Социально-экономическая мысль средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

а) Общая характеристика "средневековых взглядов".Социально-экономическая мысль Средневековья представляла собой отражение общего характера эпохи.
С социально-экономической точки зрения, период "средневековья" - это период феодализма. Некоторые исследователи считают от падения под натиском варваров рабовладельческого Рима (476 г. н. Есть) - до буржуазных революций XVI - XVII вв. Названный период иногда делятся еще на три: "раннее" Средневековья (т.н. "темные века"), "зрелое и позднее Средневековье.

Файлы: 1 файл

характеристика.docx

— 19.69 Кб (Скачать файл)

Социально-экономическая  мысль средних веков

а) Общая характеристика "средневековых взглядов".Социально-экономическая мысль Средневековья представляла собой отражение общего характера эпохи.

С социально-экономической  точки зрения, период "средневековья" - это период феодализма. Некоторые  исследователи считают от падения  под натиском варваров рабовладельческого  Рима (476 г. н. Есть) - до буржуазных революций XVI - XVII вв. Названный период иногда делятся еще на три: "раннее" Средневековья (т.н. "темные века"), "зрелое и позднее Средневековье.

В истории человечества "Средневековье" характеризуют как эпоху упадка культуры, науки, общей образованности населения (даже по сравнению с предыдущими  веками Античности. Ожесточенные и разрушительные войны, усиленные эпидемиями, болезнями, ухудшением климата приводят к упадку хозяйственных систем. Резко ухудшается питание населения, сокращается общая продолжительность жизни (30-35 лет), снижается доля т. зв. "летних" (лица старше 50 лет), приходят в упадок города и села, наука и культура. Тьма невежества изменяет прежний культурный и научный расцвет.

Средневековое хозяйствования носит ярко выраженный натуральный характер. Товарно-денежные отношения - эпизодические, и ограничиваются стремлением "феодальной верхушки" приобрести предметы роскоши или ценную оружие (Европа ведет "чахлу" торговлю с арабским миром.

Эпоха Средневековья характеризуется  и примитивной социально-экономической  структурой. Она является строго иерархической: на вершине феодальной "пирамиды" король (или царь), а далее, по принципу вассальной зависимости, - остальное - князья, бароны, Герцоги, герои, религиозная верхушка (епископы, аббат. Доля "господствующих слоев" не превышает 1,5% населения. Основа их могущества - владение землей. Политическая власть находится в руках земельных собственников (светских и церковных феодалов. Остальное население находится в разных формах зависимости от господствующей верхушки.

Эпоху Средневековья отличает строго регламентирован характер организации любой сферы человеческой деятельности. Разного рода ремесла подчинены строгим "цеховым уставам" (технология, инструмент, время начала и окончания работ, количество учеников в мастера и подмастерьем, качество сырья и готовой продукции, квалификация ремесленников, уровень цен и т.д.) Однако городские ремесленники не находятся в личной зависимости от феодалов, уровень их жизни существенно выше сельского.

Так же строго регламентирована деятельность торгово-купеческого  люда. Доля "торговцев" постепенно растет и достигает в некоторых  странах 4-6%. Характеризуя эпоху Средневековья  в целом, следует отметить ее отличительные  черты – Установленость , кастовость, корпоративизм, господство традиций и воссоздания существующих уклад.

Такая система ведения  хозяйства получила название "традиционного  способа производства". В сочетании  с элементами командно-иерархической  системы (система "власть - собственность") и незначительными примесями  рыночных отношений можно характеризовать  как "систему феодализма.

Феодальная система, которая  предполагала личную зависимость крестьян от землевладельцев, ее кастовость и  корпоративность находят четкое обоснование в социально-экономических  взглядах тех времен - законность феодального  владения землей, вечность деления  на "благородных" и "низких", подчиненность устоявшимся церковным  канонам и догмат веры. В течение  долгих веков (эпоха "раннего и  зрелого" феодализма) социально-экономическая  мысль развивается медленно, вяло, носит примитивный характер. И  лишь во времена "позднего" феодализма (XV - XVII вв.) Вместе с определенным социально-экономическим  прогрессом, подъемом культуры, науки  и образования, начинает прогрессировать  и социально-экономическая мысль.

Социально-экономическую  мысль Средневековья можно, с  определенной долей условности, разделить  на "светский" и "духовный" направления. К первому, т. наз. "светского направления" следует отнести Кодексы, Правды, Наставления и Приказы, которые  формировали правящие круги. их главным назначением было предоставить повседневной хозяйственной практике стали правовые нормы, защитить собственность, упорядочить распределительные отношения.

"Духовный направление" отражал в политической и социально-экономической мысли господствующие церковную идеологию, религиозно-этические нормы, софистические размышления. В основе этих взглядов лежат труда "отцов" церкви, Коран, Библия, "христианские ценности". В центре внимания представителей этого направления этические проблемы, но главная из них - как привести хозяйственную практику в соответствие с "Божьим замыслы". Теологический характер социально-экономической мысли Средневековья сказалась и на особенностях этой мысли в странах средневекового Востока и Запада.

в) Социально-экономическая сознание феодальной Европы. Фома Аквинский (1225 - 1274) Экономическую мысль средневековой Европы следует анализировать с точки зрения зарождения (становления, развития и упадка "феодальной системы, что и отмечено в истории как" раннее средневековье (V - XI век), развито, или "классическое" (XII - XV ст.) и позднее средневековье (XVI - XVII века). На каждом из этих этапов социально-экономическая мысль имела свои особенности. Общая характеристика этого мнения была представлена выше. Но самое лучшее представление о тогдашнюю мнению дают некоторые социально-экономические достопримечательности и, прежде всего, Франкськои государства - крупнейшего королевства, который образовался на севере Европы в V веке. Источником изучения социально-экономической мысли периода распада сельской общины и зарождения феодальных отношений были тогдашние государственные документы.

Самым древним из них считается  сборник законов "саличних" (северных) франков - "Салична правда". В этой сборке (V - VI века) определяется равное право всех общинников на землю сельской общины, равенство всех свободных франков "перед законом, объявлено неприкосновенность общинного имущества. Одновременно "Салична правда" содержит уже статьи, защищающие индивидуальную частную собственность.

Важным источником раннефеодальной  социально-экономической мысли был "Капитулярий о виллы" ( "Закон о имения"), который издал король франков Карл Великий (IX век). Значение этого исторического памятника заключается в том, что она дает представление о экономическую и социальную политику феодальной государства. Названный закон уже практически не содержит статей об общинных землевладения. Зато он проникнуты духом монопольной феодальной собственности Сеньор на землю и имущество, обязывает населения Франкской государства нести различные повинности, платить обработки владельцу земли. Натуральная форма хозяйствования определяется идеальной и предлагает создавать в феодальных имениях все необходимое, чтобы не зависеть от рынка.

Социально-экономическая  мысль "развитого феодализма" находилась под влиянием католической церкви, и, прежде всего, "канонической доктрины". Авторы церковных догм и законов (канонов) категорийный осуждали торговый прибыль и лехаческий  процент, считали их следствием "несправедливого обмена" и присвоение чужого труда. Большая торговля и ссудные операции вообще запрещались, как грешные явления. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным лишь при условии установления "справедливых цен".

Однако со временем, в  период "позднего феодализма, когда  рядом с натуральным ведением хозяйства приобретали силы ремесла, торговля, промыслы, ростовщичество, т.е. развивались товарно-денежные отношения, социально-экономическая мысль" поздних канонистов "(в отличие от" ранних " ) начала по-иному трактовать социальные и экономические проблемы и процессы, в частности причины социального неравенства. Методология "ранних канонистов" базировалась на авторитарности доказательств, то есть ссылками на тексты священного писания и труда церковных теоретиков. В основе понятий лежала морально-этическая характеристика, в частности положения о "справедливую цену". "Поздние канонисты" добавили к этой аргументации т. зв. "принцип двойных оценок", что позволяло путем комментариев и уточнений подавать конкретное хозяйственное или социальное явление в другом, иногда противоположном смысле.

Сказанное может быть лучше  проиллюстрирована взглядами самого выдающегося представителя "канонической доктрины" - доминиканского монаха и богослова Фомы Аквинского (Тома Ак-винат, 1225 - 1274 PP). Свои взгляды Ф. Аквинский изложил в трактате "Сумма теологии", который считают энциклопедией Като-лицизму. Уже после смерти Тома был канонизирован (1323 г.) как святой, а в 1379 г. специальной энциклики Льва ХНИ его учение было официально признано "единственно верной философией католицизма".

Взгляды и суждения святого  тома имеют двойную и компромиссную  позицию: социально-экономические явления  он считал сочетанием противоречий. Так, все жизненные блага он объявлял созданными Богом, а потому общими для  всех людей. Но "естественной" считал также частную собственность, которая  необходима и "каждый должен защищать свое". Другое его тезис провозглашала  всех людей равными перед Богом, но одновременно "естественным" следует  считать разделение общества на богатых  и бедных. Такое деление он объяснял естественными различиями людей  и Божьим провидение, а потому стремление подняться над своим социальным положением считал рода нарушениям "Божьего  порядка.

Хозяйственным идеалом Аквинат считал натуральное хозяйство, но одновременно предполагал возможность товарного обмена по "справедливым ценам". Чрезвычайно интересной является его трактовка "справедливой цены". Это такая цена, которая обеспечивает продавцу уровень жизни, соответствующий его социальному положению, т.е. уровень "справедливой цены" может колебаться в зависимости от социального статуса человека в феодального обществе.

Противоречиво Фома подходил и к оценке торговли и ростовщичества. Он допускал необходимость торговли как формы обмена товарами, но осуждал  ее как средство наживы. "Ростовщичество" вообще считал смертным грехом, а процент  под займы - продажей того, чего в  действительности не существует, поэтому "противоестественным" и "богопротивним". В конце концов, Тома Аквинат доказывал справедливость присвоение феодалами земельной ренты как части продукта, созданного природой на их землях, и в качестве платы землевладельцу за управление имением.


Информация о работе Социально-экономическая мысль средних веков