отражают исторический
характер связи между семьёй и обществом,
раскрывают исторически переходящую картину
того, как именно происходит рождение,
содержание и воспитание детей в семье.
Поэтому семейные изменения заметнее
всего обнаруживаются при сравнении неспецифических
функций на разных исторических этапах:
в новых условиях они модифицируются,
сужаются либо расширяются, осуществляются
полностью или частично и даже исчезают
вовсе.
Семья выполняет
целый ряд функций, среди которых важнейшими
являются репродуктивная, культурного
наследия, социального контроля, эмоционально-психологического
стабилизатора и т.д.
Репродуктивная
функция (от лат. Productjo - самовоспроизведение,
размножение, производство потомства)
обусловлена необходимостью продолжения
человеческого рода.Репродуктивная функция
включает в себя воспроизводство в детях
численности родителей, т.е. принимает
участие в количественном и качественном
воспроизводстве населения. Можно сказать,
что это - самая важная функция. Ведь, рассуждая
логически, чтобы через 25-30 лет население
нашей страны было не меньше, чем сейчас,
необходимо, чтобы детей в семье было не
меньше чем родителей.
В настоящее
время, по причине преобладания городского
образа жизни, увеличения занятости женщин,
тяжелейшего экономического положения
рождаемость падает. Конечно, стоит отметить
и связь общего количества разводов и
абортов.
Основными
факторами, обусловливающими сокращение
величины семьи, являются: падение рождаемости;
тенденция к отделению молодых семей от
родительских; увеличение в населении
доли семей с одним родителем в результате
роста разводов, овдовений, рождения детей
одинокими матерями; качество здоровья
населения и уровень развития здравоохранения
в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого
населения по состоянию здоровья не способны
иметь детей из-за плохой экологии, аморального
образа жизни, болезней, плохого питания
и т.д.
Функция
культурного наследия, благодаря которой,
семья поддерживает культурную непрерывность
общества путём передачи культурного
наследства следующим поколениям:
-функция
социального контроля, особое место занимает
у молодого поколения. Её содержание составляют
моральная регламентация поведения членов
семьи в различных сферах жизнедеятельности,
а также регламентация обязательств между
супругами, родителями и детьми, представителями
старшего и младшего поколений. Сюда входит
формирование и поддержание моральных
и правовых санкций при нарушении социальных
норм членами семьи,
-функция
эмоционально-психологического стабилизатора
заключается в том, что семья обеспечивает
индивидам удовлетворение эмоциональных
потребностей, потребление интимной совместной
жизни, даёт ощущение безопасности, обеспечивает
эмоциональное равновесие, а поэтому предотвращает
дезинтеграцию личности.
-важную роль
в процессе первичной социализации играет
воспитание ребёнка (воспитательная функция)
в семье. Родители были и остаются первыми
воспитателями ребёнка.
Воспитание
ребёнка в семье - сложный социально-педагогический
процесс. Он включает влияние всей атмосферы
и микроклимата семьи на формирование
личности ребёнка. Возможность воспитательного
воздействия на ребёнка заложена уже в
самой природе отношения родителей к детям,
сущность которого заключена в разумной
опеке, сознательной заботе старших го
младших. Отец и мать проявляют заботу,
внимание, ласку к своему ребёнку, защищают
от жизненных невзгод и трудностей. Существуют
различные по характеру требования родителей
и особенности взаимоотношений родителей
и детей.
Требование
родителей реализуются в их сознательной
воспитательной деятельности с помощью
убеждения, определённого образа жизни
и деятельности ребёнка и т.д. Личный пример
родителей - важнейшее средство влияния
на воспитание ребёнка. Его воспитательное
значение основывается на присущей детскому
возрасту склонности к подражанию. Не
имея достаточных знаний и опыта, ребёнок
копирует взрослых, подражает их действиям.
Характер отношений родителей, степень
их взаимного согласия, внимания, чуткости
и уважения, способы решения различных
проблем, тон и характер разговоров - всё
это воспринимается ребёнком и становится
образцом для его собственного поведения.
-досуговая
функция семьи имеет своей целью организацию
рационального и благотворного для членов
семьи проведения свободного времени,
оказание им поддержки в развитии своих
способностей и талантов, в удовлетворении
потребностей в совместном ведении досуга,
взаимообогащении интересов.С нею взаимопереплетается
рекреативная функция, ориентированная
на совместный отдых членов семьи, на восстановления
их сил, израсходованных в процессе труда
или обучения.
-функция
духовного общения обеспечивает развитие
членов семьи, их духовное взаимообогащение,
поддержание дружеских отношений и моральную
ответственность друг перед другом.
Семья - это
не только человеческий материал и отношения
между членами семьи, но и само место проживания,
хозяйственная деятельность членов семьи,
бытовые условия их существования. Во
всех обществах институт семьи осуществляет
в разной степени физическую, экономическую
и психологическую защиту своих членов.
Мы привыкли к тому, что, задевая интересы
и безопасность любой личности, мы задеваем
и его семью, члены которой защищают своего
близкого или мстят за него. В большинстве
случаев вину или стыд за человека разделяют
все члены его семьи.
Несмотря
на большое число институтов, участвующих
в социализации личности, центральное
место в этом процессе, безусловно, занимает
семья. Это объясняется, прежде всего,
тем, что именно в семье осуществляется
первичная социализация индивида, закладываются
основы его формирования как личности.
Многие мыслители, начиная с Платона, говорили
об обобществлении воспитания детей, однако
все попытки социализации вне института
семьи оказывались неудачными. Например,
после революции в Советском Союзе были
созданы специализированные программы
общественного воспитания детей, с тем,
чтобы женщины могли участвовать в трудовом
процессе. Однако этот эксперимент не
получил широкого распространения. В настоящее
время в нашем обществе пытаются совместить
усилия образовательных институтов и
института семьи для успешной социализации
детей, но семья по-прежнему удерживает
первенство в социализации индивидов.
В современном Израиле дети в кибуцах
(кооперативных фермах) воспитываются
в общих коттеджах и находятся под присмотром
специальных воспитателей, в то время
как их матери выполняют различные работы
в тех же кибуцах. Родители обычно проводят
с детьми около двух часов в день и весь
день в субботу. По мнению некоторых обозревателей,
такое воспитание проходит успешно, хотя
у него существует много противников.
Генеративная
функция характеризуется необходимостью
продолжения человеческого рода, что является
не только биологической потребностью,
но также имеет огромное экономическое
значение для сохранения популяции. Общество
заинтересовано в том, чтобы каждое следующее
поколение было, по крайней мере, не малочисленнее,
чем предыдущие.
На сегодняшний
день существует установка на бездетность.
И эта тенденция распространяется среди
супругов детородного возраста, что связано,
с одной стороны, с растущими экономическими
трудностями, превращением ребенка “в
предмет социальной роскоши”, а с другой
- некоторой духовно-моральной деградацией,
которая поразила современное общество,
в системе ценностей которого часто - не
люди, а престижные вещи, машины, породистая
собака и т.д.
На выполнение
семьей своей генеративной функции оказывает
влияние и качество здоровья населения,
и уровень развития здравоохранения в
стране.
Коммуникативная
функция заключается в удовлетворении
потребности человека в двух противоположных
явлениях - общении и уединении.
В разные
периоды жизни семьи изменяется иерархия
семейных функций: то одна, то другая занимает
приоритетное место. Так, для молодой семьи
наиболее важной является биологическая
(репродуктивная) функция, тогда как для
пожилой пары важнее - эмоциональная.
В своём единстве
перечисленные функции представляют систему
семейных отношений, возникновение в этой
системе дисфункции, т.е. рассогласования
в их взаимодействии как целого, приводит
систему в аномальное состояние. Игнорирование,
а порой и полный отказ семьи по тем или
иным причинам от выполнения какой-либо
функции, дестабилизирует семейный образ
жизни, возникает угроза её распада. Семьи,
социальное функционирование которых
по субъективным или объективным причинам
затруднено, характеризуются как семьи
социального риска.
Причины,
вызывающие дисфункцию семейных отношений,
весьма многообразны.
Экономические:
прожиточный
уровень ниже черты бедности из-за избыточной
иждивенческой нагрузки на одного работающего
члена семьи (многодетные семьи, семьи,
в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды);
низкий уровень заработной платы или её
невыплата;
безработица;
семьи пенсионеров (последние даже при
максимальном размере пенсии остаются
за чертой бедности).
Асоциальные:
алкоголизм
семьи или одного из её членов; наркомания;проституция.
Психологически-этические:
жестокость;
агрессивность; грубость; конфликтность;
ревность;
супружеская
неверность; эгоизм ; неуравновешенность
характеров.
Медицинские:
хронические
инфекционные (например, туберкулёз) и
венерические заболевания;
психические
и сексуальные отклонения.
Заключение
Выделение
института семьи из других институтов
общества и тщательное его изучение не
случайно. Именно семья признается всеми
исследователями основным носителем культурных
образцов, наследуемых из поколения в
поколение, а также необходимым условием
социализации личности. Именно в семье
человек обучается социальным ролям, получает
основы образования, навыки поведения.
Известно,
что правила, устои, обычаи и традиции
семейной жизни отличаются своеобразием
и специфичны для каждого общества. Причем
каждому кажется, что именно в его обществе
устройство семейной жизни, семейные обычаи
и устои самые лучшие и единственно возможные.
Таким образом, семейная жизнь чаще всего
рассматривается с точки зрения этноцентризма.
Но если семья представляет собой такую
важную часть общества, почему же человечество
не может выработать единые образцы семейной
жизни, которые наилучшим образом подходили
бы для удовлетворения человеческих потребностей?
Наличие личных потребностей в семье и
детях, личных желаний и влечений к браку
и семье -- очень важное обстоятельство,
показывающее, что существование семьи
и общества возможно только потому, что
миллионы людей испытывают потребность
в семейном образе жизни и потребность
в детях, и лишь благодаря этому происходит
воспроизводство населения. Если представить
себе, вообразить иные формы социальной
организации воспроизводства населения,
основанные не на личных мотивах людей,
а на принуждении, то эти формы уже не могут
считаться семьей в привычном социокультурном
смысле, релевантном всем известным из
истории типам семьи.
Таким образом,
мы видим, что семья является основой всех
социальных институтов, и, говоря о развитии
семьи, подразумеваем развитие общества
в целом.
Список использованных
источников
1. Антонов
А.И., Медков В.М. «Социология семьи». М.,
1996
2. Гидденс
Энтони. «Социология». М., 1999
3. Грицанов
А.А. «Энциклопедия по социологии». Мн.,
2002
4. Елсуков
А.Н. «Социология». Мн., 2000
5.Лавриненко
В.Н. «Социология».М.,2001
6. Павлёнок
П.Д. «Социология». М., 2002
7. Харчев
А.Г. «Брак и семья в СССР». М., 1979
8. Ян Щепаньский.
«Элементарные понятия социологии». М.,
1969Главная / / Фролов. Социология.